Теперь без регистрации

ТВОРИ!
УЧАСТВУЙ!
ПОБЕЖДАЙ!

Центр организации и проведения
Международных и Всероссийских
конкурсов г. Москва
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64913 от 16.02.2016

sandwich-btn
Возрастная категория 0+

Всего добавлено
работ:

130920
  • Конкурсы
  • Викторины
  • Публикации
  • Конференции
  • Обмен опытом
  • ФГОС тесты
  • Олимпиады
  • Педагог-эксперт
  • Выбрать тему

    Как отправить доклад:

    • 1. Клик н кнопку «Разместить доклад» (кнопка выше)
    • 2. Заполнить заявку, загрузив доклад.
    • 3. Клик по кнопке «Отправить». Система переведёт вас на страницу оплаты.
    • 4. Оплатите взнос – 250 р. - 150 р.
    • 5. После оплаты вы сразу увидите сообщение об успешной отправке заявки.
    • 6. Доклад отправляется на проверку.
    • 7. Скачать свидетельство вы можете в день подачи заявки в разделе сайта «результаты».
    • 8. Если у вас возникли вопросы, пишите на почту tvori.uchastvui@yandex.ru

    Посмотреть свидетельство:

    Сертификат

    Этноспорт: настольные игры народа саха

    Дата публикации: 26.11.20

    Автор:
    Данилов Егор Михайлович учитель физической культуры, МБОУ "Кобяйская СОШ", Республика Саха (Якутия)

    Министерство образования Республики Саха (Якутия)

    Муниципальное казенное учреждение "Управление образования"

    Муниципального образования "Кобяйский улус (район) РС(Я)"

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    "Кобяйская средняя общеобразовательная школа имени Е.Е.Эверстова"

    Этноспорт: настольные игры народа саха

    Автор: Данилов Егор Михайлович,

    учитель физической культуры.

    с. Кобяй,2020 год.

    Оглавление:

    Введение__________________________________________________________________3

    Глава 1. Национальные игры народа саха

    1.1.Народные игры__________________________________________________________4

    Глава II . Якутские настольные игры

    2.1. Якутские настольные игры______________________________________________5-6

    2.2. Настольная игра «Хабылык»______________________________________________7

    2.3. Настольная игра «Тырыынка»_____________________________________________8

    2.4.Настольная игра «Хаамыска»______________________________________________9

    Глава III.Результаты исследования.

    3.1. Результаты анкетирования:____________________________________________10-11

    3.2.Достижения учащихся___________________________________________________12

    Заключение_____________________________________________________________13

    Использованная литература_______________________________________________ 14

    Введение

    В суровых условиях Крайнего Севера, где шестьмесяцев зимы наши предки, учитывая многовековую историю народа и географо-климатические условия, создали самобытные, уникальные, разнообразные национальные виды спорта, физические упражнения, игры, которые всесторонне развивают физические качества (силу, быстроту, выносливость и ловкость), а также морально-волевые качества, воспитывают нравственные, эстетические ценности человека. Философией национального вида спорта и подвижных игр становятся пропаганда молодежи к ведению здорового образа жизни, активным занятиям физической культурой и спортом.

    Национальные виды спорта, физические упражнения и народные игры формировались и совершенствовались на протяжении тысячелетий, передавались из поколения в поколения, и пользовались, как основное средство заполнения потребности в движении гармоничном физическом развитии организма, приобретению навыков и умений. Характерной особенностью национальных видов спорта является их динамичность, общедоступность, практичность и простота в применении.

    Актуальность: Наша многонациональная республика становится примером бурного развития и совершенствования, народных традиций. Народные игры являются неотъемлемой частью общей культуры народа саха.

    И в нашей школе на уроках физической культуры мы играем наши якутские игры. И мой папа,как учитель физической культуры, учит нас и детей к настольным играм и дома вечерами играем эти игры. И ярешил выбратьтему «Этноспорт: настольные игры народа саха».

