Теперь без регистрации

ТВОРИ!
УЧАСТВУЙ!
ПОБЕЖДАЙ!

Центр организации и проведения
Международных и Всероссийских
конкурсов г. Москва
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64913 от 16.02.2016

sandwich-btn
Возрастная категория 0+

Всего добавлено
работ:

130891
  • Конкурсы
  • Викторины
  • Публикации
  • Конференции
  • Обмен опытом
  • ФГОС тесты
  • Олимпиады
  • Педагог-эксперт
  • Выбрать раздел

    Как отправить доклад:

    • 1. Клик н кнопку «Разместить доклад» (кнопка выше)
    • 2. Заполнить заявку, загрузив доклад.
    • 3. Клик по кнопке «Отправить». Система переведёт вас на страницу оплаты.
    • 4. Оплатите взнос – 250 р. - 150 р.
    • 5. После оплаты вы сразу увидите сообщение об успешной отправке заявки.
    • 6. Доклад отправляется на проверку.
    • 7. Скачать свидетельство вы можете в день подачи заявки в разделе сайта «результаты».
    • 8. Если у вас возникли вопросы, пишите на почту tvori.uchastvui@yandex.ru

    Посмотреть свидетельство:

    Сертификат

    Публикация работ производится БЕСПЛАТНО.

    Стоимость свидетельства о публикации в электронном виде – 250 р.

    Формирование умения учиться как основной учебный навык.

    Дата публикации: 03.02.20

    Автор:
    Кропотина Валентина Витальевна учитель начальных классов, МБОУ "Лицей №1", Курганская область город Шадринск

    Формирование умения учитьсякак основной учебныйнавык.

    Кропотина В.В.,

    учитель начальныхклассов МБОУ «Лицей№1»,

    г. Шадринск, Курганскаяобл.

    Приосвоениилюбойдеятельностичеловекприобретаетопределенныеспособности: например, втруде ребёнокобретаетспособностькпланированию, вигре – к воображениюидействиювуме. Вучебнойдеятельностиребёнокобретаетспособностьучитьсебя, илиумениеучиться. Умениеучитьсявыделяетсяизряда всехостальных. Егопоявление знаменуетреволюционноесобытиевпсихическомразвитии: с этогомоментаребёнокизобучаемогостановитсячеловеком, обучающим именяющим самогосебясознательноицеленаправленно.

    Переходксаморазвитиюк концуначальной школыговоритопродвиженииученикапопутикучебнойсамостоятельности. Известно, чтоумениеучиться- это«новообразование, котороевпервуюочередьсвязано с освоениемформ учебногосотрудничества» (Г.А.Цукерман). Вначале эта индивидуальная способность существует лишь в форме учебного сотрудничества. Такимобразом, учебноесотрудничество иумениеучиться- началои конецоднойитой жеспособности. Учебнаясамостоятельностьстаршеклассниказависитотопытаучебногосотрудничества, которыйученикприобрел вначальнойшколе, оттого, насколькоучительумеетстроитьучебноесообщество ивключатькаждогоребёнкавсовместноерешениеучебныхзадач.

    Умеющий учиться - это попросту тот, кто умеет вступать в учебные отношения с источником знаний - книгой, кинофильмом, любым знающим человеком. В школе таким источником, прежде всего, оказывается учитель. Поэтому изначально нужно учить сотрудничать детей с учителем, вовлекая ученика в новый вид взаимодействия со взрослым при атмосфере доброго общения и активного познания самого ученика, строить фундаментсотрудничества.Ополноценномсотрудничествесвидетельствуюттакое взаимодействиесовзрослым,когдадетипроявляютинициативу: задаютвопросы, высказываютдогадки, делятсясвоиминаблюдениями, столкнувшисьсучебнойзадачей. Отмечено, что этот тип ученического поведения должен быть возрастной нормой в период обучения в младших классах.

    Поиски, отбор приёмови методов организации учебного сотрудничества и практическое их применение привели к выделению трёх типов заданий, предназначенных для упражнений в инициативном общении с учителем.

    1. Задания, воспитывающие неимитационное поведение на уроке, критичность мышления.

    1) Задания - «ловушки», различающие ориентацию ребёнка на задачу и на действие учителя. Учитель задаёт вопрос и, работая с классом, предлагает неверный ответ или присоединяется к детскому неверному. Для ребёнка эта ситуация, приводящая к необходимости сопоставления своей точки зрения и любой другой, воспитывающая привычку доверять себе не менее, чем учителю.

    Например: « Найдите количество слогов в слове «линия». Покажите ответ... у Риты три... А у меня два... Кто со мной согласен?»

    2) Задания - «ловушки», различающие понятийную и житейскую логику.

    Примеры таких заданий и вопросов:

    «Что получится, если слово «четыре» разделить пополам?»

    «Какое слово длиннее: «усы» или «усики», «час»или «минута»?»

    «Что короче «миллиметр»или«метр»?»

    Отчётливое различение разных точек зрения на одно понятие происходит при постоянной работе с подобными заданиями.

