Выбрать раздел
Как отправить доклад:
- 1. Клик н кнопку «Разместить доклад» (кнопка выше)
- 2. Заполнить заявку, загрузив доклад.
- 3. Клик по кнопке «Отправить». Система переведёт вас на страницу оплаты.
- 4. Оплатите взнос – 250 р. - 150 р.
- 5. После оплаты вы сразу увидите сообщение об успешной отправке заявки.
- 6. Доклад отправляется на проверку.
- 7. Скачать свидетельство вы можете в день подачи заявки в разделе сайта «результаты».
- 8. Если у вас возникли вопросы, пишите на почту tvori.uchastvui@yandex.ru
Посмотреть свидетельство:
Публикация работ производится БЕСПЛАТНО.
Стоимость свидетельства о публикации в электронном виде – 250 р.
"Приемы работы над двухголосием в младшем хоре"
Дата публикации: 07.10.20
ДШИ№1 им. Т.П. Николаевой
Методическое сообщение на тему:
«Приемы работы над двухголосием в младшем хоре»
Преподавателя:
Гладун Анны Владимировны
Брянск
2020
Искусство хорового пения предполагает пение хора на несколько голосов, что придает необыкновенную выразительность исполнению каждого произведения. Сущность двухголосного пения основывается на совмещении двух явлений в музыкальном искусстве: художественного и технического. Двухголосная фактура представляет собой разнообразное сочетание двух мелодических линий, в которых голоса движутся либо самостоятельно, либо параллельно, что создает различные условия для пения детей в младшем хоре. Многоголосие включает в себя художественный, психологический, акустический и музыкально-исполнительский компоненты.
Так же, как и пение a’capella, исполнение многоголосных сочинений требует от коллектива кропотливой работы по приобретению необходимых навыков, а также определенного уровня развития слуха и мышления певцов. Главное в многоголосном пении – это умение поющих самостоятельно вести свою партию и вдумчиво вплетать её в общее хоровое звучание.
Распределение детей по хоровым партиям осуществляется не по вокальным данным, а по музыкальным (это уровень развития музыкального слуха, способность к чистому интонированию, сила голоса). Главное, чтобы в партиях были равномерно распределены хорошо интонирующие и слабо интонирующие дети, ребята с яркими и тихими голосами. Такое распределение помогает эффективной работе всех певцов. Одна из серьезных ошибок хормейстеров, когда в партии альтов находятся дети с хорошо развитым слухом, а сопрано – почти «гудошники». В результате гармонический слух детей, поющих верхний голос совсем не развивается, а двухголосые все равно не получается, так как фальшивят сопрано, сбивая этим и альтов.
Условия необходимые для перехода к двухголосному пению: многоголосием следует заниматься с самого начала работы хорового коллектива, сочетая многоголосное пение с унисоном. Можно придумать очень простые задания лишь бы они были интересны и пробуждали у детей любовь к музыке. Обучение двухголосному пению детей младшего школьного возраста должно происходить поэтапно. Подготовка начинается с самых первых музыкальных занятий, когда руководитель шаг за шагом вводит ребят в мир музыки, открывает красоту исполняемых сочинений, объединяет хор в единый звучащий ансамбль, а вместе с этим развиваются: слух, вокальное мастерство, музыкальная память, восприимчивость и отзывчивость поющих. Также постепенно накапливаются теоретические знания детей, способность анализировать и разбираться в музыке.
Схематично этот длинный и сложный процесс обучения можно разделить на три этапа:
1. Накопление слушательского опыта.
2. Исполнительско-подготовительная деятельность.
3. Формирование навыка пения на два голоса.
1 этап – накопление слушательского опыта очень важен для развития навыка многоголосного пения. С первых занятий необходимо учить маленьких музыкантов элементарному анализу прослушиваемых и исполняемых произведений: в строение и направление мелодии, роль аккомпанемента регистр и тембр инструментов и т.д. Умение слушать музыкальную ткань будет развиваться и совершенствоваться на всем протяжении обучения детей пению в хоре. Работая над многоголосным произведением, мы постоянно будем обращать внимание поющих на ведущее значение того или иного голоса, на их самостоятельность или, наоборот, полную схожесть.
2 этап – исполнительско – подготовительная деятельность. В этот этап входит выработка интонационно устойчивого унисона всего хора при самых разнообразных условиях и, особенно при пении без сопровождения.
3 этап – формирование навыка пения на два голоса. Он начинается с подготовительных упражнений, которые мы сейчас рассмотрим.
Упражнение № 1 – исполнение прибаутки «Андрей-воробей» на разных устойчивых ступенях. К подобной работе можно приступить после того, как дети научились петь на одном звуке какую-либо прибаутку и ознакомились с понятием музыкальной высотности. Работа начинается со слухового анализа аккорда на ступенях тонического трезвучия. Вначале аккорд воспринимается как один звук в своеобразной тембровой окраске. Но, внимательно вслушиваясь в аккорд при повторном проигровании, дети начинают выделять из него отдельные звуки. При сопоставлении этих звуков они различают их по высоте. Далее эти слуховые представления закрепляются в пении всех ступеней поочередно.
А через некоторое время возможно начать пропевание какой – либо прибаутки уже в одновременном звучании всех ступеней трезвучия. Позднее это упражнение можно петь и в положении секстаккорда.
