Выбрать раздел
Как отправить доклад:
- 1. Клик н кнопку «Разместить доклад» (кнопка выше)
- 2. Заполнить заявку, загрузив доклад.
- 3. Клик по кнопке «Отправить». Система переведёт вас на страницу оплаты.
- 4. Оплатите взнос – 250 р. - 150 р.
- 5. После оплаты вы сразу увидите сообщение об успешной отправке заявки.
- 6. Доклад отправляется на проверку.
- 7. Скачать свидетельство вы можете в день подачи заявки в разделе сайта «результаты».
- 8. Если у вас возникли вопросы, пишите на почту tvori.uchastvui@yandex.ru
Посмотреть свидетельство:
Публикация работ производится БЕСПЛАТНО.
Стоимость свидетельства о публикации в электронном виде – 250 р.
Мониторинг применения УУД на уроке по результатам анализа урока
Дата публикации: 29.09.21
Мониторинг применения УУД на уроке по результатам анализа урока
Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Под универсальными учебными действиями понимается:
- умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, с одной стороны,
- и, с другой стороны, совокупность способов действий ученика (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Структура универсальных учебных действий включает в себя:
Личностные УУД (Самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание). Они позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). Они обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные УУД (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем). Онивключают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, контроль, коррекция). Ониобеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Таким образом, необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности.
Проанализировав деятельность учащихся на каждом этапе урока, можно выделить те универсальные учебные действия, которые формируются при правильной организации деятельности учащихся, а также те методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, которые способствуют формированию УУД. Результаты данного анализа демонстрирует таблица «Формы организации учебной деятельности, направленные на формирование УУД»
Этапы урока | Формируемые универсальные учебные действия | Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии |
1. Мотивация к учебной деятельности. | Личностные | Эмоциональный настрой |
2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии. | Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные | Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации |
3. Выявление места и причины затруднения.
| Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные | Проблемный диалог, технология проблемного обучения |
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства) | Регулятивные Коммуникативные Познавательные Личностные | Карта урока, интерактивные плакаты, презентация Проектная деятельность, задания типа: «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы» |
5.Реализация построенного проекта.
| Личностные Познавательные Регулятивные Коммуникативные | Проектная деятельность. Частично поисковая, исследовательская деятельность. Проведение дидактических игр. Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий. Работа с интерактивными тренажёрами. Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные | Групповая, парная работа Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Регулятивные Личностные, Познавательные | Используются самоконтроль, взаимоконтроль |
8. Включение в систему знаний и повторение. | Познавательные, Коммуникативные Личностные | Групповая, парная работа взаимопомощь, работа по памяткам |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | Коммуникативные Личностные Познавательные | Самоанализ, самооценка Приёмы «ладошка», смайлики, карты обратной связи и т.д. |
Конечно, в таблице универсальные учебные действия и методы, приемы, технологии представлены в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапуконкретного урока. И всё же данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие УУД формируются при правильной организации деятельности учащихся.
Действия учителя позволяющиесформировать универсальные учебные действия:
- Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.
- Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.
- Перед началом решения составляется совместный план действий.
- Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
- Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, способам эффективного запоминания, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации.В ходе учебной деятельности развивается память и мышления детей.
- Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом я стараюсьвключатькаждого в учебный процесс, а также поощрять учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.
- Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.
- Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
- Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
- Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.
- Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
- Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.
Исследование уровней сформированности УУД
Результаты мониторинга дают возможность получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников.
С 1 класса отслеживается сформированность УУД по следующим методикам:
Личностные УУД – анкета по оценке уровня школьной мотивации Лусканова. Цель: выявление мотивационных предпочтений в учебной деятельности.Анкета «Что такое хорошо и что такое плохо». Цель: выявление нравственных представлений учеников.
Регулятивные УУД – методика «Тест простых поручений». Цель: определить уровень ориентировки на заданную систему требований, умение сознательно контролировать свои действия.
Познавательные УУД – методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников». Цель: выявление уровня развитиясловесно-логического мышления.
Коммуникативные УУД – методика «Рукавички».Цель: выявить сформированность коммуникативных действий по согласованию усилийв процессе организации и осуществления сотрудничества.