    Цель: - изучить виды настольных игр народа саха.
    Задачи: - найти иизучить литературу оякутских настольных играх;
    - изучитьправила якутских настольных игр;
    -познакомить и научить своих одноклассников;
    -провести анкетирование

    - провести соревнования среди учащихся .

    Методы исследования:
    - опрос
    - беседа,
    - изучение литературы

    -анкетирование
    -интервью
    Объект исследования: якутские настольные игры
    Предмет исследования: -хабылык, хаамыска, тырыынка.

    Гипотеза: Я считаю, что, если привлечь детей в национальные настольные игры, то у них будет развиваться смекалка, логика, быстрота мышления.

    Практическая значимость: В дальнейшем настольные игры народа саха - хабылык, хаамыска и тырыынка можно использовать на перемене,в спортивных соревнованиях, так и в свободное время, вкругу семьи.

    Глава 1. Национальные игры народа саха.

    Народные игры являются неотъемлемой частью традиционной культуры народа саха. Им отводилось особое место в повседневной жизни наших предков. И редкие праздники и отдых после тяжелого трудового дня не обходилось без массовых игр. состязаний в силе и ловкости.

    В своих трудахизвестный этнопедагог Г.Н. Волков подчеркивает, что этнопедагогика народной игры продолжает оставаться актуальной проблемойдаже после фундаментальных работ известныхфилософов, психологов и педагогов.

    В якутских национальных играх отразилась особенности менталитета,мировоззрения народа, которые основывались на сохраняющемся до сих пор почитанию культе природы.

    Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа саха, видами традиционного хозяйствования: прежде всего, коневодством, разведением крупного рогатого скота, а также охотой, рыболовством.

    Народные игры формировались и совершенствовались на протяжении тысячелетий, передавались из поколения в поколения, и пользовались, как основное средство заполнения потребности в движении гармоничном физическом развитии организма, приобретению навыков и умений. Характерной особенностью национальных видов спорта является их динамичность, общедоступность, практичность и простота в применении.

    Якутские народные игры – это культура якутского народа. Об этом говоритсяв трудах исследователей-педагогов Г.Н. Волкова, А.П. Усовой, А.А. Григорьевой. Они подчеркивают, что приобщение к своей культуре должно начинаться с раннего детства, а именно с игры.

    В нашем суровом холодном краю охотников, рыбаков и лесорубов особенно ценятся сильные руки, меткий глаз, неутомимость и выдержка.

    Национальные особенности проявляется не тольков действиях и отношениях в играющих и у всех включая материальную культуры игры. Яркий национальный колорит передает в играх широкое использование родного языка и фольклора песен,считалок, скороговорок и.т.д. Народная игра принимает всехне отвергая как делает спорт, не говоря о ослабленных детях.

    Глава 2 . Якутские настольные игры

    2.1. Якутские настольные игры

    Настольные игры не требуют активного перемещения игроков, наличия дополнительного технически сложного инвентаря или специальных сооружений, игровых площадок, полей. Это - игра небольшим набором предметов, которые могут разместиться на столе или в руках играющих.

    Многие думают, что настольные игры это забава для детей. Но, существует множество настольных игр, которые увлекательны и для взрослых. Подобные игры развивают логику, смекалку, некоторые бытовые знания (например, основы экономики), ловкость, быстроту. И таких игр великое множество.

    История настольных игр насчитывает не менее 5500 лет. В современных исследованиях настольных игр есть мнение, что их история была общей. Так, Дэвид Парлетт, автор «Оксфордской истории настольных игр», считает, что все, даже самые современные настольные игры имеют общие корни.

    Настольные игры народов Республики Саха имеют глубокие корни. Они были широко распространены еще с XVI-XVII веков.

    В XX веке народные настольные игры испытали большой спад и были почти забыты.

    С переменой сфер нашей жизни, в связи с перестройкой, настольные игры получили второе рождение как часть культуры народа. В 90-х годахпоявился интерес к ним. Началась работе по пропаганде игры в общеобразовательных школах и других культурных учреждениях. С тех пор количество участников растет.

