Теперь без регистрации

ТВОРИ!
УЧАСТВУЙ!
ПОБЕЖДАЙ!

Центр организации и проведения
Международных и Всероссийских
конкурсов г. Москва
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64913 от 16.02.2016

sandwich-btn
Возрастная категория 0+

Всего добавлено
работ:

130906
  • Конкурсы
  • Викторины
  • Публикации
  • Конференции
  • Обмен опытом
  • ФГОС тесты
  • Олимпиады
  • Педагог-эксперт
  • Выбрать раздел

    Как отправить доклад:

    • 1. Клик н кнопку «Разместить доклад» (кнопка выше)
    • 2. Заполнить заявку, загрузив доклад.
    • 3. Клик по кнопке «Отправить». Система переведёт вас на страницу оплаты.
    • 4. Оплатите взнос – 250 р. - 150 р.
    • 5. После оплаты вы сразу увидите сообщение об успешной отправке заявки.
    • 6. Доклад отправляется на проверку.
    • 7. Скачать свидетельство вы можете в день подачи заявки в разделе сайта «результаты».
    • 8. Если у вас возникли вопросы, пишите на почту tvori.uchastvui@yandex.ru

    Посмотреть свидетельство:

    Сертификат

    Публикация работ производится БЕСПЛАТНО.

    Стоимость свидетельства о публикации в электронном виде – 250 р.

    Сольфеджио: курс на обновление

    Дата публикации: 19.12.19

    Автор:
    Зинченко Елена Владимировна преподаватель теоретических дисциплин, БОУ ДО "ДШИ№1 им. Ю.И.Янкелевича г. Омска", г. Омск, ул. Пушкина, 117-27

    Методический доклад «Сольфеджио: курс на обновление »

    Вопрос преподавания сольфеджио в современноммузыкальном образовании, пожалуй, самый сложный и неоднозначный. Проанализировав историю развития сольфеджио, становится понятным: в современных условиях этот предмет не может оставаться вспомогательной дисциплиной, он должен быть практикой, соединяющей эмоциональное восприятие музыки с рациональным, осознанным воспроизведениемв пении, игре на инструменте, нотной записи или мысленном представлении.

    Содержание предмета сольфеджиои методика его преподавания переживают кризис. Поэтому педагоги-сольфеджистывынужденыодновременнорешатьразныезадачи:

    - как, не упрощаяпредмет, сделать сольфеджио привлекательнымдля современных детей, постоянно испытывающихна себенагрузкуобщеобразовательнойшколы,влияние социальных сетей и компьютерных игр?

    -как за 1 урок в неделю донести до детейопределенный объем теоретических знаний икачественно поработать над развитием ихмузыкального слуха.

    По моему мнению, пути преодоления кризиса и решения этих задачследует искать одновременно в нескольких направлениях.

    I. Взаимообогащение наиболее эффективных программ, технологий и методик преподавания сольфеджио

    Программа В.В. Кирюшина «Одновременное развитие многомерного интеллекта ребенка через освоение уникального языка музыки» построена на чудесных мифах-сказках, в которых основные понятия музыкальной грамоты, теории музыки, гармонии и сольфеджио даются детям самого разного возраста в доходчивой и понятной форме. Например, имена персонажей сказок созвучны музыкальным терминам и связаны с их качественными характеристиками: Диссонанс — Бог зла, Фортиссим — злой великан с громовым голосом,Бекар — добрый волшебник, отменяющий злые дела, Интервалы — звери волшебного леса, Мажорные страны — светлые, солнечные, Минорные страны – страны, всегда закрытые тучамии др.
    С помощью вокально-интонационных упражнений В.В. Кирюшина учащиеся развивают музыкальный слух вплоть до абсолютного.

