Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность | Проверкаготовностик уроку; создание эмоционального настроя. Предлагает выбрать карточку | Включение в диалог Выбирают карточки. Делятся на группы. | Улыбнитесь друг другу. На части не делится солнце лучистое, И вечную землю нельзя разделить , Но искорку счастья луча золотистого Ты можешь, ты в силах друзьям подарить - Пусть сегодня день будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки, которые вы подарите сейчас друг другу. Звучит песня “Настоящий друг” музыка Б.Савельева, стихи М.Пляцковского. Каждый ученик получает карточку с буквами , и таким образом класс делится на группы.) | Мотивация к учебной деятельности, желание учиться, проявление интереса к изучаемому предмету. | Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости Коммуникативные УУД: положительный настрой на урок. Регулятивные УУД: организация рабочего места. |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | Создание проблемной ситуации. | Принятие проблемной ситуации Дети высказывают своё мнение ….быть добрым .... отношения ...забота ... привязанность друг к другу .... любовь ...преданность и т.д. ответы учащихся | Учащиеся смотрят отрывок из м/ф “Кот Леопольд” и, отвечая на вопрос “что значит “жить дружно? ”, определяют тему урока и формулируют цель работы (слайды) -Что такое дружба? Каждый знает. Может быть, и спрашивать смешно? Ну а всё же, что обозначает это слово? Это слово? Значит что оно? - Напишите на листе, что вы понимаете под словом “дружба”? (прием ТРКМ - “Корзина идей”) Дружба – это …….. подбор однокоренных слов к слову “дружба” (дружный, дружить, дружище, подружиться, друг) (слайд) | Уметь применять способы решения учебной задачи | Познавательные : Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: установление взаимодействия учитель - ученик, ученик-ученик (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками). Регулятивные: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. |
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | Работа с понятием дружба Предлагает детям оценить поведение героев рассказа. | учащиеся высказывают своипредположения Инсценируют рассказ Обмен мнениями Составляют кластер | - Прочная дружба возможна только при соблюдении определённых правил. А вы знаете эти правила? Давайте поиграем в игру «Мяч по кругу передай, правило дружбы называй» (Приём «Круговой турнир») - Дружбу можно отличить от всех отношений, которые существуют между людьми. Проблемный вопрос: «Как отличить дружбу от других человеческих отношений?» Театрализация. Рассказ В.Осеевой “Три товарища” Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке - Почему ты не ешь? — спросил его Коля. - Завтрак потерял. - Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. – До обеда далеко еще! - А ты где его потерял? – спросил Миша - Не знаю – тихо сказал Витя и отвернулся. - Как бы вы поступили в данной ситуации? - Давайте, посмотрим, чем закончилась эта история и кого из ребят вы бы назвали другом? Объясните свою точку зрения. - Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу: “Бери, ешь!” - Продолжите фразу: Настоящий друг - это тот, кто... - Как вы считаете, интереснее жить — с друзьями или без друзей? - Как вы думаете, какими отличительными особенностями обладает дружба? - Продолжаем составлять кластер. Правила дружбы (слайд) | Уметь находить определение слов | ПознавательныеУУД: анализ с целью выделения признаков. Коммуникативные УУД: -Договариваться с товарищами: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе Познавательные УУД: -Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в виде текста. |
Построение проекта выхода из затруднения Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации | Предлагает прочитать пословицы на карточках. Учитель предлагает детям обобщить достигнутые результаты, предлагает открыть новые знания | Работают с толковыми словарями. Составляют кластер Работа в группах Внимательно слушают задание. Работают с цветами. | Формулирование понятия “дружба”: - Посмотрите, как объясняется слово дружба в толковом словаре (работа со словарной статьей) и в ваших учебниках (слайд) С.И.Ожегов: «Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.» В. И Даль: «Дружба – этопривязанность двух и более людей, бескорыстная, основанная на любви и уважении». составление кластера (который постепенно заполняется на протяжении всего урока) -Прочитайте текст учебника и сделайте пометки на полях: - О каких еще отличительных чертах дружбы вы узнали? (прием ТРКМ – инсерт: “V” – уже знал, “+” - новое) (слайд) - А кто может быть другом?(Иллюстрация в учебнике). (Сверстник, взрослый, домашнее животное, игрушка…) Поднимите руки те, у кого есть друзья. - А с кем дружите вы? Сейчас я раздам вам листочки, на которых нарисован цветок. Середина цветка – это каждый из вас, а лепестки – ваши друзья. Запишите на лепестках с кем выдружите,и раскрасьте цветок. (На доске памятка:красныйцвет – друг -сверстник, жёлтый – взрослый человек, зелёный – домашнееживотное,любимая игрушка). - Ачто значит«дружить»? - Какие качества должениметьдруг? На доске запись слова «друг». Дети называют качества, а учитель фиксирует их на доске. Друг Доброта Смелость Честность Надёжность Лепестки цветказаполните словами, которые являются самыми главными на ваш взгляд качествами, без которых дружба невозможна. | Уметь объяснять понятие «дружба», качества дружбы | Познавательные УУД: анализ, сравнение, обобщение, умениеориентироваться в учебнике, словаре, понимать информацию, представленную в виде текста. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Регулятивные УУД: понимать цель выполняемых действий. |
5. Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания | Предлагает детям задание | Выполняют задание. Высказывают собственное мнение. | Работа с интерактивной доской - Давайте разобьем слова (записаны на карточках) на две группы: что помогает дружбе и что дружбе мешает. ( понимание, деликатность, мелочность, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, болтливость, сдержанность, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность) | Уметь классифицировать понятия | Познавательные УУД: решение проблемы Коммуникативные УУД: коллективное обсуждение, выражение собственных мыслей. |
Физминутка | Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации | Дети берутся за руки парами и воспроизводят движения с экрана, подпевая словам известной песни: «Если с другом вышел в путь» | Музыкальный видеоролик: «Если с другом вышел в путь» | | личностные УУД - установка на здоровый образ жизни |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). | Работа с презентацией | Отвечают на вопросы. Работают в парах | – Поднимите ваши буквы (ученики их получили в начале урока), какое же у вас получилось слово? ДРУГ - Какой он настоящий друг? (слайд ) - Обсудите вопросы викторины в парах Викторина. -Какие вы знаете произведения о дружбе? (слайд ) - Девочке Жене был подарен необычный цветок, на котором было семь разноцветных лепестков “исполнения желаний”. Какое было последнее желание Жени? (Оторвала голубой лепесток и пожелала здоровья Вите).
- Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили - не тужили. Назовите этих друзей - музыкантов. (Бременские музыканты: петух, кот, пес и осёл)
- Как зовут девочку, которая выручила своего друга Кая из ледового плена? (Герда)
- “Карлсон бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнёс: “Я самый больной в мире человек”. Потребовал лекарство. Малыш дал лекарство, на что Карлсон сказал: “Друг спас жизнь друга”. Какое лекарство дал Малыш? (Малиновое варенье)
- Назови друзей Винни – Пуха. (Пятачок, Кролик, ослик Иа, мудрая Сова)
- Герои Э.Успенского Крокодил Гена, Чебурашка и Галя решили “передружиться”. Как они это сделали? (Решили построить Дом Дружбы, и пока его строили, подружились)
| Уметь применять полученные знания | Познавательные УУД: получение нужной информации о героях и их поступках из текста. Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли. Личностные УУД: нравственная оценка событий |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Индивидуальное задание для учениковна карточках | Вычёркивают лишние слова на карточках. Самопроверка по образцу (на слайде) | - Какие же качества человека мешают дружбе, а что помогает сохранить дружбу? Сейчас я предлагаю поработать самостоятельно. Вам нужно выбрать, какими качествами должен обладать настоящий друг. У каждого на столе лежит листочек со словами, обозначающие нравственные качества личности. Прочитайте их и вычеркните те качества, которыми настоящий друг обладать не должен. Слова на карточках: доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, зависть, ответственность, подлость, хвастовство, вежливость. Проверка по эталону (слайд) -Перечислите, какими качествами обладает настоящий друг. -Верно, ребята! Настоящий друг обладает такими качествами, как доброта, честность, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость и другие. -А нужно ли вам самим обладать такими же нравственными качествами? Почему? Действительно, народная мудрость гласит: «Найти хорошего друга – это только половина дела: нужно еще самому быть таким».(слайд) - Как вы считаете, легко ли быть хорошим другом? | Уметь применять полученные знания в условиях изменённой ситуации. | Регулятивные УУД Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. |
Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Предлагает составить синквейн | Групповая работа | а) Составление синквейна. (слайд) Дружба Сильная, сплочённая. Дружить, выручать, не предавать. Никогда не оставлять друга в беде. Верность. | | Регулятивные УУД: самоопределение, осознание качества и уровня усвоения материала. Познавательные УУД:синтез, Коммуникативные УУД:выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью. |
Рефлексия Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | Фронтальная беседа. Предлагает оформить дерево «Дружбы» | Индивидуальные ответы детей. Выполняют задание | - Что вас поразило на сегодняшнем уроке? - Над чем заставил задуматься этот урок? - О чем бы вы хотели продолжить разговор на следующем уроке? - Что стало самым важным на уроке? - Сейчас мы с вами посадим дерево «Дружбы». На доске дерево, а его листьями будут ваши ладошки. Вы заранее обвели и вырезали своиладошки, а сейчас на каждом пальчике запишите те качества, которые могут охарактеризовать вас как настоящего друга. - Прикрепите свои ладошки со словами. -А закончить наш урок я хотела бы следующим четверостишием: Давайте будем Дружить друг с другом, Как птица - с небом, Как поле - с плугом, Как ветер - с морем, Трава - с дождями, Как дружит солнце Со всеми нами. - Я желаю вам оставаться такими же замечательными, какие вы есть! Пустьвсегда с вами рядом будут настоящие друзья! | | Регулятивные УУД Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Личностные УДД Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок? Нравственно–этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор. |
10. Домашнее задание (интегрированное) | | | (слайд) 1. Напишите рассказ о своём друге. 2. Нарисуйте иллюстрации по теме «Мой друг». 3. рисунок “Дерево дружбы”: нарисуйте себя в виде дерева, а всех своих друзей в виде корней этого дерева. - Подумайте, какой из корней вашего дерева самый прочный и почему. | | |