    3) Задачи, не имеющие решения, воспитывают небуквальное отношение к заданию учителя. Примеры таковых:

    «Назовите слова, состоящие только из согласных звуков».

    «Постройте квадрат, имеющий стороны длиной 5см и 2см».

    «Найдите и прочитайте отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, где старуха встречается с золотой рыбкой».

    В подобных ситуациях для налаживания обратной связи с классом удобно применять специальный знак, который дети показывают, заметив задание - «ловушку».

    2. Задания, требующие чёткого осознания учеником границы своих знаний, своих возможностей.

    1) Задания, требующие определения границ применения того или иного правила.

    «Выбери суммы для подробной записи поразрядного сложения:43+22 34+12 62+49»

    «Раздели слова для переноса: «ель», «уточка», «олены», «улица», «утро».

    2) Задания, имитирующие позицию учителя.

    «Подбери слова для темы: «Обозначение мягкости согласных»

    «Выбери суммы, которые можно предложить на уроке детям, умеющим складывать числа без перехода через десяток: 7 + 2, 4 + 8, 2 + 7, 8 + 3»

    3) Задания, обучающие детей рассматривать знакомый предмет, научное понятие, правило с нестандартной позиции. Это помогает осмысливать собственную точку зрения.

    «Рома умеет писать, но ещё не знает никаких правил и пишет так: « Жэня идот в чящю.» Какое правило мальчик не знает?»

    «В ЭВМ испорчены некоторые блоки. Сформулируй заново арифметические правила, если машина выдаёт такие записи: 13 - 8 - 4 = 13 - 4 = 9 20 - 8 + 7 = 20 - 15 = 5»

    3. Задания, формирующие умения запрашивать у учителя необходимую информацию.

    1) Задания с недостающими данными. Примеры таких заданий:

    «В слове 6 звуков. Сколько в нём слогов?»

    «В двузначном числе три десятка. Назови это число».

    «Назовите материк в Южном полушарии Земли».

    Отвечая на вопрос, ребёнок должен задать дополнительный вопрос учителю для выяснения недостающих данных.

    Универсальный способ постановки задач данного типа предполагает использование схем, которые необходимо уточнять с помощью дополнительных вопросов. Например, дана схема математического выражения или морфемного состава слова, необходимо определить, какое число или слово из данных подходит, задав один вопросучителю.

    2) Задания, в которых спрашивают дети, а отвечает учитель.

    Вариант игры в вопросы, уместно применимый на всех этапах изучения материала.

    «Загадано слово. Задавайте любые вопросы, но не спрашивайте о его значении».

    Дети, задавая вопрос, активно применяют все свои знания о языке.

    3) Создание ситуаций открытого незнания, в которых дети точно знают, что им неизвестно.

    Такова многолетняя практика письма с пропуском слабых позиций, когда ребёнок, встречая незнакомую или забытую орфограмму, не пишет букву, в которой сомневается, а оставляет пропуск, чтобы потом обратиться за помощью.

    Полезно предоставление возможности ученикам выбирать из нескольких видов одну вспомогательную карточку, в зависимости от типа затруднения, возникшего в ходе самостоятельного выполнения работы. Так, например, при решении математической задачи второклассник, затрудняющийся в выборе действия, берёт карточку с указанием знака действия, а если забыл таблицу сложения, то его выбор падает на карточку с составом чисел второго десятка.

    Для всех описываемых заданий требуется атмосфера дискуссии, спора, рассуждения, доказательств. Учителям, которыестремятсянаучитьсвоихпитомцевучиться, необходимонакаждомуроке находитьвремядляученическихспоров, смыслкоторыхсформулировал Ш.А. Амонашвили: «Поощрятьдетейкпознавательномуспоруследуетсподготовительногокласса, когданаднимидовлееттенденциявовсемсоглашатьсяспедагогами… Чемраньшеосознаетшкольниксвоеправоне соглашатьсядажеспедагогомвпроцессеустановленияистины, утверждениясвоейточкизрения и чемболееискусныеусловиябудутсозданыпедагогомвобучениидлятого, чтобышкольник мог смелопользоватьсяэтим правом иовладевать умениямиотстаиватьсвоюточкузрения, темплодотворнейбудетразвиватьсявнем творческая, критическая, самостоятельнаямысль, личностныечерты, убеждения, позиции».

    Наиболее продуктивная форма по организации учебной дискуссии совместная, групповая работа детей. Вовзаимодействиисучителемребёнкутрудно освоить те «учительские»функции, которые помогают научитьсяучить себясамостоятельно, - дляэтогоемунужно общениес равными, т.е.с детьми. Сотрудничеству детей друг с другом тоже следует учить с первых дней школьного обучения.

    Обучение сотрудничеству начинается с образца совместного решения задачи. Учитель вызывает к доске одного из бойких детей, вместе с ним показывает классу, как надо помогать друг другу. Следующее задание дети пробуют выполнить вдвоём, а учитель наблюдает, какие пары сразу смогли скоординировать свои действия. Отмечается, прежде всего, не результат их дружной работы, а слаженность действий. Сначала коллективно анализируются образцы правильного поведения при совместном решении учебных заданий, способы распределения функций. Далееоговориваются моменты, связанные с местонахождениемуче6никаили карточки с заданием, вариантами посадки за партой, чтобы смотреть на партнёра, научить соглашаться и возражать, помогать и просить о помощи. Без проработки таких «ритуалов» взаимодействия невозможно организовать более сложные формы совместной работы.

