Теперь без регистрации

ТВОРИ!
УЧАСТВУЙ!
ПОБЕЖДАЙ!

Центр организации и проведения
Международных и Всероссийских
конкурсов г. Москва
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64913 от 16.02.2016

sandwich-btn
Возрастная категория 0+

Всего добавлено
работ:

130906
  • Конкурсы
  • Викторины
  • Публикации
  • Конференции
  • Обмен опытом
  • ФГОС тесты
  • Олимпиады
  • Педагог-эксперт
  • Выбрать раздел

    Как отправить доклад:

    • 1. Клик н кнопку «Разместить доклад» (кнопка выше)
    • 2. Заполнить заявку, загрузив доклад.
    • 3. Клик по кнопке «Отправить». Система переведёт вас на страницу оплаты.
    • 4. Оплатите взнос – 250 р. - 150 р.
    • 5. После оплаты вы сразу увидите сообщение об успешной отправке заявки.
    • 6. Доклад отправляется на проверку.
    • 7. Скачать свидетельство вы можете в день подачи заявки в разделе сайта «результаты».
    • 8. Если у вас возникли вопросы, пишите на почту tvori.uchastvui@yandex.ru

    Посмотреть свидетельство:

    Сертификат

    Публикация работ производится БЕСПЛАТНО.

    Стоимость свидетельства о публикации в электронном виде – 250 р.

    Финансовая грамотность дошкольников – залог интересной и полноценной будущей взрослой жизни

    Дата публикации: 06.01.21

    Автор:
    Быстрицкая Оксана Дмитриевна Воспитатель, МАДОУ детский сад №8 "Огонёк", ХМАО-Югра, г.Сургут

    Финансовая грамотность дошкольников – залог интересной и полноценной будущей взрослой жизни

    Одной из важнейших задач современной дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений. Отражение необходимости повышения финансовой грамотности граждан лежит в основе нормативных документов. В 2018 году появился ряд основополагающих документов, которые показывают стремление государства повысить финансовую грамотность населения - «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ» и «Стратегия развития финансового рынка РФ до 2020 года», где финансовая грамотность рассматривается как ресурс и условие развития страны.

    Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Нужно ли это все современному дошкольнику для его будущей жизни с самых малых лет, и как научить дошкольника финансовой грамотности? Постараемся ответить на этот непростой, но актуальный вопрос.

    Должны ли взрослые объяснять своим детям вопросы про деньги? В современном обществе мы однозначно скажем – да, взрослые должны говорить с ребенком о деньгах. Многие родители, давая ребенку в руки деньги не задумываются над тем, что ребенка сначала надо научить правильно ими распоряжаться для реализации своих желаний и потребностей. Роль взрослых в том, чтобы они объяснили малышу что такое деньги, откуда они берутся, как их правильно распределить. Родители, которые хотят вырастить своих детей финансово грамотными просто обязаны это сделать. И, конечно, им на помощь придут грамотные педагоги, умеющие методически правильно донести до малышей данную информацию. Если у ребенка в детстве не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности.

    Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. Ключевая фраза для нас в этом определении - «с малого возраста». Ребенок с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.

    Каждый человек имеет право стать финансово благополучным. Чтобы это произошло, первые шаги в освоении азбуки финансовой грамотности необходимо делать ребенку с детских лет в сопровождении воспитывающих взрослых. Работа по формированию основ финансовой грамотности детей должна начинаться с дошкольного возраста, так как данный период является наиболее благоприятным для формирования первоначальных представлений об экономике и экономических отношениях, и ребенок готов начать изучать что-то новое. Но самое важное ребенок должен усвоить то, что получение денег – это результат труда человека, научиться испытывать уважение к людям, умеющим трудится и честно зарабатывать деньги; осознать на доступном дошкольникам уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества».

    Финансы – это интересно и увлекательно для детей дошкольного возраста. Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет. Обучение ребенка обращению с деньгами, это гораздо больше, чем один разговор. Использование реальных жизненных ситуаций и примеров помогут ему понять все на практике. Они будут учиться не только из слов взрослых, но и через свои действия. И самый простой способ научить ребенка финансовой грамотности в дошкольном возрасте – это игровая деятельность. Что лучше, чем игра может дать ребенку опыт пользования деньгами? Это большое поле деятельности для педагогов дошкольных учреждений, которым даны большие возможности для развития финансовой грамотности детей.

