Теперь без регистрации

ТВОРИ!
УЧАСТВУЙ!
ПОБЕЖДАЙ!

Центр организации и проведения
Международных и Всероссийских
конкурсов г. Москва
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64913 от 16.02.2016

sandwich-btn
Возрастная категория 0+

Всего добавлено
работ:

131115
  • Конкурсы
  • Викторины
  • Публикации
  • Конференции
  • Обмен опытом
  • ФГОС тесты
  • Олимпиады
  • Педагог-эксперт
  • Выбрать раздел

    Как отправить доклад:

    • 1. Клик н кнопку «Разместить доклад» (кнопка выше)
    • 2. Заполнить заявку, загрузив доклад.
    • 3. Клик по кнопке «Отправить». Система переведёт вас на страницу оплаты.
    • 4. Оплатите взнос – 250 р. - 150 р.
    • 5. После оплаты вы сразу увидите сообщение об успешной отправке заявки.
    • 6. Доклад отправляется на проверку.
    • 7. Скачать свидетельство вы можете в день подачи заявки в разделе сайта «результаты».
    • 8. Если у вас возникли вопросы, пишите на почту tvori.uchastvui@yandex.ru

    Посмотреть свидетельство:

    Сертификат

    Публикация работ производится БЕСПЛАТНО.

    Стоимость свидетельства о публикации в электронном виде – 250 р.

    Технологическая карта. Предмет: ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» Класс: 4. Тема: "Дружба"

    Дата публикации: 18.06.20

    Автор:
    Бычкова Марина Владимировна Учитель начальных классов, МБОУ СОШ с. Ивановка, Приморский край Михайловский район с. Ивановка

    Технологическая карта

    Бычкова Марина Владимировна

    Предмет: ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»
    Класс: 4
    Тип урока: комбинированный

    Тема

    Дружба

    Цель

    Осознание ценности и необходимости дружбы, личной ответственности за поддерживание дружеских отношений.

    формирование понятия “дружба”, как важнейшей нравственной ценности.

    Задачи

    Образовательные: формировать у обучающихся основных категорий морали: дружба, порядочность, бескорыстие, дружба, понимание, честность, доверие
    Развивающие: развивать добрые качества иумение дружить, социальные эмоции и переживания, проявлять доброжелательность, относиться с пониманием друг к другу.
    Воспитательные: воспитывать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

    УУД

    • ЛичностныеУУД: формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: дружба, порядочность, бескорыстие, честность, понимание.
    • Регулятивные УУД: умение точно выражать свои мысли, определять цель деятельности на уроке, проявлять познавательную активность в учебном сотрудничестве.
    • Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, уметь формировать свои мысли в устной форме,владеть диалогической формой речи

    Познавательные УУД: формировать умение отбирать главное, синтезировать, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

    Планируемые результаты

    Предметные:

    Знать и понимать ценность и необходимость дружбы, личной ответственности за поддерживание дружеских отношений.

    уметь отличать особенности дружеских отношений;оценивать правильность выполнения учебной задачи;

    Личностные:

    развивать умения анализировать собственные поступки, и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.

    Метапредметные: участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений;

    -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, построение логической цепи рассуждений;

    -формировать готовностьк преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов решения трудностей.

    Основные понятия, изучаемые на уроке

    Дружба, друг, друзья, доверие, доверительные отношения, обида, прощение

    Межпредметные связи

    Русский язык, Литература, Музыка, Изо

    Ресурсы:

    Основные:

    Презентация педагога «Дружба»

    Дополнительные:

    Мультфильм «Кот Леопольд»

    Рассказ В.Осеевой “Три товарища”

    Музыка «Настоящий друг»

    Музыкальный видеоролик:

    «Если с другом вышел в путь»

    Пословицы и поговорки

    Формы урока

    групповая, индивидуальная, фронтальная

    Технологии

    личностно - ориентированная,сотрудничества, здоровьесберегающая,деятельностный подход.

