Теперь без регистрации

ТВОРИ!
УЧАСТВУЙ!
ПОБЕЖДАЙ!

Центр организации и проведения
Международных и Всероссийских
конкурсов г. Москва
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64913 от 16.02.2016

sandwich-btn
Возрастная категория 0+

Всего добавлено
работ:

131119
  • Конкурсы
  • Викторины
  • Публикации
  • Конференции
  • Обмен опытом
  • ФГОС тесты
  • Олимпиады
  • Педагог-эксперт
  • Выбрать раздел

    Как отправить доклад:

    • 1. Клик н кнопку «Разместить доклад» (кнопка выше)
    • 2. Заполнить заявку, загрузив доклад.
    • 3. Клик по кнопке «Отправить». Система переведёт вас на страницу оплаты.
    • 4. Оплатите взнос – 250 р. - 150 р.
    • 5. После оплаты вы сразу увидите сообщение об успешной отправке заявки.
    • 6. Доклад отправляется на проверку.
    • 7. Скачать свидетельство вы можете в день подачи заявки в разделе сайта «результаты».
    • 8. Если у вас возникли вопросы, пишите на почту tvori.uchastvui@yandex.ru

    Посмотреть свидетельство:

    Сертификат

    Публикация работ производится БЕСПЛАТНО.

    Стоимость свидетельства о публикации в электронном виде – 250 р.

    Проблема развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической и методической литературе

    Дата публикации: 15.06.20

    Автор:
    Изранова Светлана Сергеевна Воспитатель, МБДОУ детский сад №3 "Радуга", Кемеровская область город Междуреченск

    Проблема развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической и методической литературе

    Развитие речи представляет собой одну из главных задач дошкольного образования.

    Как отмечается в ФГОС ДО, развитие речи включает в себя комплекс задач:

    • овладение речью как средством общения;
    • обогащение активного словаря;
    • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
    • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
    • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

    В старшем дошкольном возрасте в связи с предстоящим в скором времени обучением детей в школе особое внимание уделяется развитию их связной монологической речи.

    Для понимания процесса развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста важ­ное значение имеют основные положения теории связной речи, разрабатываемой в трудах оте­чественных и зарубежных ученых.

    Особенности развития связной речи изучались А.М. Бородич, Л.С. Выготским, А.М. Леушиной, С.Л. Рубинштейном, Ф.А. Сохиным и другими учеными.

    По определению А.М. Бородич, связная речь представляет собой смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

    С.Л. Рубинштейн характеризует связную речь, как речь, которая отражает в речевом плане все существенные связи своего предметного содержания .

    Как отмечает О.С. Ушакова, связная речь – это речь, в которой связность и целостность тесно связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств .

    По мнению А.Н. Гвоздева, к основным характеристикам связной речи относятся:

    • содержательность речи – знание предмета, о котором сообщается говорящим;
    • точность в подборе слов и словосочетаний;
    • логичность речи – последовательное изложение мыслей;
    • ясность – понятность для окружающих;
    • правильность, чистота, богатство (разнообразие).

    Основная функция связной речи – функция общения, или коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.

    Как отмечают психологи и лингвисты, развитие речи идет от диалогической к монологической, более сложной, требующей специальных умений и речевой культуры.

    В трудах ученых (А.Н. Гвоздев, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия) диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе .

    А.Н. Гвоздев называет диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого .

    Диалог по стилю представляет разговорную речь, которая, по словам Л.В. Щербы, состоит из взаимных реакций двух общающихся между собой индивидов, реакций нормативно спонтанных, определяемых ситуацией или высказыванием собеседника.Диалог – это цепь реплик. Каждая в отдельности реплика участников диалога не имеет законченного смысла, но все они воспринимаются в диалогическом единстве. Это может быть единство между вопросительной и повествовательной речью, между вопросительной, повествовательной и побудительной речью. В диалоге преобладают предложения с минимальной синтаксической сложностью, широко используются частицы.

    Монолог является более сложным видом речевой деятельности, чем диалог. Монологическая речь – форма речи, обращенной к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; это активный вид речевой деятельности, рассчитанный на восприятие. Это речь одного лица, выражающего в более или менее развернутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т.д. Он не поддерживается репликами, поэтому требует сильных внутренних мотивов для продолжения речи. Для того чтобы быть понятным слушателям, монологическое высказывание должно строиться логично, развернуто, последовательно.

    М.М. Алексеева определяет монологическую речь как связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Автор обращает внимание на более сложное строение монологической речи, в отличие от диалогической, монолог содержит более полную формулировку информации, он более развернут. В монологе невербальные средства (жесты, мимика, интонация), а также эмоциональность, выразительность, хотя и необходимы, но, по мнению автора, занимают подчиненное место. Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.

    О.С. Ушакова отмечает, что монологическая речь – это развернутый вид речи. Эта речь в большей степени произвольна: говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на его основе высказывание. Монологическая речь – это организованный вид речи. Говорящий программирует не только каждое отдельное высказывание, но и всю свою речь, весь монолог как целое.