    В старину особо ценились сильные руки, меткий глаз, ловкость, спокойствие, скромность и выдержка. Издавна в настольных играх преобладали испытания на ловкость рук, точность, выносливость.

    Якутские настольные игры развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию, находчивость и умственные способности.

    Сегоднянародные настольные игры наших предков получили большую популярность. Настольные игры стали видом проведения досуга.

    В 1992г. была создана Федерация якутских национальных настольных игр. Появился утвержденный Устав, единые правила игр и порядок проведения соревнований. Федерация зарегистрировала игры в Государственном комитете по спорту, и они получили статус вида спорта.

    Все больше и больше участников вовлекаются в национальные настольные игры. Федерация подготовила организаторов, квалифицированных судей и первых мастеров спорта. Это – Д.Я. Федотов, А.К. Чириков, М.В. Павлова, Н.В.Троева (Егорова). Все они родом из Верхневилюйска. В последние годы абсолютными чемпионами различных турниров становились А.И.Донской, Н.К.Терентьев, М.М.Петров, К.М.Алексеева.

    Одним из преимуществ настольных игр является то, что для их организации нет необходимостив больших финансовых затратах.

    Федерация настольных игр существует уже двадцать лет и главной задачей ее является сохранение богатства народных игр и широкое использование их для развития духовной культуры и образования. Вместе с ГБУ «РЦНВС им.В.Манчаары» Федерация национальных настольных игр активно пропагандирует настольные игры хабылык и хаамыска среди населения. Ежегодно проводятся республиканские турниры по этим играм

    среди взрослых и детей школьного возраста, игры включаются в программу республиканских соревнований «Игры предков». Наша школатоже активно включаются в пропаганду этих игр.

    Создана образовательная программа по настольным играм хабылык и хаамыска для детей младшего и среднего возраста, пересмотрены и обновлены нормативы на присвоение спортивных званий и разрядов по этим играм. Эти проекты являются стимулом для развития настольных игр в республике. Таким образом, хабылык и хаамыска с большим удовольствием и пользой можно использовать как в общеобразовательных учреждениях, в детских оздоровительных лагерях, в различных учреждениях, так и в свободное время в кругу семьи.

    В настоящее время перед Федерацией стоит задача популяризации этого вид спорта за пределами региона. Принимают участие в организации занятий и соревнований по якутским играм среди гостей из зарубежья во время МСИ «Дети Азии». Мастера обучают их исконной игре «хабылык» и «хаамыска».

    2.2. Настольная игра «Хабылык»

    Игра «Хабылык» («Лучинки») – является самой древней игрой. Играют простыми лучинками которыми пользовались в каждой семье для растопки якутского очага камелек. Когда то ими играли малые дети, затем постепенно начали играть и взрослые члены семьи. Игра в лучинки учит считать, обозначать, воображать,

    Игра «Хабылык»– якутская настольная игра, где одновременно развиваются в соревновании меткий глаз, острый ум, гибкие пальцы. Название якутской народной игры «хабылык» исходит от основы глагола «хап»- хватать, схватывать что либо, ловить на лету, подхватывать падающее сверху (например, подхватывать рукою мяч); переносно: клевать (о рыбе).Так игра в лучинки стала одним из видов якутской национальной культуры. Народ саха испокон веков обожествлял коня и считал его священным существом. Поэтому игра «хабылык» тесно связана с божеством Дьоьогой.

    Вот почему в игре 30 лошадей – это простые палочки а также 6 палочек с метками, которые отождествляют поколения лошадей: с 1-й меткой – жеребенок, с 2-мя метками – двухлетка, с 3-мя – трехлетка, с 4-мя – четырехлетка, с 5-тью метками – пятилетка, с 6-тью метками – жеребец.