Результаты мониторинга, проведенного в 2016 году( 1 класс)
Таблица 1.
№ | ФИ учащегося | Личностные | Регуля- тивные | Познава- тельные | Коммуни кативные | |
Мотивация | Нравств. представл. | |||||
1 | Анна Г. | IIIуров | средний | низкий | низкий | средний |
2 | Алена Е. | IIIуров | средний | низкий | низкий | высокий |
3 | Максим Е. | IIуров | высокий | средний | высокий | средний |
4 | Марина Е. | Iуров | высокий | высокий | средний | высокий |
5 | Ксения К. | Iуров | высокий | средний | средний | высокий |
6 | София К. | Iуров | высокий | высокий | высокий | высокий |
7 | Ксения Л. | IVуров | высокий | средний | средний | средний |
8 | Анжелика О. | IIIуров | средний | высокий | высокий | высокий |
9 | Ксения С. | IIуров | средний | средний | средний | высокий |
% в среднем по классу | I – 33,5% II – 22% III –33,5 IV – 11% V – - | В – 56% С – 44% Н – - | В – 33% С – 45% Н – 22% | В – 33% С – 45% Н – 22% | В – 67% С – 33% Н – - |
Эта таблица дает понять, что у детей на начальном этапе, учитывая нормативные показатели возраста, хорошо сформированы коммуникативные УУД.У двух учеников на низком уровне сформированы регулятивные и познавательные УУД, а у одного – очень низкая мотивация. УУД у учащихся сформированы преимущественно на среднем уровне. Таким образом, можно сделать вывод, что убольшинства учеников классаУУД находятся еще в стадии формирования. Данные мониторинга позволили выделить индивидуальные проблемные зоны для каждого учащегосяи стали основой длявнесения коррективов в построение учебного процесса.
Результаты мониторинга, проведенного в 2018году(3 класс)
Таблица 2.
№ | ФИ учащегося | Личностные | Регуля- тивные | Познава- тельные | Коммуни кативные | |
Мотивация | Нравств. представ. | |||||
1 | Анна Г. | III уров | высокий | средний | средний | средний |
2 | Алена Е. | III уров | средний | низкий | средний | высокий |
3 | Максим Е. | II уров | высокий | средний | высокий | высокий |
4 | Марина Е. | I уров | высокий | высокий | средний | высокий |
5 | Ксения К. | I уров | высокий | высокий | средний | высокий |
6 | София К. | I уров | высокий | высокий | высокий | высокий |
7 | Ксения Л. | III уров | высокий | средний | средний | средний |
8 | Анжелика О. | II уров | средний | высокий | высокий | высокий |
9 | Ксения С. | I уров | высокий | средний | высокий | высокий |
% в среднем по классу | I – 45% II – 22% III –33% IV – - V – - | В – 78% С – 22% Н – - | В – 44,5% С – 44,5% Н - 11% | В – 44% С – 56% Н – - | В – 78% С – 22% Н - - |
Из таблицы видны продвижения отдельных учеников, также она дает возможность построить индивидуальную работу с некоторыми детьми по развитию конкретных УУД.
Динамика развитияУУДхорошо прослеживается на диаграммах:
Личностные УУД:2016 / 20182016 / 2018
Мотивация Нравственные представления
Регулятивные УУДПознавательные УУДКоммуникативные УУД
Отслеживая результаты мониторинга, я вижу положительную динамику в развитии всех видов УУД. У большинства детей развиты свобода общения, желание творить, не останавливаться на достигнутом. Следовательно, использование образовательных технологий деятельностного типа, современных методов и приемов способствует развитию универсальных учебных действий.
Применение мониторинга УУД на уроке позволяет:
- Учащиеся могут самостоятельно анализировать и контролировать свою работу на уроке, составлять план работы, исходя из целей и задач урока.
- Обучающиеся самостоятельно определяют цели и задачи урока, в случае затруднения я прихожу им на помощь, но только для того, чтобы направить их действия.
- Развивается умение работать в парах и группах:
- учащиеся учатся учитывать позицию собеседника;
- стараются организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и членами группы.
4. Дети умеютиспользовать знаково-символические средства.
5. Большинство учащихся умеет выражать свою внутреннюю позицию, отношение к поступкам и действиям.