Теперь без регистрации

ТВОРИ!
УЧАСТВУЙ!
ПОБЕЖДАЙ!

Центр организации и проведения
Международных и Всероссийских
конкурсов г. Москва
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64913 от 16.02.2016

sandwich-btn
Возрастная категория 0+

Всего добавлено
работ:

131019
  • Конкурсы
  • Викторины
  • Публикации
  • Конференции
  • Обмен опытом
  • ФГОС тесты
  • Олимпиады
  • Педагог-эксперт
  • Выбрать тему

    Как отправить доклад:

    • 1. Клик н кнопку «Разместить доклад» (кнопка выше)
    • 2. Заполнить заявку, загрузив доклад.
    • 3. Клик по кнопке «Отправить». Система переведёт вас на страницу оплаты.
    • 4. Оплатите взнос – 250 р. - 150 р.
    • 5. После оплаты вы сразу увидите сообщение об успешной отправке заявки.
    • 6. Доклад отправляется на проверку.
    • 7. Скачать свидетельство вы можете в день подачи заявки в разделе сайта «результаты».
    • 8. Если у вас возникли вопросы, пишите на почту tvori.uchastvui@yandex.ru

    Посмотреть свидетельство:

    Сертификат

    РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ПОДГОТОВКЕ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА К ВЫСТУПЛЕНИЮ

    Дата публикации: 19.06.20

    Автор:
    Киселёва Вера Анатольевна концертмейстер, МБОУ ДО "Детская школа искусств", Тюменская обл. г.Пыть-Ях

    РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА

    В ПОДГОТОВКЕ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА К ВЫСТУПЛЕНИЮ

    Киселёва Вера Анатольевна

    концертмейстер

    МБОУ ДО «Детская школа искусств»

    г.Пыть-Ях Тюменской обл.

    Работа концертмейстера является одной из наиболее распространенных форм концертного исполнительства. В сфере ансамблевого исполнения народной музыки важную роль играют баянисты (аккордеонисты). В современных условиях плодотворная деятельность детского творческого инструментального народного коллектива (например: ансамбль ложкарей, ансамбль рожечников, ансамбль гусляров и др.) немыслима без участия концертмейстера-баяниста (аккордеониста), мастерство которого имеет свои специфические особенности.

    Подготовка такого коллектива к выступлению делится

    на несколько этапов работы:

    • Выбор нового музыкального материала совместно с руководителем коллектива.
    • Формирование музыкального номера: обработка музыкального материала и сочинение партии ложек (рожков и др.) совместно с руководителем коллектива.
    • Обучающие репетиции.
    • Концертные репетиции.
    • Концертное выступление.
    • Работа над ошибками.

    Каждый этап подготовки коллектива к выступлению для концертмейстера имеет свои цели и задачи, пути их решения и специфику работы. Например, для выбора совместно с руководителем коллектива нового музыкального материала для подготовки концертного номера, сам концертмейстер должен найти и изучить различные обработки народных мелодий, возможно несколько вариантов обработок различными авторами одной и той же темы. Если есть необходимость, то и сочинить самому вариацию, связки между частями номера, вступление, окончание и т.д.

    К подбору музыкальных фрагментов предъявляются требования по следующим параметрам:

    • характеру;
    • темпу;
    • метроритму (размер, акценты и ритмический рисунок);
    • • форме музыкального произведения (двухчастное, трехчастное, вариации, вступление, заключение).

    Учитывая определяющее значение репертуара в учебно-воспитательном процессе и подготовке коллектива к выступлению, рекомендуется использовать предлагаемый репертуарный список (приложение 1), которые включают в себя народные песни, обработки народных мелодий, оригинальные произведения. Знание этих произведений, умение грамотно аккомпанировать любое из них, является обязательным условием подготовки коллектива к концертному выступлению.

    Совместное музицирование в составе ансамбля ложкарей определяется фундаментальным принципом единства его участников в процессе выявления и претворения художественно-образной составляющей того или иного произведения: общего эмоционального строя, стилистики, темпа, динамического баланса и нюансировки, приоритетных функций различных фактурных элементов и т.д.

    Применительно к организации коллективного музицирования ансамбля ложкарей, наряду с общими качествами, свойственными всем видам ансамблей, следует подчеркнуть особую роль артикуляционно-ритмической культуры звукоизвлечения, обусловленной единством трактовки различных приемов игры и их комбинаций. Предпосылкой успешной работы концертмейстера в подготовке концертного номера является формирование у участников ансамбля идентичного подхода к временным параметрам исполняемого произведения: темпу, метру и ритмической пульсации. Лишь благодаря единству этих трех понятий коллектив может достичь ансамблевой синхронности – совпадения с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков и пауз) у всех исполнителей. Любое нарушение синхронности при совместной игре разрушает эффект слитного ансамблевого звучания.

    Во многом от качественного исполнения концертмейстером концертного репертуара зависит воспитание у участников коллектива общего восприятия характера и эмоционально-образного строя музыкального произведения. Максимальный темп должен выбираться с учетом специфики и смысловой емкости художественно-исполнительского материала. Единая трактовка темпа – важнейшее условие метро-ритмической синхронности ансамбля.

    Взаимодействие темпа и ритма играет решающую роль в работе над произведением такого коллектива как ансамбль ложкарей, ведь совместное музицирование концертмейстера с таким творческим коллективомпри четкой метроритмической согласованности создает у слушателя неповторимое впечатление «монолитной» игры, единства художественного замысла и техники исполнения.

    При начальной работе над музыкальным произведением необходимо выбирать наименьшую длительность в качестве единицы пульсации. В дальнейшем с ускорением темпа, названная единица сменяется более крупной длительностью. При этом рекомендуется время от времени возвращаться к относительно медленным темпам и к соответствующим единицам пульсации.