    С помощью игр и практик можно донести до детей, что:

    - деньги не появляются сами собой, а зарабатываются;

    - сначала зарабатываем – потом тратим;

    - стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести;

    - деньги любят счет;

    - финансы нужно планировать;

    - необходимо вести учет финансов;

    Количество игр, которые обучают ребенка финансовой грамотности достаточно много, и на первый взгляд они кажутся недостаточно серьезными, но именно через них дошкольник усваивает азы экономики.

    Игра «Кто кем работает?». В этой игре на примере сказочных героев дети закрепляют и расширяют свои представления о профессиях. МЫ воспитываем у дошкольников желание познать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.

    Экономическая игра для детей «Магазин» помогает расширять представление детей о том, что такое магазин; дать новые понятия: «товар», продовольственные и промышленные товары, цена; разновидности магазинов; закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги; воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.

    Игра «Школа банкиров» закрепляет у детей знание цифр, умение соотносить цифру и количество, упражнять в понятиях больше, меньше, продолжать работу по воспитанию элементарных знаний об экономике, активизировать словарь словами банк, банкир, купюра, расходный и приходный ордер, закрепить знание названий дней недели.

    Игровая ситуация «Моя семья», где дети знакомятся с семейным бюджетом, доходами, расходами, заработной платой, искусством, ведением домашнего хозяйства.

    Таких игр и игровых ситуаций множество. Все зависит от цели, которую перед собой ставит педагог, а также от понимания поставленной проблемы.

    Не стоит забывать и о нашем устном народном творчестве, в котором, скрыты истина и смысл жизни. Это наши русские пословицы и поговорки о деньгах: «Без копейки рубля нет», «Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля», «Горе - деньги, а вдвое - без денег», «Горе - деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить», «Деньги счет любят», «Тот без нужды живет, кто деньги бережет», «Трудовая денежка всегда крепка», «Уговор дороже денег».

    Нынешним дошкольникам предстоит жить в веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Но, давая знания по финансовой грамотности педагоги не должны забывать о том, что решение экономических задач должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста – один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания. Педагог должен донести до детей, что не все в этом мире покупается, а главные ценности – это жизнь, отношения, радость близких людей.

    Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров и носят ритуальный характер. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т. п.).

    Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но, если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, то они окажутся бесполезными. Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определённой последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми. Бесконечные наставления, назидания – это не выход, а лишь в пустую потраченное время. Здесь на помощь может прийти анализ поступков героев сказок, беседы. Существует немало интересных книг, посвященных обучению детей финансовой грамотности.

    Одна из них - «Книга будущего миллионера: богатство и бедность, золото и деньги, твои личные деньги» Именно такое многообещающее название дал своему детищу Джеффри Бейли, и не прогадал, потому что за броским заголовком скрывается замечательная энциклопедия для детей о деньгах и всем, что может быть связно с ними. Книга имеет яркие иллюстрации и представляется к изучению детям от 6 лет. Она научит детей не только финансовой грамотности, а также таким понятиям, как помощь и сострадание к людям, лишенных материальных благ.

    Еще одной интересной книгой является «Волшебный банкомат. Детям об экономике». Занимательная книга, имеющая игровую форму, где родитель и ребенок отгадывают загадки, тренируют смекалку и открывают для себя много нового. Татьяна Попова, в написании данной книги преследовала идею создания интересного сюжета и у нее это получилось!

    Бодо Шефер - автор книги «Пёс по имени Мани или азбука денег» имеет огромную популярность в финансовом мире, поэтому точно знает, что необходимо донести до юного читателя, а также чем его удивить. История, которая затянет любого ребенка в удивительный мир приключений пса Мани и его подруги Киры. Бодо Шефер. Книга не только поведает об идеях автора, но и научит читателя применять их в своей жизни, расскажет об основах финансовой грамотности и её важности. Огромным плюсом является то, что все это рассказывается в форме захватывающего приключения, поэтому все отмечают легкость прочтения весьма серьезного произведения.