    Удалось убедиться, что использование совместной работы детей на уроке желательно начинать с выполнения заданий, требующих самооценки и самоконтроля, т.к. более эффективно, если дети сначала работают сообща, обсуждая свои мнения в малых группах. Удобно для оценивания достижений при взаимо - и самопроверке использовать оценочные линеечки, отражающие разные аспекты работы ученика, зависящие от целей выполненного задания. На начальном этапе формирования умения учиться эти аспекты рекомендует учитель, а позже предлагают и обсуждают дети. Так можно оценивать аккуратность, активность, правильность, индивидуальность выполненной работы.Детям, умеющим осуществлять функции контроля и оценки, можно уже предлагать для работы в паре задания, требующие постановки задачи (целеполагания) и осуществления хотя бы минимального шага на пути её решения.На начальном этапе такая работа проводится с указанием порядка пошагового выполнения. Например, работа впарахс карточками по определеннойтемеурока. Дети работают по знакомому алгоритму:

    1. Прочитай и разберись в том, что дано в верхней части карточки. Ответь на вопросы.

    2. Прочитай нижнюю часть карточки.

    3. Выполни задание в тетради.

    4. Расскажи товарищу о том, что дано в верхней части карточки.

    5. Обменяйтесь карточками и тетрадями, проверьте друг у друга выполнение задания.

    Если найдена ошибка, то её зачёркивают карандшом, и объясняют, как выполнить задание правильно.Сигналом окончания работы пары по карточкам служит знак «Мы». Система работы в парах позволяет каждому ребёнку утвердиться в себе, даёт эмоциональную и содержательную поддержку.

    Формирование учебного сотрудничества продолжает организация групповой учебной деятельности. Задания для этой формы взаимодействия на уроке требуют в процессе решения перебор различных вариантов путей поиска, подбор большого материала для примеров, выведения общего правила индуктивным путём.В группе дети учатся строить деловые отношения, когда поддержка и взаимодействие сочетаются с анализом вклада каждого ребёнка в результат деятельности всей группы.Учителюнеобходимознатьправилараспределения детейпо группам,способы организации групповоговзаимодействия. Во время совместной работы не бывает абсолютной тишины: дети обмениваются мнениями, высказываютсяо работе товарища. Превышение шума (выкрики, разговоры в полный голос) приостанавливает использованием «шумомера». В качестве звукового сигнала учителю можно использовать бубен или хлопки в ладоши. Приоценкеработыгруппы следуетподчеркивать нестолькоученические, сколькочеловеческиекачества. Оценивать можнолишь общую работугруппы. Рационально организованнаягрупповая, колективнаядеятельностьраскрепощаетучастников учебногопроцесса, принимаютсяиоцениваютсяидеи, происходитиханализ, отбор и применение. Групповая работа благотворно влияет на социальное поведение детей, межличностные отношения. Более успешные ученики становятся добрее и терпимее, с желанием оказывают помощь. Дети с невысоким уровнем обученности меньше боятся ошибиться, могут задать вопрос, обнаружив пробел в своих возможностях и знаниях.

    Учебное сотрудничество - особая форма отношений ребёнка и взрослого, детейдругс другом, необходимаядляполноценногоразвитияучебнойсамостоятельности, ноона не претендует на универсальность и единственность - ведь остаются и прежние формы сотрудничества ребёнка со взрослым и сверстниками:игровое (несущее культуру воображения, творчества); исполнительское (отработка действий по готовым образцам);непосредственно эмоциональное общение, являющееся непременным условием отношений. Ребёнок, пришедшийвшколу, ещёневладеет учебнымсотрудничкством, ономожетсложитьсяприопределеннойорганизацииобучения. Его главнымусловиемдолжнабытьпостановкаучебныхзадач, требующих поискановыхспособовдействия. «Усилияучителя, направленныенаорганизацию учебногосотрудничества вклассе, вознаграждаютсясторицей, когдапоявляютсяпервыезримыерезультаты: высобождениеи развитиедетскойучебнойипознавательнойинициативы…Бережноподдерживать ивыращиватьпоисковуюактивность – цель любогоучителя, стремящегосясформировать ушкольниковумениеучитьсясамостоятельно, безпостояннойпомощиипобуждения» (Г.А. Цукерман).

    Изложенная системанепременноприводитквысокимрезультатам вобучении.Учитель не теряет своих функций в учении, становится участником коллективного процесса познания, старшим другом своих учеников. Ученикинестановятсяисполнителями, они синтересомвыполняютфункции организаторов, управленцев, деятелей. Важнейшимпоказателем продуктивностистанетсформированностьпознавательнойсамостоятельностиучащихся: потребностьиумениесамостоятельномыслить, азначит,иуметьучиться.

    Скачать публикацию Скачали: 161 раз(а)