Теперь без регистрации

ТВОРИ!
УЧАСТВУЙ!
ПОБЕЖДАЙ!

Центр организации и проведения
Международных и Всероссийских
конкурсов г. Москва
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64913 от 16.02.2016

sandwich-btn
Возрастная категория 0+

Всего добавлено
работ:

129756
  • Конкурсы
  • Викторины
  • Публикации
  • Конференции
  • Обмен опытом
  • ФГОС тесты
  • Олимпиады
  • Педагог-эксперт
  • Выбрать раздел

    Как отправить доклад:

    • 1. Клик н кнопку «Разместить доклад» (кнопка выше)
    • 2. Заполнить заявку, загрузив доклад.
    • 3. Клик по кнопке «Отправить». Система переведёт вас на страницу оплаты.
    • 4. Оплатите взнос – 250 р. - 150 р.
    • 5. После оплаты вы сразу увидите сообщение об успешной отправке заявки.
    • 6. Доклад отправляется на проверку.
    • 7. Скачать свидетельство вы можете в день подачи заявки в разделе сайта «результаты».
    • 8. Если у вас возникли вопросы, пишите на почту tvori.uchastvui@yandex.ru

    Посмотреть свидетельство:

    Сертификат

    Публикация работ производится БЕСПЛАТНО.

    Стоимость свидетельства о публикации в электронном виде – 250 р.

    Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста

    Дата публикации: 30.07.20

    Автор:
    Чиркова Инна Сергеевна воспитатель, МБДОУ №37, г. Ленинск-Кузнецкий

    РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

    Согласно ФГОС ДО, содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.

    Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

    Развитие речи в подготовительной к школе группе играет важную роль в общеобразовательной программе детских дошкольных учреждений, ведь благодаря ему готовится основа для успешного обучения детей в школе.

    Развитие речи детей в подготовительной группе детского сада преследует следующие цели:

    • развитие связной речи детей;

    • развитие речевой среды;

    • формирование активного и богатого словарного запаса;

    • развитие у детей основ культурной речи;

    • усовершенствование умения правильного произношения звуков;

    • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

    • понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

    Задачи:

    -совершенствовать диалогическую форму речи;

    -развивать монологическую форму речи;

    -учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

    - учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;

    составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;

    - развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

    Достижение этих целей невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Именно поэтому в группе организован речевой уголок, который расширил речевую среду, создал у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

    Нами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук, пособия для проведения артикуляционных упражнений, развития речевого дыхания.

    Для развития речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук в уголке имеются различные тренажёры: мыльные пузыри; воздушные шары; трубочки для сока со стаканами; вертушка; наборы различных семян для выкладывания картин; маленькие зеркала для индивидуальной работы детей; волчки; различная мелкая мозаика; шнуровки; пальчиковый театр; счетные палочки; матрешки; бусины; массажный мячик с мягкими шипами.

    Особое место в уголке занимает методическая литература.

    Картотека по развитию речи содержит различные группы дидактических игр, направленных на развитие речи детей: игры на развитие связной речи, игры на развитие словаря, игры на развитие правильного звукопроизношения, речевого дыхания, слухового внимания, речевого слуха, силы голоса, высоты голоса.

    Данная картотека помогает вести планомерную работу с детьми по развитию речи.

    Развитие речи в группе имеет индивидуальный подход к каждому ребенку, ведь все дети разные и большинство из них имеет различные и строго индивидуальные нарушения речи, на которые мы обращаем внимание. Наиболее часто то или иное нарушение речи у детей легко можно исправить, если правильно организовать коррекционную работу.

    Центральной, ведущей задачей развития речи в подготовительной группе, по нашему мнению, является развитие связной речи.

    Это объясняется рядом обстоятельств:

    Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общение). Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи.

    Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития.

    В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком.

    Надо напомнить, что связная речь – смысловое развернутое высказывание, изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

    В своей работе мы используем следующие приемы развития связной речи:

    Наглядные: составление рассказов по серии картинок, по сюжетной и пейзажной картинам; составление рассказа о единичных предметах. Например, описать грибы съедобные и несъедобные, описать ягоды садовые и ягоды лесные, сравнить лиственные и хвойные деревья, деревья и кустарники.

