Теперь без регистрации

ТВОРИ!
УЧАСТВУЙ!
ПОБЕЖДАЙ!

Центр организации и проведения
Международных и Всероссийских
конкурсов г. Москва
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64913 от 16.02.2016

sandwich-btn
Возрастная категория 0+

Всего добавлено
работ:

131119
  • Конкурсы
  • Викторины
  • Публикации
  • Конференции
  • Обмен опытом
  • ФГОС тесты
  • Олимпиады
  • Педагог-эксперт
  • Выбрать раздел

    Как отправить доклад:

    • 1. Клик н кнопку «Разместить доклад» (кнопка выше)
    • 2. Заполнить заявку, загрузив доклад.
    • 3. Клик по кнопке «Отправить». Система переведёт вас на страницу оплаты.
    • 4. Оплатите взнос – 250 р. - 150 р.
    • 5. После оплаты вы сразу увидите сообщение об успешной отправке заявки.
    • 6. Доклад отправляется на проверку.
    • 7. Скачать свидетельство вы можете в день подачи заявки в разделе сайта «результаты».
    • 8. Если у вас возникли вопросы, пишите на почту tvori.uchastvui@yandex.ru

    Посмотреть свидетельство:

    Сертификат

    Публикация работ производится БЕСПЛАТНО.

    Стоимость свидетельства о публикации в электронном виде – 250 р.

    Игровой фольклор

    Дата публикации: 09.11.18

    Автор:
    Платежова Галина Зосимовна воспитатель ДОУ, МБ ДОУ "Детский сад № 6 Яшкинского муниципального района", Кемеровская область, пгт Яшкино, ул. Ворошилова , д.15

    Многие фольклористы, этнографы, педагоги оставили описания детских игр с игровыми приговорами. Но нам не известно ни одного исследования, посвященного этому вопросу. В генетическом отношении игры с поэтическим приговором можно разделить на группы: 1) с приговором, созданным на основе реминисценций игровых песен; 2) с приговором, заимствованным у взрослых. 3) с приговором обрядового назначения; 4) с приговором-считалкой. 5) с приговором, пришедшим из игр- импровизаций.

    Приговоры различных групп отличаются своей поэтикой, ролью в игре, приемами исполнения.

    К играм заимствованным от взрослых, следует отнести следующие «Коршун»;«Редька»; «Хреном»; «Мак»; «Селезень»; «Кандалы» и некоторые другие. Не очень многие из них дошли до наших дней. Большой популярностью пользуется игра «Кандалы»

    В наши дни дети, произвольно разделились на две партии, берутся за руки и становятся одна шеренга лицом к другой.

    К третьей группе мы относим игры с приговорами обрядового назначения. Мы имеем ввиду не религиозную, а детскую правовую обрядность.

    Формальные игры часто называют играми с установленными правилами. Зачастую эти правила выражены в поэтической форме, особыми приговорами определяются характер наказания и его длительность. В Сибири при игре «В лунки» применяется особый обряд наказания. Проигравшего окружали, давали ему в руки шапку и приговаривали:

    Чичига, чичига

    На худо учила-

    Ни… Ни…

    Ни в окошко глядеть

    Чичига или кок?

    Желающий начать игру в прятки многократно выкрикивает, идя по улице:

    Кто в прятки идет-

    Собираю народ!

    Более разнообразны эти приговоры в жмурки. Иногда они диалогические: «Поп, поп на чем стоишь?- На мосту -Что пьешь? - Квас.-Лови мышей, а не нас». Или: «Где стоишь? -На мосту. -Что продаешь»- Квас.- Ищи мух а не нас! (Лови три года мышек, а не нас!)»

    Сложна обрядность при различных играх в ловижки. Кто-нибудь из ребят постарше кричит: На горе стоит пятно, заявляют: «Чур-чуро!» Все кричат» «Чур». Кто крикнет последний, водит. Сигналом начало игры служит приговор:« Солнце разгорается, игра начинается». Если водящий выбрал игрока по слабее и гоняется за ним, последний может от него «зачураться» проговаривая: «За одним не гонка поймаешь поросенка»- или более современно: «За одним не гонка, я не пятитонка».

    Выигравший в трудном поединке совершает «обряд унижения» проигравших. Он демонстративно задирает нос и идет мимо сверстников и произносит: «Ам (хам), съем, проглочу и назад не ворочу. Я с такими игроками даже знаться не хочу!»

    К четвертой группе относятся формальные игры с приговорами, пришедшимииз игр –импровизаций. Стремление детей отразить увиденное и услышанное в образной форме неизбежно приводит к драматической игре. В процессе игры вырабатывается, усложняется, поэтизируется приговор. Наиболее древней и повсеместно распространенной игрой этой группы была игра «В медведя». Это игра-детская. В ней нет аллегории, символики. Медведь- это медведь, дети ягодники, грибники. Выбирается медведь, ему отчеркивается логово (дом), он ложится. Дети подходят к запретной черте или ходят, бегают вокруг, или стоят сзади медведя. Они приговаривают хором: У медведя во бору

    Грибы, ягоды беру

    А медведь рычит-

    Он на нас сердит(на меня рычит).

    Медведь ловит играющих, пойманный становится медведем.

    Правильность наших тезисов о происхождении игр это группы подтверждается фактом параллельного существования игр-импровизаций и формальных игр с одним и тем же сюжетом. Игровые приговоры этой группы хорошо бытуют и в наше время.

    К пятой группе мы относим игры с приговорами считалками. Название это дано в силу того, что почти все приговоры этой группы выполняют счетно-ритмическую роль и выдерживают считалочную структуру стиха.

    Выросло мастерство детей в играх со скакалкой. Одиночная игра уже не удовлетворяет. Часто двое берут концы скакалки и начинают ее крутить, третья прыгает. В такт прыжкам вращающие скакалку приговаривают: «Роза, береза, мак, василек, роза, береза» и т.д. или « Красный, синий, белый, голубой, красный, синий» и т.д. На каком слове запнется прыгающая, такое и получает прозвище. Это дало повод к ведению в подобные приговоры элементов комических: «Куколка, балетница, Акулина, сплетница». Прибаутка послужила приговором при прыжках.

    От администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом представленной публикации, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.

    Скачать публикацию Скачали: 160 раз(а)