    Прочитывать книги, конечно желательно в кругу семьи. И поэтому значимую помощь воспитателю и дошкольникам в освоении курса финансовой грамотности могут оказать родители.

    Семья может научить ребенка ответственному обращению с деньгами, развить в нем чувство собственного достоинства, в том числе через то, как его труд оценивается другими, объяснить, как выгодно вкладывать деньги, на конкретных примерах и т. д. Именно в семье закладываются основы будущего финансового поведения ребенка, понимания того, что достойная оплата обычно предполагает упорный квалифицированный труд. Отношение родителей к деньгам, к труду, ценностные приоритеты, управление семейным бюджетом, займы, инвестиции и т. д. – все это создает психологические предпосылки для присвоения ребенком того или иного типа экономического поведения.

    В дошкольном возрасте дети начинают понимать, что деньги нужны для того, чтобы что-то купить. Но реальную природу денег они зачастую недопонимают; и как деньги попадают к родителям в карманы - тоже. Те дети, которые в семье не вовлечены в ведение семейного бюджета, не знают, сколько семья тратит на ежедневные покупки, откуда вообще берутся средства. Их уровень финансовой грамотности в целом ниже. А у тех, кто вовлечен в составление семейного бюджета, уровень гораздо выше, чем у сверстников. Поэтому роль семьи нельзя недооценивать. Обучая детей финансовой грамотности, мы учим их практическим навыкам управления личными финансами.

    Как правило, современные дети, получая карманные деньги, зачастую не знают им цену, не умеют грамотно их применить. Вот здесь на помощь родителям придут золотые правила выдачи карманных денег, которые помогут родителям воспитывать финансово грамотного ребенка, ведь карманные деньги – это способ развить в детях рациональное расходование собственных денежных средств.

    Итак, правила выдачи карманных денег:

    1.Выдавать деньги ребенку надо регулярно и грамотно. Если неграмотно подойти к этой проблеме, то и ребенок вырастет финансово неграмотным.

    2.Ребёнок должен хорошо знать, для каких целей родители выдают ему денежные средства.

    3.Наказывать детей за проступки отменой выдачи карманных денег строго запрещено.

    4.Если в подростковом возрасте ребенок начал самостоятельно зарабатывать на какой-нибудь простенькой работе – это нормально.

    5.Подросток понял, что деньги даются только за качественный труд и поэтому устроился на работу, а значит он уже владеет отличной финансовой грамотностью. В этом случае нельзя переставать давать ему карманные деньги, так как теперь они их заслуживает еще больше.

    6.Если в семье планируется изменение в правилах выдачи карманных денег, то его обязательно нужно согласовать со своим ребенком. Например, на данный момент не получается дать ребенку определенную сумму, тогда нужно максимально четко объяснить ему проблему, чтобы он с детства понимал важность денежных средств.

    Важно понять, что, обучая детей финансовой грамотности, мы, взрослые, помогаем детям прояснить для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями; а кроме этого научаться правильно принимать финансовые решения.

    Таким образом, в наше время обучать ребёнка основам финансовой грамотности с дошкольного возраста - это залог будущей успешной жизни. Чем лучше он знаком с денежно-экономическими отношениями, тем лучше может быть его жизнь.

    И важно, чтобы на выходе во взрослую жизнь ребенок не просто знал способы обращения с деньгами, но и активно мог их применять.

    Всё в наших руках! И тем более - в руках наших детей! Ведь мы хотим, чтобы наши дети, когда они станут взрослыми, менее были подвержены стрессу, связанному с деньгами, вовремя научились видеть красоту человеческого творения; сформировали в своем сознании базисные качества экономической деятельности – бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.

    Литература

    • Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности. Первые шаги по ступеням финансовой грамотности (для дошкольников). Калининград, 2013.26 с.
    • Киреева Л.Г. Комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры «Играем в экономику» (для дошкольников). Волгоград: Учитель, 2008. 169с.
    • Поварницина Г.П., Киселева Ю.А. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Издательство Учитель. 2019 г. 186 с.
    • Шатова А.Д., Струнина Н.А. Тропинка в экономику. Методическое пособие. ВЕНТАНА-ГРАФ, 2014.

    Скачать публикацию Скачали: 136 раз(а)