    Есть народная пословица: «Над собой белую птицу не пропустит, под собой серую мышь не пропустит». Все мы знаем, как нужны в повседневной жизни ловкость рук, зоркий глаз, острый ум.

    Хабылык также учит: не нужно стремиться все из жизни урвать, а нужно уметь выбирать самое необходимое, брать только одно-единственное. Пока есть народ Саха, хабылык будет распространяться повсеместно, всюду, приобщая все больше людей,особенно молодежь.

    2.3. Настольная игра «Тырыынка»

    Игра «Тырыынка». Участник, держа тырыынка вертикально в одной руке, упирает их нижними концами в стол и резко ослабляет их захват. Затем он собирает свободно лежащие палочки, после чего при помощи специальной палочки, оформленной в виде ложечки, очень осторожно вытаскивает остальные. В случае даже малейшего движения других палочек-тырыынка игра данного участника прекращается, и палочки передаются следующему игроку. После сбора участниками всех тырыынка состязание прекращается. Победитель определяется по наибольшему количеству набранных тырыынка.

    2.4. Настольная игра «Хаамыска»

    Игра «Хаамыска» - игра пятью камешками» . Кубики для игры изготавливаются из дереваразмером 1* 1,5 или из позвонков тайменя. Должно быть 5 кубиков, один из них с отметиной (имеет деление)- главная . Количествоигроков не ограничено. Игроки сидят за столом. Ведущий берет кубики и подбрасывает вверх, а игрокидолжны ловить их. Кому попадет кубик с отметиной, тот начинает игру. Первый игрок берет в правую ладонь 5 кубиков и подбрасывает«главный»кубик вверх, остальные 4 рассыпает на столи ловит подкинутую. Каждый раз подбрасывая вверх кубик и поймая её, игрок подбирает их со стола: по одномув первый раз, по два –во второй раз, вначале один ,затемостальные 3 одновременно –в третий раз, сразувсе 4 кубика – в четвертый раз. 5-ый приём: подкинув «главный» вверх ,выстраивает остальные по одному на стол, затем приповторном подбрасывании подбирает всех.6-й прием: игроки указывают любой кубик, а играющий должен взять остальные сразу, не задевая его, а последним должен взять этот указанный кубик.7 прием: подбирает все 4 кубикасо стуком.8-й прием: левой рукойделает ворота, аправую, держа ладонями вверх, засовывает через запястья левой руки и бросает на стол 4 кубика. Игроки указывают любой кубик.

    Не задевая его, играющий каждый раз поочередно выталкивает кубики правой рукой через ворота во время полета «главного» .Последним пропускает через ворота указанный кубик.

    Победителем считается тот ,кто сделает все это за один подход. Если игрок ошибется или уронит кубик, то ход переходит другому игроку. Тот начинает с того приема ,где ошибся предыдущий игрок .

    Игра ведется только одной рукой .Смена рук не допускается .

    Глава 3.Результаты исследования.

    3.1. Результаты анкетирования:

    В ходе исследования, с целью выявления у детей знаний якутских национальных видов спорта, а также анализ участия детей в этноспортивных мероприятиях нами было проведено анкетирование.

    На вопросы нашей анкеты ответили63 учащихся.

    Анкета

    1.Какие национальные видыспортанарода саха вы знаете?

    Название игры

    Да

    Нет

    Борьба хапсагай

    63

    0

    Мас-рестлинг

    63

    0

    Национальные прыжки

    63

    0

    Якутское многоборье

    43

    20

    2. Какие якутские настольные игры вы знаете?

    Название игры

    да

    нет

    Игра « Хаамыска»

    63

    0

    Игра «Хабылык»

    63

    0

    Игра «Тырыынка»

    63

    0

    3.Какие народные подвижные игры вы знаете?