    В.И. Капинос выделяет следующие особенности монологической речи:

    • монолог представляет собой продукт индивидуального построения;
    • ему свойственен односторонний и непрерывный характер высказывания,
    • монологическая речь характеризуется последовательным изложением мыслей, что основано на логико-смысловых связях между предложениями;
    • предполагает самостоятельное расположение речевых единиц;
    • отличительная черта монологической речи – ее непрерывность;
    • монологическая речь характеризуется относительной развернутостью;
    • большей произвольностью;
    • меньшей зависимостью от собеседника.

    Автор отмечает, что для монолога характеры такие особенности текста, как: единство темы и замысла, относительная законченность, внутренняя структура – синтаксическая (на уровне сложного синтаксического целого и предложений), композиционная и логическая. Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируется.

    Сопоставляя монологическую и диалогическую форму речи, А.А. Леонтьев особо выделяет такие качества монологической речи, как относительная развернутость, боль­шая произвольность и программированность. Обычно «говорящий планирует или программирует не только каждое отдельное высказывание, но и... весь «монолог как целое» .

    Являясь особым видом речевой деятельности, монологическая речь отличается спецификой выполнения речевых функций. В ней используются и обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, формо- и словообразующие, а также синтаксические средства. Вместе с тем в ней реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, заранее спланированном изложении. Реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности (текущего, последующего, упреждающего) с опорой как на слуховое, так и на зрительное (составление рассказа по наглядному материалу) восприятие. По сравнению с диалогом монологическая речь более контекстна и из­лагается в более полной форме, с тщательным отбором адекватных лексических средств и использованием разнообразных, в том числе сложных, синтаксических конструкций. Последовательность и логичность, полнота и связность изло­жения, композиционное оформление являются важнейшими качествами монологической речи, вытекающими из ее контекстного и непрерывного характера .

    М.В. Мыльцева рассматривает следующие коммуникативные функции монологической речи:

    • информативная – в форме сообщения новой информации о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний;
    • функция воздействия как убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий;
    • функция побуждения к действию или предотвращения действия;
    • эмоционально-оценочная функция.

    Монологическая речь может быть разных видов. Выделяют четыре вида монологической речи в зависимости от воздействия и стилистических особенностей: монолог-убеждение, монолог лирический, монолог драматический, монолог сообщающего типа .

    По А.Н. Леонтьеву, основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и элементарные рассуждения.

    Описание представляет собой сообщение о фактах действительности, состоящих в отноше­ниях одновременности Описание – это относительно развернутая словесная характеристика предмета или явления, отображение их основных свойств или качеств, данных в статическом состоянии.

    Повествование – это сообщение о фактах, находящихся в отношениях последовательности. В повествовании сообщается о каком-либо событии, которое развивается во времени, содержит динамику. Развернутое монологическое высказывание имеет, как правило, следующую композиционную струк­туру: введение, основная часть, заключение.

    Рассуждение – это особый вид высказывания, отражающий причинно-следственную связь каких-либо фактов (явлений). В структуру монолога-рассуждения входят: исходный тезис (информация, истинность или ложность которой требуется доказать), аргументирующая часть (аргументы в пользу или против исходного тезиса) и выводы. Каждый из видов монологической речи имеет свои особенности построения в соответствии с характером коммуникативной функции .

    О.С. Ушакова обращает внимание на то, что в чистом виде эти типы высказываний в речи детей дошкольного возраста встречаются редко. Чаще всего описание места, времени и действия персонажей детских высказываний включается в процесс повествования или рассуждение.

    Как отмечают исследователи, развитие связной монологической речи неотделимо от становления мышления, памяти, внимания, от решения остальных задач речевого развития: обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи.

    Развитие связной монологической речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

    Как уже отмечалось, прежде всего у ребенка происходит становление диалогической речи. Установлено, что ранний и младший дошкольный возраст – это возраст диалогической речи. Обычно диалог протекает в вопросно-ответной форме. Дети учатся отвечать на простые вопросы сначала одним словом, потом фразой из 2-3-х слов. А.М. Леушина отмечает, что в этот период диалог представляет собой обращение к тому, с кем общается в данный момент ребенок, он может включать в себя выражение просьбы, ответы на вопросы взрослого. Речь ребенка ситуативна, ее содержание понятно лишь в связи с ситуацией. Диалог для ребенка является первой школой овладения родной речью, школой общения, он сопровождает и пронизывает всю его жизнь, все отношения, он, по существу, является основой развивающейся личности. Внешней формой связной речи может быть недифференцированное слово, с помощью которого он стремится передать свои ещё недифференцированные мысли, свои чувства и воздействовать на слушателя. Речь детей ситуативна (не отражает полностью содержания мысли и речевых форм) по своему характеру; она отрывочна, экспрессивна.