    В проекте нового сольфеджио Е.Назайкинского дисциплина трактуется как психотехника музыканта, управляющая исполнительским процессом. В связи с этим определяются четыре формы исполнительского слуха:

    • слух-память;
    • слух-воображение;
    • слух-контролёр;
    • слух-интерпретатор;

    Авторская «Комплексная методика творческого развития пианиста» профессора Санкт-Петербургской консерватории С.Мальцева также основана на тесном взаимодействии сольфеджио и специальности посредством сольфеджированияисполняемых произведений. По мнению С. Мальцева, голос и пение – главные помощники исполнителя–пианиста. В его классе дети поют по голосаминвенции Баха, сонаты Моцарта и Бетховена, как будто разговаривают музыкальные персонажи. Через пение все дети научаются играть по слуху. С. Мальцев определяет шесть этапов формирования такого слуха:

    • этап-Мотивация к пению;
    • этап-Пение педагога;
    • этап-Пение ребенка «про себя»;
    • этап-Пение вслух;
    • этап-Пение «про себя» на новом уровне;
    • этап-«Мысленно представляю пьесу нотами».

    В основе авторскойметодики"Развитие музыкального слуха" Г.Шатковского лежит принцип творческого освоения учащимися предмета сольфеджио: триединство ЗНАТЬ + СЛЫШАТЬ = ДЕЙСТВОВАТЬ (т.е. играть, петь, сочинять, импровизировать, писать диктанты, анализировать на слух и т.д).По мнению педагога-новатора полноценным музыкант становится, когда занимается музыкой комплексно: теорией, исполнительством и композицией. Развитие творческих способностей детей происходитс помощьювзаимодействиямузыки, театра, литературы, живописи, музыкальной терапии, сказкотерапии.

    Петербургские композиторы и педагоги О. Булаева и О. Геталова выпустили ряд сборников, в которых творческие заданиявыполняют различные функции: стимулирующую, развивающую и закрепляющую. Их выполнениена уроках сольфеджио способствует развитию интереса к глубокому и разностороннему изучению музыки, формированиюу детей устойчивой потребностивмузыкальном самовыражении.

    Блочно-модульная технология обучения Шайхутдиновой Д.И., в основе которой занятия представляют собой проблемные уроки с использованием исследовательских приемов изучения материала. При блочно-модульном подходе учитель готовится не к тому, как лучше провести объяснение материала, а к тому, как эффективнее управлять практическиминавыками учащихся.

    Планирование и проведение теоретических занятий на основе модульной технологии выражается в следующем:

    • Материал объединяется в крупные тематические блоки, уплотняется и изучается по концентрическому принципу (внутри блоков информация оформляется в модули и приращивается к ранее усвоенным собственным знаниям).
    • Учитель организует самообучение учащихся в условиях коллективной практической деятельности, демонстрирует доверие, мотивирует к исследованию, к поиску ответов, подводя детей к самостоятельным выводам по теме урока.
    • Основным инструментом учебной деятельности является фортепианная клавиатура, с помощью которой интонируются все понятия и упражнения, все понятия (звуки в построенияхтонов и полутонов, интервалов, аккордов, гамм, транспонировании мелодий, в разные типы фактурного изложения)
    • Учащиеся осуществляют свободный самоконтроль и взаимопомощь на уроке, оценка за результаты работы выставляется по итоговому контролю. В ходе урока учитель дает содержательную оценку деятельности ученика, предоставляя каждому ученику шанс улучшить свои итоговые результаты.

    Кпоследнемупунктуполезно представить сравнение традиционных и нетрадиционных подходовк оцениванию в учебном процессе по М.Г.Ермолаевой.

    Подходы

    Традиционный

    Современный

    1.Эталон для оценивания

    Ориентация на единые требования, общий эталон, норматив, стандарт – один для всех

    Применение индивидуальных эталонов, учет индивидуально-личностной динамики каждого. Сравнение только с самим собой Применение индивидуальных эталонов, учет индивидуально-личностной динамики каждого. Сравнение только с самим собой

    2.Тип используемых оценок

    Нормативные, выраженные в баллах, количественные, абсолютные

    Личностно ориентированные словесно, качественные (порядковые и описательные)

    3.Частота оценивания

    Оценки на каждом уроке. Частота оценивания – до 2000 раз год. Много отметок, мало содержательных оценочных суждений

    Отметка только как итог завершения темы, раздела, четверти или полугодия. Оценки как позитивные словесные характеристики

    постоянно. Мало отметок, много содержательных оценочных суждений постоянно

    4.Уровень комфортности

    Низкий (акцент на ошибках)

    Высокий (акцент на удачах и успехах)

    5.Отношение к 5-бальной системе оценивания

    Достаточно трех баллов: 3, 4, 5 Достаточно трех баллов: 3, 4, 5

    Выход за пределы пятибалльной системы; дополнение качественными характеристиками – знаки, символы

    6.От чего зависит оценка?