    При работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения; последовательное изложение произошедших событий. Дети составляют рассказ как индивидуально, так и коллективно.

    Для составления рассказа по сюжетным картинам используем картины с изображением нескольких групп действующих лиц, или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета («Игры на детской площадке», «Зимние развлечения»). Также детям предлагаются пейзажные картины.

    Игровые: игровой персонаж, речевые игры, сюжетно-ролевые игры.

    Словесные: чтение и рассказывание художественного произведения; заучивание наизусть; составление рассказов из личного опыта; рассказывание (с элементами творчества); пересказ (по частям и по ролям); обобщающая беседа. Во всех словесных приёмах используются наглядные приёмы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.

    Составление творческого рассказа. Существуют различные варианты творческого рассказывания.

    1. Придумывание рассказа по плану. 2. Придумывание рассказа по теме без плана. 3. Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

    Придумывание рассказа или сказки по плану требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно.

    Придумывание рассказа по теме без плана, даёт еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли. Ребенок выступает автором, сам выбирает содержание и его форму.

    Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему – самый сложный вид рассказывания. Успехи детей во многом зависят от того, как сумеет взрослый заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Взрослому необходимо обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную форму, которой оно передано; следить за тем, как дети в самостоятельной творческой деятельности применяют усвоенные слова и выражения.

    Можно говорить о том, что развитие речи детей прошло успешно, если были достигнуты поставленные цели в начале года. Так, по окончанию подготовительной группы дети должны уметь:

    • внимательно слушать высказывание сверстников, участвовать в беседе;

    • составлять рассказ по образцу о предмете, рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развивающимся действием;

    • связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения;

    • использовать монологическую и диалогическую формы речи;

    • составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам;

    • составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную взрослым.

    Большое влияние на речь детей оказывает речь окружающих его детей и взрослых, а особенно педагога она в определенном смысле является эталоном.

    План работы на год:

    Сентябрь

    Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии. Провести диагностику детей по развитию речи с целью выявления уровня сформированности речевых навыков и умений.

    Беседы с родителями:

    - «Воспитание усидчивости – важное условие подготовки детей к школе».

    - «Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей».

    Октябрь-Ноябрь

    Работа над пересказами с использованием опорных схем, составление рассказов, заучивание стихотворений, дыхательная гимнастика на развитие речевого аппарата, артикуляционная гимнастика.

    Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;

    Пересказ рассказов

    «Лесной голосок» Г. Скребицкого;

    Составление рассказов по сюжетным картинкам:

    - «Осень».

    - «Осень в лесу».

    - «По грибы».

    Чтение, беседы по рассказам, пересказ:

    - «Осень» И. Соколов-Микитов.

    - «Лес осенью» И. Соколов-Микитов

    Чтение и заучивание стихотворений:

    - И. Бунин «Листопад» (отрывок).

    - С. Городецкий «Первый снег».

    Чтение и обсуждение, пересказ сказок:

    - В. Сутеев «Мешок яблок».

    - «Война грибов».

    - «Вершки и корешки».

    . Беседы:

    - «Что я знаю о себе»;

    - в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «а», «о», «у», «ы», «с», «м», «т»;

    Дыхательная гимнастика на развитие речевого дыхания без использования предметов:

    - «ветры»;

    - «подуем на плечо»;

    - «листики осенние»;

    - «запасливые хомячки»;

    - «пузыри»;

    - «надуем шарик».

    Дидактические игры:

    - «Буква моего имени»;

    - «Назови слова»;

    - «Употребление предлогов»;

    - «Слова из звуков» (обучение звуковому облику слова);

    - «Придумай новое слово»;

    - «Что лишнее?»;

    - «Составь рассказ по картинке».

    Театрализованная деятельность:

    - Осенний театрализованный праздник.

    - Настольный театр «Лиса и кувшин».

    - Настольный театр «Репка», «Два жадных медвежонка».

