Теперь без регистрации

ТВОРИ!
УЧАСТВУЙ!
ПОБЕЖДАЙ!

Центр организации и проведения
Международных и Всероссийских
конкурсов г. Москва

sandwich-btn
Возрастная категория 0+

Всего добавлено
работ:

134105
  • Конкурсы
  • Викторины
  • Публикации
  • Конференции
  • Обмен опытом
  • ФГОС тесты
  • Олимпиады
  • Педагог-эксперт
  • Выбрать тему

    Как отправить доклад:

    • 1. Клик н кнопку «Разместить доклад» (кнопка выше)
    • 2. Заполнить заявку, загрузив доклад.
    • 3. Клик по кнопке «Отправить». Система переведёт вас на страницу оплаты.
    • 4. Оплатите взнос – 250 р. - 150 р.
    • 5. После оплаты вы сразу увидите сообщение об успешной отправке заявки.
    • 6. Доклад отправляется на проверку.
    • 7. Скачать свидетельство вы можете в день подачи заявки в разделе сайта «результаты».
    • 8. Если у вас возникли вопросы, пишите на почту tvori.uchastvui@yandex.ru

    Посмотреть свидетельство:

    Сертификат

    Обучение детей русскому языку с нарушениями интеллектуального развития.

    Дата публикации: 10.05.16

    Автор:
    Сенцова Людмила Павловна учитель русского языка, МКОУ " Сузунская ОШ-И ", Новосибирская область, р.п. Сузун

    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сузунского района «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

    Обучение детей русскому языку с нарушениями интеллектуального развития.

    Выполнила: учитель

    русского языка

    Сенцова Л.П.

    первая квалификационная категория

    Сузун

    2016

    В настоящее время весьма актуален вопрос обучения детей с нарушенным интеллектом, как вопрос, отвечающий социальным запросам современного общества.

    В работе с умственно отсталыми детьми необходимо учитывать особенности их развития. Учащиеся с нарушением интеллекта испытывают значительные трудности при усвоении программного материала по основным учебным предметам (математика, чтение, письмо). Эти трудности обусловлены особенностями развития их высших психических функций. У данной категории детей отмечается значительное отставание в познавательном развитии.

    Ранняя диагностика и комплексная медико-психолого-педагогическая коррекция в значительной степени способствуют правильному обучению детей с умственной отсталостью, развитию их как личности и достижению наилучшей социальной адаптации.

    Русский язык является одним из основных предметов в школе для обучающихся с нарушением интеллекта. Он носит коррекционную и практичес­кую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.

    Коррекционная направленность учебного материала в первую очередь проявляется в области речевого развития детей, поскольку, важнейшая цель уроков русского языка – формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности учащихся и облегчения их адаптации после окончания школы. Не менее важное значение имеет практическая направлен­ность программного материала, его нацеленность на формирова­ние у детей речевых навыков.

    Программа школы для умственно отсталых детей формулирует следующие задачи преподавания русского языка:

    1. Научить школьников правильно и осмысленно читать
    доступный их пониманию текст.

    2.Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма
    на основе усвоения звукового состава языка, элементарных
    сведений по грамматике и правописанию.

    3.Повысить уровень общего развития учащихся.

    4.Научить школьников последовательно и правильно излагать
    свои мысли в устной и письменной форме.

    5.Корректировать речь и мышление обучающихся.

    Олигофренопедагогика, согласуясь с закономерностями обу­чения умственно отсталых детей, использует следующие дидак­тические принципы: воспитывающее обучение; сознательность и активность учащихся в усвоении учебного материала; нагляд­ность в сочетании со словесными средствами; доступность и прочность знаний; научность и систематичность обучения; дифференцированный и индивидуальный подход.

    Помимо использования общедидактических принципов специфика обучения русскому языку заключается в разработке и внедрении особых методических принципов, вытекающих из закономерностей овладения языком и речью.

    Применительно ко всем разделам обучения русскому языку можно выделить следующие принципы:

    1. Коммуникативная направленность обучения.

    2.Единство в реализации двух направлений работы: развития речи и мышления.

