Выбрать раздел
Как отправить доклад:
- 1. Клик н кнопку «Разместить доклад» (кнопка выше)
- 2. Заполнить заявку, загрузив доклад.
- 3. Клик по кнопке «Отправить». Система переведёт вас на страницу оплаты.
- 4. Оплатите взнос – 250 р. - 150 р.
- 5. После оплаты вы сразу увидите сообщение об успешной отправке заявки.
- 6. Доклад отправляется на проверку.
- 7. Скачать свидетельство вы можете в день подачи заявки в разделе сайта «результаты».
- 8. Если у вас возникли вопросы, пишите на почту tvori.uchastvui@yandex.ru
Посмотреть свидетельство:
Публикация работ производится БЕСПЛАТНО.
Стоимость свидетельства о публикации в электронном виде – 250 р.
О некоторых приёмах работы с неинтонирующими детьми
Дата публикации: 30.09.21
О некоторых приёмах работы с неинтонирующими детьми
Цель музыкального воспитания: подвести ребенка к восприятию музыки, показать ему, как можно взаимодействовать с музыкой, подготовить его к активной музыкальной деятельности в дальнейшем. Занятия вполне можно рассматривать как общеподготовительные, поскольку они способствуют выработке качеств и способностей которыебезусловно пригодятся в школьные годы.
Что же это за качества и способности?
-слуховое внимание, внимание к звуку, к его особенностям;
-владение интонационными возможностями речи;
-культура движений;
-двигательные навыки;
-богатство и тонкость эмоциональных реакций;
-умение расслабляться и концентрироваться;
-память – слуховая и зрительная; и другие…
Занятия музыкой , пением, танцами, театром помогают ребенку найти душевное равновесие , укрепляют его здоровье, развивают коммуникабельность.
Одной из важнейших особенностей работы является активность детей , то, что они непременно делают все сами в процессе игры.
Все ли дети могут петь?
Многолетний опыт лучших педагогов с убедительностью показывает, что подавляющее большинство детей имеет достаточно музыкальные и вокальные данные, чтобы петь и правильно передавать мелодии песен. Дошкольный возраст – это время становления и интенсивного развития певческого голоса. В этом возрасте голосовой аппарат отличается наибольшей пластичностью, а поэтому его правильное развитие особенно важно. Однако, несмотря на систематические занятия, обнаруживается значительное число детей не поющих и не интонирующих.
Проблема эта проявляется в уязвимости голосового аппарата и органов дыхания в силу их неразвитости и не тренированности, В результате – неразвитость эмоциональной стороны личности, эмоциональную холодность, черствость.
Так же среди детей довольно часто встречаются непоющие («гудящие»), у которых попытки петь проявляются в однотонном гудении в низкой части диапазона, иногда даже в пределах малой октавы. Певческий звук у этих детей напряженный, форсированный, легкость, характерная для детского голоса, отсутствует.
Уже первые наблюдения за непоющими детьми подтверждают существование теснейшей взаимосвязи между их речевыми и певческими проявлениями. Так, речь большинства непоющих детей интонационно бедна по сравнению с остальными детьми: высокий диапазон речевых интонаций ограничен и большей частью ниже по тесситуре. Вместе с тем у них была большая или меньшая заторможенность, речь нередко замедлена и однообразна по своей ритмике, у многих детей вялая артикуляция. Некоторые из них отличаются застенчивостью, общей малоподвижностью, пассивным отношением к окружающей среде, замкнутостью.
Однако «гудящие» дети иногда пользуются высокими речевыми интонациями своего голоса. Чаще это происходит в моменты проявления сильных эмоций: испуга, боли, при необходимости позвать кого-либо и т.д.
Следовательно, в диапазоне голоса этих детей есть высокие звуки, но ни в речи, ни в пении они не умеют ими пользоваться.
Следовательно, на начальном этапе, который нас интересует мы акцентируем внимание на:
1. развитие артикуляционного аппарата,
2. интонационно – фонетические упражнения,
3. упражнения на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации,
4. музыкально – ритмические упражнения
Работа музыкального руководителя с детьми делится на несколько этапов
Первый этап—пропевание гласных. На занятиях следует обращать внимание на правильное дыхание во время пения, постановку голоса, темп и ритм речи. После этого можно отрабатывать выразительность исполнения. Основная задача этого этапа - развитие мышц речевого аппарата, правильное пропевание гласных и выделение их на слух.
Второй этап – чистоговорки с пением на постановку шипящих и свистящих.
Ши - ши - ши, ши - ши - ши,
Что - то шепчут камыши.
Ше - ше - ше, ше - ше- ше,
Это утка в камыше.