    В недрах диалогической речи начинает складываться монологическая речь. Психологи относят развитие монолога к пяти годам. В старшем дошкольном возрасте в речи ребенка становится не только больше слов, но и происходит развитие понимания их значений. В своей речи ребенок использует слова, содержащие итог предыдущих обобщений. Как отмечает М.М. Алексеева, это связано с усвоением новых знаний о мире и с зарождением эстетического отношения к речи в целом. Дети начинают использовать метафоры, эпитеты (сначала неосознанно, затем более осознанно) .

    Появляющееся умение устанавливать некоторые связи, зависимости и закономерные отношения между предметами и явлениями находит прямое отражение в монологической речи детей. развивается умение отобрать нужные знания и найти более или менее целесообразную форму их выражения в связном повествовании. Значительно уменьшается число неполных и простых нераспространенных предложений за счет распространенных осложненных и сложных .

    В старшем дошкольном возрасте дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

    По данным А.М. Леушиной, развитие связной монологической речи связано с развитием логического мышления, свободным владением словарем и грамматическим строем языка. Обогащая свой словарь, ребенок начинает шире пользоваться наименованиями предметов, овладевает все более сложным построением речи, что позволяет связно излагать свои мысли. По мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Данная форма речи характеризуется тем, что ее содержание раскрывается в самом контексте и тем самым становится понятным для слушателя, вне зависимости от учета им той или иной ситуации. Контекстной речью ребенок овладевает под влиянием систематического обучения. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказываний без учета конкретной ситуации, с опорой на языковые средства.

    Когда у ребенка, отмечалС.Л. Рубинштейн, развивается контекстная связная речь, она не наслаивается внешне над ситуативной и не вытесняет ее; она существует, причем ребенок, как и взрослый, пользуется то одной, то другой в зависимости от содержания, которое надо сообщить, и характера самого общения .

    Л.С. Выготский, А.Р. Лурия связывают овладение монологической речью, с возникновением регулирующей, планирующей функций речи, отмечая, что дети старшего дошколь­ного возраста способны овладевать навыками планирования мо­нологических высказываний .

    В программе «Радуга» перечисляются умения монологической речи, которыми должны овладеть старшие дошкольники. Это:

    • выделять и называть объект речи при описании;
    • соотносить объекты речи с соответствующими описаниями и расширять их за счет дополнительных характеристик;
    • восстанавливать последовательность событий в знакомых сказках (в какой последовательности появлялись герои, разворачивались события или действия);
    • давать определение и словесное обозначение главной темы повествования (через цель высказывания, заголовок);
    • выделять структуру повествования: зачин, средняя часть, концовка;
    • воспроизводить структурные компоненты знакомых произведений и собственных монологов-повествований;
    • составлять план собственных высказываний и выдерживать его в процессе рассказывания .

    Хотя в старшем дошкольном возрасте происходит становление связной монологической речи, уровень ее развития у детей различен. Для одних характерны умения логично, последовательно строить сообщения, связывать отдельные предложения и части высказывания, грамматически правильное построение простых и сложных предложений, использование разных частей речи. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении.

    В исследованиях О.И. Соловьевой, Г.А. Урунтаевой, Л.П. Федоренко и других ученых отмечается, что развитие связной монологической речи эффективно лишь при целенаправленном руководстве педагога, что требует активизации работы в этом направлении .

    Авторы, исследующие проблему развития связной монологической речи, отмечают необходимость взаимодействия воспитателя и детей, при которой ребенок является не пассивным слушателем, а активным участником речевой деятельности.

    Активизация монологической речи предполагает привлечение дошкольников к самостоятельной познавательной деятельности, развитие личностного и познавательного интересов, стремления контактировать со взрослыми и сверстниками, делиться своими мыслями, впечатлениями, знаниями с окружающими.

    О.И. Соловьевой с целью активизации связной монологической речи разработана система занятий по обучению детей рассказыванию, включая пересказ литературных произведений, рассказывание по картине, об игрушке, на тему, заданную воспитателем, составление письма .

    Большой вклад в разработку проблемы развития связной монологической речи внесла А.М. Леушина, предложившая рекомендации обучения детей творческому рассказыванию .

    В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением ФГОС ДО отдается предпочтение использованию активных методов обучения, которые строятся на практической направленности - игровом действии, творческом характере обучения, разнообразных коммуникациях, деятельностном подходе к обучению. Это позволяет значительно разнообразить сам образовательный процесс, сделать его привлекательным для детей, что способствует развитию их речевой активности.

    Таким образом, связная монологическая речь – это связное, логически последовательное высказывание, служащее для целенаправленной передачи информации. Развитие связной монологической речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. Основными видами, в которых осуществляется монологическая речь в дошкольном возрасте, являются описание, повествование и элементарные рассуждения. Развитие связной монологической речи эффективно лишь при целенаправленном руководстве педагога, что требует активизации работы в этом направлении.

    Скачать публикацию Скачали: 170 раз(а)