    Консультация для родителей на тему:

    «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

    Декабрь-Январь

    Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.

    Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

    Внести в речевую зону:

    - дидактические игры: «Противоположности», «Читаем сами», «Читаем с ударением»;

    - сюжетные картинки («Зима», «Зимние забавы»);

    оформить и внести книжки самоделки на тему «Зима», «Зимние забавы»;

    - в дидактическое пособие «Пересказ» добавить рассказы: «Четыре желания» К. Ушинский, «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк, «Для чего руки нужны» Е. Пермяк, «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.);

    Знакомство с пословицами и поговорками о зиме:

    Разгадывание загадок об овощах и фруктах Чтение и беседы по рассказам:

    - «Четыре желания» К. Ушинский.

    - «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк.

    - «Для чего руки нужны» Е. Пермяк.

    - «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.

    Составление рассказов по сюжетным картинкам:

    - «Зима».

    - «Зимние забавы». Чтение и заучивание стихотворений:

    - С. Есенин «Поет зима – аукает».

    - С. Есенин «Пороша»

    Чтение и обсуждение, пересказ сказок:

    - «Зимовье зверей».

    - «Снегурочка».

    - В. Сутеев «Новогодняя ёлка».

    Игры на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук:

    - «Погреем пальчики»;

    Дидактические игры:

    - «Читаем сами»;

    - «Логопедическая ромашка»;

    - «Читаем с ударением»;

    - «Сочини предложение»;

    -«Противоположности»;

    Театрализованная деятельность:

    - Новогодний театрализованный праздник.

    Консультации для родителей:

    - «Воспитание ответственности у детей».

    - «Застенчивость».

    - «Роль сказки в развитии детской эмоциональности».

    - «Причины неготовности детей к школе».

    - «Роль театрализованной деятельности в развитии детей».

    Беседы с родителями:

    - «Развитие речевого дыхания».

    - «Здоровый образ жизни в семье».

    - «Анкетирование родителей на тему «Готовность семьи к обучению ребенка в школе».

    Папка передвижка:

    - «Развитие речевого дыхания».в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «з», «ж», «р», «э», «п», «ц», «х»;

    - «Связная речь».

    Февраль-Март

    Анализ и оценка знаний детей

    Работа с загадками. Составление загадок. Продолжать пересказывать и сочинять рассказы и сказки. Показать роль загадки на формирование выразительности речи.

    Продолжать работу по развитию связной речи детей подготовительной к школе группы.

    Играть в дидактические, подвижные, музыкально-хороводные, театрализованные игры проходившие в предыдущие месяцы.

    - в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «д», «б», «л», «ч», «ф», «в», «к», «г»;

    Знакомство с пословицами и поговорками о весне.

    Составление рассказов по сюжетным картинкам:

    - «Весна».

    - «Птицы прилетели».

    Чтение и беседы по рассказам, пересказ:

    - «Играющие собаки» К. Ушинский.

    - «Сыновья» В. Осеева.

    - «Помощница» Е. Пермяк.

    - «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк.

    Чтение и заучивание стихотворений.

    Чтение и обсуждение, пересказ сказок.

    Игры на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук.

    Дидактические игры:

    - «Придумай рассказ про…»;

    - «Сложи слово»;

    - «Азбука»;

    Театрализованная деятельность

    Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

    Консультации для родителей:

    - «Речевая готовность ребенка к школе».

    - «Портрет будущего первоклассника».

    Беседы с родителями:

    - «Памятки для родителей по обучению связной речи».

    - «Круг чтения детей семилетнего возраста».

    Папка передвижка:

    - «Что такое готовность ребенка к обучению в школе?».

    - «Как избежать школьных неудач».

    Апрель-Май

    Анализ и оценка своей деятельности по успехам детей.

    Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

    Работа над развитием речи через театральную деятельность. Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

    Продолжать работу по развитию связной речи детей подготовительной к школе группы.

    Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико-грамматическими), влияющими на развитие речи детей.

    Формы представления результатов самообразования: консультация для воспитателей, выступление на родительском собрании.

    Скачать публикацию Скачали: 148 раз(а)