Третий этап - чистоговорки с пением на постановку сонорных звуков. (Р,Л)
Четвертый этап – закрепление всех звуков в свободной речи.
Первый уровень обучения – развивающие голосовые игры, которые можно назвать элементарным голосовым музицированием.
СТРУКТУРА 1 УРОВНЯ
Упражнения 1 уровня объединены в 3 цикла:
1-й – артикуляционная гимнастика: разогрев и подготовка к дальнейшей работе мышц лица и ротоглоточной полости. Знакомство с активностью мышц лица и ротоглотки в деятельности, отличающейся от речевой. Запоминание уровня активности и произвольное включение мышц в деятельность.
2-й – Координирующие интонационно – фонетические упражнения: знакомство с наличием разных голосов, с их тембральными и динамическими различиями, звуковысотными и энергетическими возможностями; произвольная связь режимов работы гортани, интонации и энергетики с текстами; освоение приемов Фонопедического метода развития голоса в домузыкальном варианте; осознание интонации вне связи с речью, связь интонации с режимами работы гортани, приемами метода, эмоционально – образными представлениями и самочувствиями; осознание фонетических элементов языка в изолированном от речи виде; произвольная связь показателей эстетики пения с текстами.
3-й – Активизирующие упражнения на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации: активизация всей голосообразующей системы, в том числе центральной ее части – соответствующих отделов центральной нервной системы. Выход на энергетические затраты, минимально необходимые для развития голоса. Установление резонаторных, слуховых, вибрационных и энергетических ощущений.
Последовательность упражнений 1 – го уровня мотивирована как постепенностью увеличения звуковысотной и динамической нагрузки на голосовой аппарат детей, так и формой их изложения и выполнения: от игры к обучающему и тренирующему алгоритму.
Все движения выполняются по 4 раза. Исполнение упражнений необходимо контролировать в зеркале.
Как правило, родители как –то обучают ребенка самым элементарным навыкам работы рук и корпуса. Внимание к речи малыша возникает гораздо позже и только в связи с дефектами произношения или заиканием. Музыкально – певческое развитие в яслях, в детском саду также не дает особых результатов. При самых благих намерениях и методической оснащенности музыкальных руководителей их возможности и время воздействия на детей не могут решить проблему устранения неравномерности развития голоса. Проблема эта проявляется в уязвимости голосового аппарата и органов дыхания в силу их неразвитости и не тренированности, в неразвитости фонематического слуха для дальнейшего развития речи, в общей неразвитости эмоционального слуха и эмоциональной интонации речи. В результате – в неразвитость эмоциональной стороны личности, эмоциональную холодность, черствость.
При проведении занятий по предложенной системе педагог должен помнить следующее:
Занятие следует проводить с учетом индивидуальных возможностей детей, так как не всегда удается использовать программу по музыкальному воспитанию в полном объеме. Часто приходиться занижать требования: с детьми старшей группы заниматься по материалу средней группы.
Занятия строятся особенно эмоционально, с быстрой сменой деятельности, чтобы они не уставали. Распевки следует больше давать на гласные, чтобы лучше отрабатывать дыхание и раскрепостить зажатую нижнюю челюсть. Одну и ту же тему лучше повторять по 2- 4 раза, пока они ее не усвоят, а распевки на гласные – петь долго: с сентября по ноябрь.
С детьми, имеющими диагноз ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), желательно больше работать над развитием слуховых и зрительных представлений, совершенствуя их двигательные навыки. С этими детьми занятия по программе обычно продвигаются быстро, и порой удается выполнить всю программу по пению и почти всю по движению.
Речь, музыка и движение должны быть очень тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга. Благодаря этим трем компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные. И в результате педагог добивается не только чистоты интонирования, но, главное, выразительности в пении детей. Кроме того, слаженность этих трех компонентов помогает развивать детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно сказываются на разработке детской мимики.
Все это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и пробудить его мысль и фантазию.
Для того чтобы дети лучше усваивали материал, надо заинтересовать их, увлечь. Поэтому в каждой песенке - попевке – короткий текст, создающий яркий образ. Этот образ, как правило, близок и знаком детям, поэтому вызывает различные эмоции.
Работа по пению не ограничивается одной узкой задачей – правильной постановкой звуков. Она должна отличаться одним важным аспектом – развитием эмоциональной сферы ребенка, затрагивая его чувства, которые он мог бы проявить в мимике лица и жестах. Для достижения положительного эффекта рекомендуется на одном занятии давать песенки разного характера, чтобы дети могли почувствовать разницу в настроении и выразить его своим поведением.
Благодаря использованию этого материала дети могут участвовать в различных инсценировках, спектаклях, создавать разноплановые образы посредством мимики, интонаций, жестов и движений, которые быстро узнают зрители.