1. Пение гаммы (хор поет гамму, а преподаватель держит первую ступень и наоборот)
2. Пение гаммы каноном
3. «Обнимаем» устойчивые ступени (опевание устойчивых ступеней в одновременном двухголосии)
4. «Ехали медведи» (альты держат остинато I ступень, а сопрано поют мелодическую линию от первой к пятой ступени и наоборот)
Роль голосоведения в обучении
Отдельные виды голосоведения в чистом виде в произведениях встречаются редко, обычно они чередуются, образуя самые разные сочетания, поэтому целесообразно в обучении использовать разные их виды. Использование фольклора в начальном периоде обучения открывает в будущем перед учениками широкие перспективы в освоении классического наследия и современного творчества. Ъ
В русской народной песне используются различные типы многоголосия( соединение голосов):
а. Гетерофонный тип (в нем голоса не подразделяются на ведущие и подчиненные, их мелодии являются близкими вариантами).
б. Подголосно-полифонический (в нем мелодии голосов уже достаточно индивидуализированы).
в. Втора (Основной голос поддерживается параллельными движениями, чаще всего в консонирующие интервал).
г. Аккордово-гармонический (голоса в нем движутся синхронно).
Все эти типы многоголосия представляют собой лишь разновидность единого подголосочно-полифонического склада народной музыки. С каких же песен лучше начать обучение многоголосию? Наиболее простым видом будет «педальное двухголосие», в котором второй голос появляется эпизодически и связан с включением лишь одного выдержанного звука, исполняемого небольшой группой хора.
Пример: русские народные песни: « Скок поскок, молодой дроздок», «Кошкин дом», «У кота-воркота»
Упражнение № 3 (Исполнение песен «Скок поскок, молодой дроздок», «У кота-воркота»)
Упражнение № 4 – песня с бурдоном в нижнем голосе . Замечательными песнями с бурдоном являются так называемые «гуканки». В них солист ведет основную мелодию, а партию нижнего голоса исполняет хор. Исполнение песенки «Как под горкой, под горой». При разучивании таких песен необходимо, чтобы дети, сольфеджируя, сознательно интонировали образующиеся по горизонтали интервалы. Полезно также давать предпочтение в динамическом звучании нижним голосам, а также исполнять их партию со словами, а верхнюю с закрытым ртом или на какой-нибудь слог.
Развитие полифонического слуха и мышления певцов – важная задача в работе хора. Именно в пении полифонических произведений проявляется уровень мастерства хорового коллектива. Начинающему хору еще пока не доступны сложные полифонические формы. Но в репертуаре должны быть произведения с элементами имитаций и, конечно, каноны.
Канон – (от греч. Канон – правило, образец) – один из приемов полифонического письма, основанный на имитации.
Пение канонов с одной стороны довольно легкая задача, т.к. кажется, что достаточно хорошо выучить всем хором одну единственную мелодию и можно распевать ее на несколько голосов. Но качественно и грамотно исполнить канон, на самом деле, оказывается очень непростым заданием. Неразвитый слух певцов не позволяет им слушать другие партии и вплетать свою мелодию в мелодии других голосов. Начинать работу над каноном лучше всего тогда, когда у маленьких певцов уже достаточно развит мелодический слух, когда они уже начали a’capella, когда достаточно развит гармонический слух. Но для того, чтобы заинтересовать детей, внести элемент игры в занятия, можно начать с канонов одного челябинского композитора, педагога Е.М. Топляновой – «Игровые каноны на уроках музыки», «Уроки господина Канона». Она предлагает использовать разнообразные виды канона: речевой, «прыжковой», мимический, канон жестов, тембровый канон, мелодический.
Упражнение № 5 Мимический канон. В таком каноне темой становится последовательность определенных движений мышц лица. К мимике можно добавлять звуки – возгласы, покачивания головой, жесты.
Упражнение № 6 Речевой канон. Темой канона становится поэтический текст, исполняемый в определенном организованном ритме. Это будет очень полезное занятие для развития чувства ритма.
Упражнение № 7 Мелодический канон. Сначала выучиваются мелодия и текст, и исполняется как одноголосная песенка.
Пение гамм каноном крайне полезное занятие. Кроме понятия канона, это упражнение поможет наладить частоту интонирования. Пение каноном значительно облегчает усвоение и всех других видов. Еще скажем о таком виде двухголосия, как фтора. При соединении голосов возникают цепочки консонирующих интервалов, верхний голос представляет собой как бы расцвеченный подголосок. Лучше начинать с песен, в которых главная мелодия находится в нижнем голосе.
Упражнение № 8 М. Снавкин «Нотная песенка» - дети поют в унисон нижний голос, затем верхний голос добавляет рояль, затем верхний голос поют в партии сопрано или солисты.
Самый сложный вид двухголосия – это произведения с косвенным и противоположным движением голосов. Эти виды соединения голосов встречаются в народной музыке часто, но наибольшую сложность для маленьких певцов представляют произведения с двухголосием параллельными терциями. Различная краска терцовых созвучий, тембральная и регистровая близость голосов вносит определенные трудности в работу. Здесь поможет поддержка фортепиано, умение вслушиваться в его звучание. Такие произведения очень полезны для развития чуткости поющих.
В заключении
Хочется еще раз вспомнить основные принципы работы над двухголосием в младшем хоре:
1. Очень важна предварительная работа по подготовке хористов к восприятию многоголосия. Больше слушайте и анализируйте. Учитесь слушать музыкальную ткань.
2.Грамотное и постоянное распределение детей по хоровым партиям: равномерно в количественном и качественном отношении.
3. Музицирование на доступных разнообразных инструментах, создание из них небольших ансамблей – это служит прекрасной базой для развития многоголосного слуха ребят, чувство ансамбля.
4. Включать в репертуар многоголосные произведения сначала с сопровождением фортепиано. Гармоническая поддержка инструмента на первых этапах освоение двухголосия, добавит ему качество и выразительности.
От администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом представленной публикации, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.