    При разработке урока использованы приемы технологии ТРКМ: синквейн,кластер

    Дидактическая структура урока

    Деятельность

    учителя

    Деятельность учеников

    Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

    Планируемые результаты

    Предметные

    УУД

    1.Мотивация к учебной деятельности.

    Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

    Проверкаготовностик уроку; создание эмоционального настроя.

    Предлагает выбрать карточку

    Включение в диалог

    Выбирают карточки. Делятся на группы.

    Улыбнитесь друг другу.
    На части не делится солнце лучистое,
    И вечную землю нельзя разделить ,
    Но искорку счастья луча золотистого
    Ты можешь, ты в силах друзьям подарить

    - Пусть сегодня день будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки, которые вы подарите сейчас друг другу.

    Звучит песня “Настоящий друг” музыка Б.Савельева, стихи М.Пляцковского. Каждый ученик получает карточку с буквами , и таким образом класс делится на группы.)

    Мотивация к учебной деятельности, желание учиться, проявление интереса к изучаемому предмету.

    Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

    Коммуникативные УУД: положительный настрой на урок.

    Регулятивные УУД: организация рабочего места.

    2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

    Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

    Создание проблемной ситуации.

    Принятие проблемной ситуации

    Дети высказывают своё мнение

    ….быть добрым

    .... отношения

    ...забота

    ... привязанность друг к другу

    .... любовь

    ...преданность и т.д.

    ответы учащихся

    Учащиеся смотрят отрывок из м/ф “Кот Леопольд” и, отвечая на вопрос “что значит “жить дружно? ”, определяют тему урока и формулируют цель работы (слайды)

    -Что такое дружба? Каждый знает.

    Может быть, и спрашивать смешно?

    Ну а всё же, что обозначает это слово? Это слово? Значит что оно?

    - Напишите на листе, что вы понимаете под словом “дружба”? (прием ТРКМ - “Корзина идей”)

    Дружба – это ……..

    подбор однокоренных слов к слову “дружба” (дружный, дружить, дружище, подружиться, друг) (слайд)

    Уметь применять способы решения учебной задачи

    Познавательные :

    Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

    Коммуникативные: установление взаимодействия учитель - ученик, ученик-ученик (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

    Регулятивные:

    Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

    3. Выявление места и причины затруднения.

    Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

    Работа с понятием дружба

    Предлагает детям оценить поведение героев рассказа.

    учащиеся высказывают своипредположения

    Инсценируют

    рассказ

    Обмен мнениями

    Составляют кластер

    - Прочная дружба возможна только при соблюдении определённых правил. А вы знаете эти правила? Давайте поиграем в игру «Мяч по кругу передай, правило дружбы называй» (Приём «Круговой турнир»)

    - Дружбу можно отличить от всех отношений, которые существуют между людьми.

    Проблемный вопрос: «Как отличить дружбу от других человеческих отношений?»

    Театрализация.

    Рассказ В.Осеевой “Три товарища”

    Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке

    - Почему ты не ешь? — спросил его Коля.

    - Завтрак потерял.

    - Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. – До обеда далеко еще!

    - А ты где его потерял? – спросил Миша

    - Не знаю – тихо сказал Витя и отвернулся.

    - Как бы вы поступили в данной ситуации?

    - Давайте, посмотрим, чем закончилась эта история и кого из ребят вы бы назвали другом? Объясните свою точку зрения.

    - Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу: “Бери, ешь!”

    - Продолжите фразу: Настоящий друг - это тот, кто...

    - Как вы считаете, интереснее жить — с друзьями или без друзей?

    - Как вы думаете, какими отличительными особенностями обладает дружба?

    - Продолжаем составлять кластер.

    Правила дружбы (слайд)

    Уметь находить определение слов

    ПознавательныеУУД:

    анализ с целью выделения признаков.

    Коммуникативные УУД:

    -Договариваться с товарищами: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе

    Познавательные УУД:

    -Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в виде текста.