    3.Обязательная мотивация языковой и речевой деятельности учащихся.

    4.Формирование чувства языка и опора на него в учебной деятельности детей.

    5.Взаимосвязь устной и письменной форм речи в процессе их развития.

    Методы обучения в дидактике классифицируются в зависимости от источника знаний. В соответствии с этой классификацией выделяются словесные методы (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по учебнику или другим печатным материалам), наглядные методы (наблюдение, демонстрация предметов или их изображений), практические методы.

    Для обучения детей с интеллектуальными нарушениями наряду с традиционным иллюстративно-объяснительным методом обучения все чаще использую продуктивные методы, особенно, частично-поисковый метод, проблемное изложение знаний.

    Вовлекая учащихся в беседу, опираясь на их прошлый опыт, используя наглядность: предметные пособия, иллюстративные таблицы, дидактический раздаточный материал, схемы, чертежи, графики, подвожу учащихся к пониманию нового материала. Незаметно для себя они делают открытие!

    Объяснение нового материала не должно быть продолжительным. Новый материал разбиваю на небольшие, логически завершенные «порции». На одном уроке излагаю небольшой по объему материал. Иногда изложение прерываю вопросом, обращенным к учащимся: «Как вы думаете, что нужно делать дальше?» Вопросы ставлю для того, чтобы выяснить, понимают ли учащиеся излагаемый материал, успевают ли следить за изложением или внимание их отвлечено. Они активизируют и познавательную деятельность учащихся, позволяют направлять их внимание.

    Всегда объяснение сопровождаю демонстрацией наглядных пособий, практической работой учащихся с дидактическим материалом. Практическая работа с предметами, направляемая объяснением, может служить базой для обобщений.

    Использую метод наблюдения в сочетании с предметно-практической деятельностью самих учащихся.

    Метод работы с учебником тесно связан с методом самостоятельной работы.

    Вопрос об использовании метода самостоятельной работы как источника знаний в условиях школы для умственно отсталых детей являлся долгое время дискуссионным. Бытовало мнение, что умственно отсталые учащиеся не могут самостоятельно «добывать» знания. Но опыт работы показывает, что некоторые учащиеся могут самостоятельно разобраться в новом несложном материале.

    Процесс формирования знаний не ограничивается их сообщением учащимся. Знания необходимо закрепить, привести в систему, научить учащихся использовать их для решения практических задач.

    Закрепление и повторение знаний невозможны без упражнений. Упражнения использую для формирования навыков письма и чтения и т.д. в определенной системе, с нарастающей степенью трудности.

    Систему упражнений подбираю так, чтобы новые знания связывались с уже имеющимися, способствовали их расширению и углублению.

    Степень трудности определяю не только и не столько сложностью задания, сколько индивидуальными возможностями учащихся.

    Такие упражнения развивают инициативу, творчество учащихся. С этой целью подбираю такие упражнения, которые требуют от учащихся выбора наиболее рационального пути решения, выполнения того или иного действия, связываю с жизнью, с практической деятельностью учащихся в столярных и швейных мастерских, на уроках СБО.

    На уроках применяю дидактические игры, которые считаю средством повышающим эффективность обучения русскому языку.

    Игра оказывает существенное влияние на формирование человека.

    Высоко оценивая значение игры, В.А. Сухомлинский писал, что без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

    Дидактическая игра обладает свойством стимулирования развития восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, речи. К ним относятся в основном воображаемые путешествия.

    В пятом – шестом классах мы часто отправляемся в путешествие по стране «Грамматика», стране «Невыученных уроков» и т.п. Даже в седьмом классе подростки ждут этих путешествий. Лучше запоминается любой материал, если они сами его кому-то рассказывали, кого-то учили. Во время путешествий прослеживается межпредметная связь с уроками природоведения, географии, биологии, ИЗО, музыки. Уроки такие проходят на одном дыхании, имеют огромное обучающее, воспитательное и коррекционно-развивающее значение. Именно дидактические игры являются ярким примером синтеза различных видов педагогического воздействия на учеников: интеллектуального, нравственно-волевого и эмоционального.

    От администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом представленной публикации, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.