    Как среднее арифметическое из всех текущих отметок

    Только от результата итогового испытания: экзамена, зачета, контрольного урока

    7. Кто оценивает?

    Учитель

    Учащиеся

    II. Активное использование электронныхсредств обучения

    Отличительной чертой развития сольфеджио на рубеже XX-XXI веков стала компьютеризация и привлечение информационных технологий. Назрела необходимость признать, что музыкальная педагогика сегодня не может не быть электронной.

    Профессор Московской Государственной консерватории Г.Тараева в трехтомнике «Компьютер и инновации в музыкальной педагогике» исследует огромный потенциалэлектронных средств обучения.

    Множество обучающих мультимедийных программ: американская - SoftWaytoMozart, (Елена Хайнер), «Музыкальный экзаменатор» и «Музыкальные пазлы» (практические тренажёры-экзаменаторы по всем музыкально-теоретическим дисциплинам ДМШ) созданы для обучения детей XXI века. На уроках сольфеджио можно использовать караоке-плейеры: «студия Vocal Jam– школа сольфеджио», «Музыкальный класс», «Детская музыкальная студия».

    В системе общего образования основным инструментом работы преподавателя и ученика стала интерактивная доска. И хотя, оснащение подобным оборудованием музыкальных школ – явление очень редкое, работа с интерактивной доской дает возможность сделать процесс обучения более интенсивным и увлекательным. Преподаватель-теоретик должен проявлять творческий подход в освоенииэлектронной доской:создании собственных мультимедийных ресурсов и накоплении методической базы. С помощью интерактивной доски знакомство с новым материалом становится для детей легким, интересным и понятным, а проверка знаний учащихся по теории музыки превращаетсяв увлекательную игру. Интерактивная доска дает возможность использовать огромное количество наглядного материала: портреты композиторов, «звучащие» картинки музыкальных инструментов, аудио- и видеофрагменты, репродукции картин, рисунки, таблицы. Наглядность и возможность сравнить, совместить, подписать, сгруппировать представляется в реальном времени.При отсутствии вышеуказанных возможностей,

    педагог, стремящийся к совершенствованию учебного процесса, научитсяделать игры для своих уроков в программе Power Point. Он сможет придуматьтворческие задания с применениемэлектронных средств и для учащихся:создание презентаций, музыкальных викторин,мультфильмов или клипов, снятых с помощью смартфона.

    III. Реформирование музыкальной базы предмета

    Современный педагогвынужден постоянно и тщательно выбирать репертуар для сольфеджирования, сольмизации, слухового анализа и др. Обновление музыкального материала в курсе сольфеджио возможно путем включенияв негонаряду сакадемической музыкой различных эпох лучших образцов фольклора, джаза, рок- и поп-музыки. Преподавание сольфеджио на стилевой основе дает возможность слуху каждого юного музыкантапройти через все этапы развития музыкии исторически важные направления.

    В последние годы появляется огромное количество новыхучебных пособий посольфеджио, что свидетельствуют онеудовлетворённостипедагоговсостоянием системы обучения. Красочныеувлекательные пособия: уроки-игры, музыкальные азбуки, сказочки, занимательные диктанты, и «Азартное сольфеджио», «Гимнастика музыкального слуха», «Уроки Господина Канона» и многое другое адресованы детям пяти-,трех- и даже одного года. Этот издательский бум – ответ на небывалуювостребованность музыкального воспитания и сольфеджио в частности:

    • В. Блок «Ладовое сольфеджио», Москва 1987г.
    • О.Ю. Лежнева«Практическая работа на уроках сольфеджио»: Владос, 2003 г.
      О.Л.Берак «Школа ритма» 1-3ч.: Москва, 2007г.
    • Л.М. Масленкова «Интенсивный курс сольфеджио», СПб: 2003г.
    • М. Рейниш «Сольфеджио. Мелодии для пения», СПб: «Композитор», 2005г., 2017г.
    • И.Э.Карагичева «Эстрадно-джазовое сольфелжио», Москва: «Музыка», 2010г.
    • Э.И.Бурнашева, В.В.Шилова, Е.И.Мазина «Подбор по слуху», СПб: «Композитор»2013г.
    • Д.И. Шайхутдинова «Курс одноголосного сольфеджио 1-7 кл. ДМШ», Феникс 2014г.
    • Ж. Джанатасова «Ритм от А до Я», СПб; 2015г.
    • Г. Абдуллина «Тренинг беглого интонироания», СПб: «Композитор», 2015г.
    • С. Привалов «Сольфеджио на материале музыкальной литературы», СПб: 2015г.
    • Т.Смердова «Тесты по Сольфеджио», 2016г.
    • Ф. Соколов «Музыкальный конструктор», СПб 2017г.
    • Л.В. Пилипенко «Ритм для самых маленьких» - СПб: Композитор, 2013.

    Е. Леонова «Полифоническое сольфеджио»: Изд. Музыка,1990г.

    Ж. Металлиди, А. Перцовская. «Учиться музыке легко», 2001г.

    Т.Б. Ошуркова «Интервалы — это просто» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.

    Каждый современный педагог может выделить для себя бесспорные плюсыпрограмм, технологий, методик, учебных пособий.Остается лишь выбрать лучшее, найти свой путьи«заразить» предметом учеников. Благодаря восторгу от поистине удивительных возможностейсольфеджио,большая часть выпускников станет активными слушателями, т.е. основанием пирамиды музыкального воспитания. А чем больше будет воспитано любителей музыки, тем выше будут достижения выпускниковДШИ, ставшихмузыкантами – исполнителямивысокого класса. В этом видится миссия сольфеджио в XXI веке.

    Список литературы:

    1. Карасёва М. В. «Современное сольфеджио» (учебник для средних и высших учебных музыкальных заведений в трёх частях) - М.: Изд-во НТЦ «Консерватория», 1996.

    2. Карасева М.В. «Сольфеджио – XX:между мечтой и прагматикой»//Изд. «Классика – XXI», 2006.

    3. Кирюшин В.В. «Основы музыкально-творческого воспитания» программа для ДМШ, «Интонационно-слуховые упражнения»1996.

    4. КозыревЮ. П., Серапионянц, Н. Л. «Сборник упражнений по начальному сольфеджио для импровизатора»- М.: Изд-во Московского колледжа импровизационной музыки, 1987.

    5. Лернер Е. «Сольфеджио, которое мы можем потерять» - Изд:«Классика – XXI», 2006.

    6. Людько, М. Г. «Стилевое сольфеджио в современном видении»: дис. ... канд. искусствоведения - СПб., 2011.

    7. Масленкова Л. «Что такое сольфеджио?» - Изд: «Классика – XXI», 2006.

    8. Мальцев С.М. «О психологии музыкального слуха» - М.: «Музыка»,1991.

    9. Назайкинский Е.В. «Стиль и жанр в музыке» - М.: Владос, 2003.

    10. Пивницкая О. В. «Джазовое сольфеджио в системе современного музыкального образования» - «Музыкальное искусство и образование». - 2016. (№ 4)

    11. Серебряный, М. О. Сольфеджио на ритмоинтонационной основе современной эстрадной музыки» - Киев: Музична Украiна, 1987.

    12. Сладков П. П. «Классическое сольфеджио в профессиональном музыкальном образовании: история, теория, методология» : автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. СПб., 2006.

    13. Г. Тараева «Компьютер и инновации в музыкальной педагогике» - Изд:«Классика – XXI», 2007.

    14. Шайхутдинова Д.И. «Как решить проблемы преподавания сольфеджио в ДМШ» - Педагогическая газета, 2011.

    15. Шатковский Г.И. «Развитие музыкального слуха» - Изд: «Амрита», 2018.

    Скачать публикацию Скачали: 337 раз(а)