    Построение проекта выхода из затруднения

    Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации

    Предлагает прочитать пословицы на карточках.

    Учитель предлагает детям обобщить достигнутые результаты, предлагает открыть новые знания

    Работают с толковыми словарями.

    Составляют кластер

    Работа в группах

    Внимательно слушают задание.

    Работают с цветами.

    Формулирование понятия “дружба”:

    - Посмотрите, как объясняется слово дружба в толковом словаре (работа со словарной статьей) и в ваших учебниках (слайд)

    С.И.Ожегов:

    «Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.»

    В. И Даль: «Дружба – этопривязанность двух и более людей, бескорыстная, основанная на любви и уважении».

    составление кластера

    (который постепенно заполняется на протяжении всего урока)

    -Прочитайте текст учебника и сделайте пометки на полях:

    - О каких еще отличительных чертах дружбы вы узнали? (прием ТРКМ – инсерт: “V” – уже знал, “+” - новое) (слайд)

    - А кто может быть другом?(Иллюстрация в учебнике). (Сверстник, взрослый, домашнее животное, игрушка…) Поднимите руки те, у кого есть друзья.

    - А с кем дружите вы? Сейчас я раздам вам листочки, на которых нарисован цветок. Середина цветка – это каждый из вас, а лепестки – ваши друзья. Запишите на лепестках с кем выдружите,и раскрасьте цветок. (На доске памятка:красныйцвет – друг -сверстник, жёлтый – взрослый человек, зелёный – домашнееживотное,любимая игрушка).

    - Ачто значит«дружить»?

    - Какие качества должениметьдруг?

    На доске запись слова «друг». Дети называют качества, а учитель фиксирует их на доске.

    Друг

    Доброта

    Смелость

    Честность

    Надёжность

    Лепестки цветказаполните словами, которые являются самыми главными на ваш взгляд качествами, без которых дружба невозможна.

    Уметь объяснять понятие «дружба», качества дружбы

    Познавательные УУД: анализ, сравнение, обобщение, умениеориентироваться в учебнике, словаре, понимать информацию, представленную в виде текста.

    Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

    Регулятивные УУД: понимать цель выполняемых действий.

    5. Реализация построенного проекта.

    Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания

    Предлагает детям задание

    Выполняют задание.

    Высказывают собственное мнение.

    Работа с интерактивной доской

    - Давайте разобьем слова (записаны на карточках) на две группы: что помогает дружбе и что дружбе мешает.

    ( понимание, деликатность, мелочность, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, болтливость, сдержанность, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность)

    Уметь классифицировать понятия

    Познавательные УУД: решение проблемы

    Коммуникативные УУД: коллективное обсуждение, выражение собственных мыслей.

    Физминутка

    Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации

    Дети берутся за руки парами и воспроизводят движения с экрана, подпевая словам известной песни: «Если с другом вышел в путь»

    Музыкальный видеоролик:

    «Если с другом вышел в путь»

    личностные УУД - установка на здоровый образ жизни

    6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

    Работа с презентацией

    Отвечают на вопросы.

    Работают в парах

    – Поднимите ваши буквы (ученики их получили в начале урока), какое же у вас получилось слово? ДРУГ

    - Какой он настоящий друг? (слайд )

    - Обсудите вопросы викторины в парах

    Викторина.

    -Какие вы знаете произведения о дружбе? (слайд )

    • Девочке Жене был подарен необычный цветок, на котором было семь разноцветных лепестков “исполнения желаний”. Какое было последнее желание Жени? (Оторвала голубой лепесток и пожелала здоровья Вите).
    • Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили - не тужили. Назовите этих друзей - музыкантов. (Бременские музыканты: петух, кот, пес и осёл)
    • Как зовут девочку, которая выручила своего друга Кая из ледового плена? (Герда)
    • “Карлсон бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнёс: “Я самый больной в мире человек”. Потребовал лекарство. Малыш дал лекарство, на что Карлсон сказал: “Друг спас жизнь друга”. Какое лекарство дал Малыш? (Малиновое варенье)
    • Назови друзей Винни – Пуха. (Пятачок, Кролик, ослик Иа, мудрая Сова)
    • Герои Э.Успенского Крокодил Гена, Чебурашка и Галя решили “передружиться”. Как они это сделали? (Решили построить Дом Дружбы, и пока его строили, подружились)

    Уметь применять полученные знания

    Познавательные УУД: получение нужной информации о героях и их поступках из текста.

    Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли.

    Личностные УУД: нравственная оценка событий

    7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

    Индивидуальное задание для учениковна карточках

    Вычёркивают лишние слова на карточках.

    Самопроверка по образцу (на слайде)

    - Какие же качества человека мешают дружбе, а что помогает сохранить дружбу?

    Сейчас я предлагаю поработать самостоятельно. Вам нужно выбрать, какими качествами должен обладать настоящий друг.

    У каждого на столе лежит листочек со словами, обозначающие нравственные качества личности. Прочитайте их и вычеркните те качества, которыми настоящий друг обладать не должен.

    Слова на карточках: доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, зависть, ответственность, подлость, хвастовство, вежливость.

    Проверка по эталону (слайд)

    -Перечислите, какими качествами обладает настоящий друг.

    -Верно, ребята! Настоящий друг обладает такими качествами, как доброта, честность, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость и другие.

    -А нужно ли вам самим обладать такими же нравственными качествами? Почему?

    Действительно, народная мудрость гласит: «Найти хорошего друга – это только половина дела: нужно еще самому быть таким».(слайд)

    - Как вы считаете, легко ли быть хорошим другом?

    Уметь применять полученные знания в условиях изменённой ситуации.

    Регулятивные УУД

    Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

    Включение в систему знаний и повторение.

    Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

    Предлагает составить синквейн

    Групповая работа

    а) Составление синквейна. (слайд)

    Дружба
    Сильная, сплочённая.
    Дружить, выручать, не предавать.
    Никогда не оставлять друга в беде.
    Верность.

    Регулятивные УУД: самоопределение, осознание качества и уровня усвоения материала.

    Познавательные УУД:синтез,

    Коммуникативные УУД:выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью.

    Рефлексия

    Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

    Фронтальная беседа.

    Предлагает оформить дерево «Дружбы»

    Индивидуальные ответы детей.

    Выполняют задание

    - Что вас поразило на сегодняшнем уроке?

    - Над чем заставил задуматься этот урок?

    - О чем бы вы хотели продолжить разговор на следующем уроке?

    - Что стало самым важным на уроке?

    - Сейчас мы с вами посадим дерево «Дружбы». На доске дерево, а его листьями будут ваши ладошки. Вы заранее обвели и вырезали своиладошки, а сейчас на каждом пальчике запишите те качества, которые могут охарактеризовать вас как настоящего друга.

    - Прикрепите свои ладошки со словами.

    -А закончить наш урок я хотела бы следующим четверостишием:

    Давайте будем Дружить друг с другом,

    Как птица - с небом, Как поле - с плугом,

    Как ветер - с морем, Трава - с дождями,

    Как дружит солнце Со всеми нами.

    - Я желаю вам оставаться такими же замечательными, какие вы есть! Пустьвсегда с вами рядом будут настоящие друзья!

    Регулятивные УУД

    Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

    Познавательные УУД

    Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Личностные УДД

    Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок?

    Нравственно–этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.

    10.

    Домашнее задание

    (интегрированное)

    (слайд)

    1. Напишите рассказ о своём друге.

    2. Нарисуйте иллюстрации по теме «Мой друг».

    3. рисунок “Дерево дружбы”: нарисуйте себя в виде дерева, а всех своих друзей в виде корней этого дерева.

    - Подумайте, какой из корней вашего дерева самый прочный и почему.

    Скачать публикацию Скачали: 312 раз(а)