    Игра« Дулгалаан сиринэн» «Кочкарник»- 43

    Игра «Меткий охотник» Игра «Мунхалааьын» «Рыбаки с неводом» -63

    Игра «Ойбонтон уулааьын» «Водопой из проруби»-63

    Игра «Жеребята», «Бой быков»- 63

    Игра«Кулуустэьии» «Замок»-63

    Игра«Онхой оонньуута» «Ямы»-63

    Игра «Биьилэх кутуута» «Колечко»-63

    4. В каких якутских видах спорта вы участвовали?

    Вид спорта

    Количество участников

    Соревнования по национальным прыжкам «кылыы», «куобах», «ыстанга».

    63

    «Игры предков»

    20

    Соревнования по настольным играм.

    15

    3.2.Достижения учащихся

    В ходе беседы с учителями физической культуры выяснила:

    1.Учащиеся нашей школы активно участвуют в республиканских соревнованиях «Игры предков».

    Достижения учащихся:

    Уровень, год

    Виды соревнования

    Участники

    Место

    Республиканский 2011г.

    «Игры предков»

    Команднаяигра «Чыысхай»

    1м.

    Республиканский 2012г.

    «Игры предков»

    Команднаяигра «Чыысхай»

    Игра «Хабылык»

    Иванов Артем

    1м.

    2 м.

    Республиканский 2015г.

    «Игры предков»

    Команднаяигра «Чыысхай

    Игра «Хабылык»

    Иванов Артем

    1м.

    3 м.

    Республиканский 2016г.

    «Игры предков»

    Команднаяигра «Чыысхай»

    Игра «Ойбонтон уулааьын»

    Дьяконов Гоша

    3м.

    2м.

    Республиканский 2017г.

    Игры предков»

    Команднаяигра «Чыысхай»

    Игра «Ойбонтон уулааьын»

    Игра «Хабылык»

    Игра «Хаамыска»

    Республиканский 2018г.

    Игры предков»

    Команднаяигра «Чыысхай»

    Игра «Ойбонтон уулааьын»

    Заключение

    Таким образом, изучив литературу по проблеме этноспорта в культуре народа саха и по полученным результатам, я пришла к следующим выводам:

    1. Мы выявили, что в нашей школе работают кружки «Игры предков», где обучают детей игре « хаамыска», «тырыынка», «хабылык», а также якутским прыжкам «кылыы», «ыстанга», «куобах».

    2.Регулярно проводятся соревнования по национальным прыжкам и«Игры предков».

    3.Все опрошенные учащиеся знают эти виды национального спорта.

    4.Следовательно, по результатам анкетирования эти виды спорта знают большее количество детей.

    5.Большинство учащихся, принявших участие в нашем анкетировании, хорошо знают виды и правила проведения якутских национальных игр, а также большинство опрошенныхучаствовали в соревнованиях по национальным видам якутского этноспорта.

    6.Изучив план проведения спортивных мероприятий в школе, мы установили, что в нашей школе проводится много соревнований по национальным видам спорта среди учащихся 5-11 классов.

    7.Необходимо увеличить спортивные мероприятия по национальным видам спорта и настольным играм среди учащихся начальных классов.

    8.На наш взгляд, пропаганда народных игр поможет сохранить и развить культуру народа саха и прежде всего, надо начать с детей с малых лет, потомучто они - будущее нации.

    ожно играть в якутские настольные игры детям дошкольного и младшего школьного возраста. Они отражают образ жизни народа саха, уважение к народным традициям, обычаям. Настольные игры народов имеют глубокие корни. Они развивают у детей смекалку, логику,быстроту мышления.

    Использованная литература:

    1. Этноспорт Якутии. Автор: Иннокентий Готовцев- Якутск: 2012.

    2. Дети Азии. Составители: Алексей Соколов, Ростислав Павлов. 2012 г.

    3. Саха торут оонньуулара.=Народные игры и забавы Саха/ А.С.Федоров.-Якутск: Бичик,2011.-96 с.

    4. Якутские настольные игры. Автор: - Иннокентий Готовцев- Якутск: 2012.

    5. Журнал Саха Спорт 5(19)2010.