Теперь без регистрации

ТВОРИ!
УЧАСТВУЙ!
ПОБЕЖДАЙ!

Центр организации и проведения
Международных и Всероссийских
конкурсов г. Москва
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64913 от 16.02.2016

sandwich-btn
Возрастная категория 0+

Всего добавлено
работ:

103558
  • Конкурсы
  • Викторины
  • Публикации
  • Конференции
  • Обмен опытом
  • ФГОС тесты
  • Олимпиады
  • Педагог-эксперт
  • Выбрать тему

    Как отправить доклад:

    • 1. Клик н кнопку «Разместить доклад» (кнопка выше)
    • 2. Заполнить заявку, загрузив доклад.
    • 3. Клик по кнопке «Отправить». Система переведёт вас на страницу оплаты.
    • 4. Оплатите взнос – 250 р.
    • 5. После оплаты вы сразу увидите сообщение об успешной отправке заявки.
    • 6. Доклад отправляется на проверку.
    • 7. Скачать свидетельство вы можете в день подачи заявки в разделе сайта «результаты».
    • 8. Если у вас возникли вопросы, пишите на почту tvori.uchastvui@yandex.ru

    Посмотреть свидетельство:

    Сертификат

    Развитие мелкой моторики у обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР на уроках русского языка

    Дата публикации: 31.10.21

    Автор:
    Белозерова Елена Павловна учитель начальных классов, ГБОУ РЦДО детей-инвалидов, Республика Башкортостан,г.Стерлитамак

    « Развитие мелкой моторики у обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР на уроках русского языка».»

    Автор:

    учитель начальных классов

    ГБОУ РЦДО детей-инвалидов

    Белозерова Елена Павловна,

    Республика Башкортостан,

    г.Стерлитамак

    Практика показывает, что современные дети нередко имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики. Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

    Неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертаниибукв (так называемая «дрожащая линия»), в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, в общей двигательной неловкости и неуклюжести.

    На уроках русского языка ведущей деятельностью является письмо. В первом классезакладывается навык письма, а в последующих классах происходит его развитие. У детей с ЗПР этот процесс занимает длительный промежутоквремени и вызывает много трудностей, так как у них отмечается слабое развитие мелкой моторики.

    У детей с задержкой психического развития выраженность дефектов в развитии мелкой моторики проявляется в нарушении ритма и темпа движений, в недостаточной дифференцированности движений пальцев и кистей рук, в динамичной координации и переключаемости движений. Выполнение тонких произвольных движений вызывают у детей с ЗПР наибольшие трудности.

    Детям с ЗПР требуется систематическая коррекционно-развивающая работа на каждом уроке. Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики рукможно разделить на три составляющие:

    1) пальчиковая гимнастика;

    2) упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов;

    3) графические работы.

    «Пальчиковые игры» очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и др. .

    Совершенствованию моторики содействуют специальные упражнения с предметами (геометрическое лото, мозаика, складывание пазлов, выкладывание фигур и орнаментов из цветных палочек и д.р.). Постепенно уменьшая размеры предметов, можно добиться большей точности движений, улучшения координации движений пальцев рук. Мозаика, конструктор, разрезные картинки (буквы) – бесценный материал для развития внимания, мышления ребенка – способствуют и интенсивному развитию движений пальцев рук.

    Упражнения, игры, различные задания на развитие графических навыков являются одним из направлений коррекционной работы на уроке.Прежде всего отрабатываютсяритмические круговые движения руки, имеющие широкий размах. Волнистые линии, полуовалы, овалы, петли расположены на рисунках так, что ученик переходит от широких движений к все более мелким. Затем дети проводят прямые линии и заштриховывают (штрихуют не только параллельными линиями, но и волнистыми, круговыми линиями, полуовалами, петлями) различные геометрические фигуры. Выполняя графические упражнения, дети не только приобретают нужные графические умения, но и учатся ориентироваться в ограниченной плоскости (строка в тетради), развивают мыслительную деятельность, внимание, память .

    Все эти виды упражненийнеобходимо использовать и в подготовительный к школе период.

    Необходимо проводить диагностику уровня развития мелкой моторики у детей. Можно при этом использовать методику изучения развития графического навыка по Н.В. Нижегородцевой, В.Д. Шадрикову, методику определения уровня развития мелкой моторики«Дорожки»Л.А. Венгера.

    Диагностика может показать , чтографическийнавык сформирован слабо, низкий уровень развития мелкой моторики: тонкие движения пальцев рук нескоординированны, движения скованные, отсутствует точность, ловкость движений, к концу выполнения задания пальцы становятсянеловкими и напряженными, дети не могут держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные.

    С такими детьми необходимо проводить систематическую работу поразвитию мелкой моторики и графического навыка. Продемонстрируем это на примере одного из занятий.

    Сначала можно предложить упражнение с предметом «Волшебный карандашик».
    Цель: формировать двигательно-тактильную активность и гибкость пальцев, кистей рук. Развитие внимание и слухо-моторной координации.
    Оборудование: карандаш с граненой поверхностью.
    Последовательность выполнения:
    - Возьми волшебный карандашик, зажми его между ладошками и покатай. Послушай, как он шумит. Разогрейладошки. Пошуми карандашиком возле правого уха, теперь возле левого уха. Что ты, слышишь?
    - Покатай карандашик по внешней стороне кисти руки, потом по внутренней стороне кисти рук.

    После того, как ребенок разогреет руки, можно предложить выполнение графического упражнения: соединение точек, нанесенных на лист бумаги.

    Далее может быть выполнена пальчиковая гимнастика.

    «Веселые маляры» - движения «кистью» влево-вправо, вверх-вниз.

    «Игра на пианино» - имитация игры на пианино.

    «Ладонь - кулак» - кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак.

    Затем выполняется графическоеупражнение: горизонтальная штриховка.

    Систематическое применение всех видовупражненийпо развитию и совершенствованию мелкой моторики умладших школьников с ЗПРна уроках русского языка с помощью комплекса специальных коррекционно – развивающих упражнений (пальчиковая гимнастика, упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов, графические работы) позволит нам: развивать и совершенствовать тонкомоторные навыки у учащихся данной категории, что способствует хорошемуовладению техникой письма, формировать зрительно – двигательную координацию и пространственную ориентировку в тетрадях, что способствует правильному и прочному усвоению начертания букв, стимулировать речевое развитие детей, корректировать нарушения аналитико-синтетической деятельности и произвольного внимания, снижать у них психоэмоциональную и физическую нагрузки и статическое напряжение мышц.