    Совместная игра коллектива с концертмейстером предполагает наличие упорядоченной ансамблевой технологии звукоизвлечения, включающей единое ощущение не только временных параметров (от появления изолированного звука до целостной метроритмической пульсации, которая присуща данному произведению), но и всех компонентов основной характеристики звучания – штрихов, динамики. [5]

    Формирование музыкального номера – это творческий процесс совместно с руководителем коллектива. Сочинение партии ложкарей, которая состоит из характерного ритмического рисунка и определенных движений рук, ног, корпуса и т.п., лучше всего проводить сразу с видеозаписью по частям произведения на цифровой носитель (веб-камера ноутбука, видеокамера и др.) под аккомпанемент. Это поможет в дальнейшем при подготовке учащихся в домашних условиях к репетициям коллектива, к более плодотворной и быстрой подготовке нового произведения к концертному выступлению.

    Свободное исполнение партии аккомпанемента на концерте, не стесняющее творческую индивидуальность коллектива, требует от концертмейстера владения целым арсеналом особых художественных и технических средств при подготовке к такому выступлению. Важнейшими из них являются «дирижерская воля», изобретательность, помогающая преодолевать специфические неудобства обработок народных мелодий, умение достигать оркестровой красочности, развитого чувства ансамбля и т.д. Только в этом случае аккомпаниатор станет полноценным участником художественного ансамбля и сумеет выявить все компоненты своей партии: выразительность гармонического плана, ритмическую пульсацию, мелодические линии, регистры, тембры звучания и прочее.

    Важно отметить, что по роду своей деятельности концертмейстер должен хорошо ориентироваться в особенностях ритмических рисунков, используемых при игре на ложках, рожках и т.п., иметь ясное представление о специфике игры на данных инструментах. Ему необходимо чувствовать ритм, держать темп, чутко следовать всем намерениям руководителя коллектива, помогать в их воплощении.

    Заметим, что искусство современного концертмейстера не ограничивается рамками только грамотного аккомпанемента и чуткого ансамбля. Оно значительно многограннее и шире и охватывает:

    • развитие и совершенствование навыков транспонирования и чтения нот с листа, в процессе которого он знакомится с богатейшими народной инструментальной музыки;
    • технику переложения фортепианной фактуры для баяна (аккордеона);
    • обладать навыками подбора по слуху, сочинения и импровизации;
    • овладение игрой в ансамбле с творческим детским народным коллективом и умение «охватить», услышать всю музыкальную ткань произведения.

    В процессе подготовки творческого школьного коллектива к выступлению концертмейстером совместно с руководителем осуществляются следующие задачи музыкального воспитания:

    • Развитие музыкального восприятия метроритма;

    • Ритмичное исполнение движений под музыку, умение воспринимать их в единстве;

    • Умение согласовывать характер движения с характером музыки;

    • Развитие воображения, художественно-творческих способностей;

    • Повышение интереса учащихся к народной музыке, развитие умения эмоционально воспринимать ее;

    • Расширение музыкального кругозора детей.

    Результативная работа с творческим коллективом (в частности с ансамблем ложкарей) возможна только в содружестве руководителя коллектива и музыканта. И здесь можно говорить о субъективной позиции, потому что не малую роль играет психологическая совместимость, личностные качества концертмейстера и преподавателя. Для настоящего творчества нужна атмосфера дружелюбия непринужденности, взаимопонимания. Важно чтобы концертмейстер был другим и партнером. Только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы, иметь высокую результативность в исполнительской деятельности участников ансамбля.

    Программирует и планирует работу преподаватель – руководитель коллектива, а концертмейстер обязан знать и программу, и план каждого года обучения, и план каждого занятия. Для качественной подготовки творческого коллектива к выступлению необходимо сотворчество руководителя ансамбля и концертмейстера во всех сферах (планирование, реализация программ учебной, концертной, конкурсной работы). От концертмейстера не зависит построение занятий, это решает преподаватель. А вот какова будет отдача, на каком эмоциональном уровне они пройдут, во многом зависит от музыканта, от подобранной и предложенной им музыки.

    Репертуарный список

    Для работы с творческим коллективом ансамбль ложкарей «Калинка»

    МБОУ ДО «Детская школа искусств» г.Пыть-Ях

    Руководитель А.М.Клещенко

    Концертмейстер В.А.Киселёва

    • Русская народная песня «Как под горкой» обработка А.Сударикова
    • Р.н.п. «Барыня» обработка
    • М.Двилянский «Русская кадриль»
    • Русская плясовая
    • Матросский танец «Яблочко»
    • Р.н.п. «Светит месяц»
    • Кадриль
    • Поппури на русские народные темы
    • Р.н.п. «Солдатушки, бравы ребятушки» обр. В.Брызгалина
    • Казачья плясовая
    • Коллаж на украинские народные темы

    ЛИТЕРАТУРА

    • Кубанцева, Е. И. Концертмейстерский класс: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Е. И. Кубанцева– М., 2002
    • Люблинский, А. А.Теория и практика аккомпанемента. / А. А. Люблинский – Л., 1972.
    • Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. – М., 1990
    • Текучев, В. В. Программа курса Концертмейстерский класс. / Для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 030700 – Музыкальное образование / В. В. Текучев – Ханты-Мансийск, 2003.
    • Ушенин, В.В. Школа ансамблевого музицирования баянистов (аккордеонистов): часть 1: 2-4 класс ДМШ, учебно-методическое пособие / В.Ушенин – Ростов н/Д: Феникс, 2011