Выбрать раздел
Как отправить доклад:
- 1. Клик н кнопку «Разместить доклад» (кнопка выше)
- 2. Заполнить заявку, загрузив доклад.
- 3. Клик по кнопке «Отправить». Система переведёт вас на страницу оплаты.
- 4. Оплатите взнос – 250 р. - 150 р.
- 5. После оплаты вы сразу увидите сообщение об успешной отправке заявки.
- 6. Доклад отправляется на проверку.
- 7. Скачать свидетельство вы можете в день подачи заявки в разделе сайта «результаты».
- 8. Если у вас возникли вопросы, пишите на почту tvori.uchastvui@yandex.ru
Посмотреть свидетельство:
Публикация работ производится БЕСПЛАТНО.
Стоимость свидетельства о публикации в электронном виде – 250 р.
Работа над художественным содержанием произведения
Дата публикации: 01.05.19
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств имени С.В. Рахманинова»
Открытый урок в классе фортепиано
«Работа над художественным содержанием произведения»
Автор:
Кухтарева Ольга Анатольевна
преподаватель по классу фортепиано,
концертмейстер
г.Новый Уренгой, 2019
Открытый урок «Работа над художественным содержанием произведения»
Цель урока: раскрыть и выразить в исполнении образное содержание музыкального произведения.
Задачи урока:
Обучающие:
- формировать пианистические умения и навыки с помощью интегрирования образных впечатлений;
- продолжить освоение приемов звукоизвлечения, обучение выразительному исполнению;
- формировать умение выполнять анализ и синтез музыкального произведения.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к изучению классической музыки; расширять общий кругозор учащейся;
- развивать музыкальное воображение и представление.
Воспитательные:
- воспитывать эстетический вкус на лучших образцах классической музыки;
- воспитывать положительное отношение к решению творческих и технических задач при работе над музыкальнымпроизведением.
Тип урока: урок закрепления изучаемого материала.
Вид урока: урок обобщения и систематизации изученного.
Методы:
- словесный;
- наглядный;
- практический.
Оборудование:
- фортепиано;
- стул;
- сборники нот;
- иллюстрации и рисунки;
- портрет композитора;
- схема «Выразительные средства музыки».
Ожидаемыерезультаты:
- ученица умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение;
- у неё сформирован музыкальный образ;
- ученица свободно и правильновладеет штрихами и динамическими оттенками.
План урока:
- Начало урока:
- Основной этап:
- Заключение:
-организационный момент;
- сообщение темы и постановка задач.
- теоретическая часть: обсуждение музыкального образа и поиск средств выразительности;
- практическая часть: работа над произведением.
- рефлексия;
- оценивание;
- домашнее задание.
Ход урока:
Сегодня у нас с ученицей 7 кл. вокального отделения Султановой Камилойобобщающий урок. На данном уроке будет показана работа над художественным образом в произведении П.И.Чайковский «Сладкая греза». Рамки урока позволяют весь материал продемонстрировать сжато, обобщенно, но систематизировано.
Начать мне бы хотелось сегодняшний урок со слов Нейгауза: «Музыка - есть искусство звука», а раз это искусство звука, то главная наша задача - это работа над ним. Сама музыка, как мы знаем, не говорит словами и понятиями, а именно музыкальными звуками. Работа над звуком неотделима от работы над художественным образом. И именно с помощью музыкальных звуков ученик должен раскрыть поэтическое содержание произведения.
Камила, а что же это за понятие «художественный образ»?
Ученик: Это композиторский замысел. Это то, что показано в музыке… это мысли, чувства автора, отношение к своему сочинению.
Художественный образ в музыке раскрывается при помощи средств музыкальной выразительности. Работа над созданием художественного образа - сложный процесс. Рождение художественного образа произведения - это раскрытие его характерных особенностей, его «лица». И раскрывается образ, как мы уже сказали, с помощью выразительных средств.
Сегодня на уроке мы на примере нашего произведения проследим становление, выражение музыкального образа. Наша работа над художественным образом будет состоять из нескольких этапов:
1.разбор формы;
2.разбор тонального плана;
3.анализ мелодии;
4.вокализация инструментальной мелодии;
5.тембральный окрас мелодии;
6.работа над кантиленой, технические приёмы исполнения;
7.работа над сопровождением;
8.работа над педалью;
9.заключительный (обобщающий) этап - совершенствование исполнения в целом. И здесь уже немаловажную роль играет артистизм и эмоциональность ученика.
Сейчас мы с Камилой находимся как раз на заключительном этапе и цель нашего урока - это повторение и закрепление всех этапов. И домашнее задание тоже было посвящено именно этой цели, т.е. повторению и закреплению пройденного материала. Именно все эти этапы мы сегодня вкратце хотим показать на нашем уроке.
Камила, перед тем, как сыграть пьесу целиком, напомни нам, пожалуйста, как называется произведение и кто композитор? Что ты о нём знаешь?
Ученица рассказывает о композиторе П.И.Чайковском и произведении «Сладкая греза».
Вкратце мы пройдём по всем нашим этапам.
1 этап - это разбор формы. Скажи, какая форма у произведения?
Ученик: 3-х частная форма. 1 часть написана в форме периода, который состоит из 2х предложений.
Скажи, а какие эти предложения? Одинаковые, разные, похожие?
Ученик: Они похожи, отличаются окончаниями. 1 предложение более спокойное, а второе ведет к кульминации 1 части.
Кстати, а что такое кульминация?
Ученик: Это момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении, высокая точка.
Да. Камила, расскажи, пожалуйста, каков характер произведения?
Ученик: В 1 части 1 предложениезвучит нежно, чисто, трепетно, немного печально, растерянно, даже стеснительно.
А 2 предложение?
Ученица: сомнения сменились оптимизмом, уверенностью, требовательной настойчивостью. Звучит оно теперь одухотворенно, светло.
2 часть - элегантная, возвышенная, чарующая, окрыленная. В кульминации слышны ноты сомнения, тревоги.
3 часть - светлая, печальная, созерцательная. Звучит, как воспоминание.
Т.е вот этот разбор формы даёт нам осмысленное исполнение, а это 1 ступенька к осмысленному исполнению, значит и к выразительности художественного образа.
2 этап - это разбор тонального плана.
Какая тональность в нашем произведении?
Ученик: До мажор. В «звукоцветовых» ощущенияхН.А.Римского-Корсакова это белый цвет, 2 часть - в Соль мажоре - это светлый, откровенный, коричневато-золотистый цвет, 3 часть возвращает нас снова в До мажор.
Правильно.
Таким образом, это уже у нас 2 ступень к выразительному исполнению.
От администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом представленной публикации, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.