Выбрать тему
- Основы финансовой грамотности
- Духовно-нравственное воспитание в соответствии с ФГОС
- Педагогическая инициатива
- Информационные технологии в современном образовательном процессе в условиях реализации ФГОС
- Роль современных педагогических технологий в повышении качества образования
- Экологическое воспитание как организация интегрированной деятельности
- Способы организации активного обучения в рамках ФГОС
- Научно-практическая краеведческая конференция «Моя малая Родина»
- Военно-патриотическое воспитание в школе
- Реализация ФГОС в образовательном учреждении: теория и практика
- Информационно-образовательная среда как средство и условие повышения качества образования при реализации ФГОС
- Профессиональный стандарт педагога. Формирование новой педагогической культуры.
- Использование мультимедийной техники и информационно-коммуникационных технологий во внеклассной работе на различных школьных мероприятиях.
- Конструирование современного урока
- Современный урок и внеурочная деятельность
- Педагогическое мастерство
- Современные научные исследования
- Методика проектирования и достижения образовательных результатов на современном уроке
- Инклюзивное образование – образование для всех
- Воспитание и обучение: теория, методика и практика
- Актуальные проблемы совершенствования современного образования
- Конспекты занятий
- Наследие К.Д. Ушинского
Как отправить доклад:
- 1. Клик н кнопку «Разместить доклад» (кнопка выше)
- 2. Заполнить заявку, загрузив доклад.
- 3. Клик по кнопке «Отправить». Система переведёт вас на страницу оплаты.
- 4. Оплатите взнос – 250 р. - 150 р.
- 5. После оплаты вы сразу увидите сообщение об успешной отправке заявки.
- 6. Доклад отправляется на проверку.
- 7. Скачать свидетельство вы можете в день подачи заявки в разделе сайта «результаты».
- 8. Если у вас возникли вопросы, пишите на почту tvori.uchastvui@yandex.ru
Посмотреть свидетельство:

РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ПОДГОТОВКЕ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА К ВЫСТУПЛЕНИЮ
Дата публикации: 19.06.20
РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА
В ПОДГОТОВКЕ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА К ВЫСТУПЛЕНИЮ
Киселёва Вера Анатольевна
концертмейстер
МБОУ ДО «Детская школа искусств»
г.Пыть-Ях Тюменской обл.
Работа концертмейстера является одной из наиболее распространенных форм концертного исполнительства. В сфере ансамблевого исполнения народной музыки важную роль играют баянисты (аккордеонисты). В современных условиях плодотворная деятельность детского творческого инструментального народного коллектива (например: ансамбль ложкарей, ансамбль рожечников, ансамбль гусляров и др.) немыслима без участия концертмейстера-баяниста (аккордеониста), мастерство которого имеет свои специфические особенности.
Подготовка такого коллектива к выступлению делится
на несколько этапов работы:
- Выбор нового музыкального материала совместно с руководителем коллектива.
- Формирование музыкального номера: обработка музыкального материала и сочинение партии ложек (рожков и др.) совместно с руководителем коллектива.
- Обучающие репетиции.
- Концертные репетиции.
- Концертное выступление.
- Работа над ошибками.
Каждый этап подготовки коллектива к выступлению для концертмейстера имеет свои цели и задачи, пути их решения и специфику работы. Например, для выбора совместно с руководителем коллектива нового музыкального материала для подготовки концертного номера, сам концертмейстер должен найти и изучить различные обработки народных мелодий, возможно несколько вариантов обработок различными авторами одной и той же темы. Если есть необходимость, то и сочинить самому вариацию, связки между частями номера, вступление, окончание и т.д.
К подбору музыкальных фрагментов предъявляются требования по следующим параметрам:
- характеру;
- темпу;
- метроритму (размер, акценты и ритмический рисунок);
- • форме музыкального произведения (двухчастное, трехчастное, вариации, вступление, заключение).
Учитывая определяющее значение репертуара в учебно-воспитательном процессе и подготовке коллектива к выступлению, рекомендуется использовать предлагаемый репертуарный список (приложение 1), которые включают в себя народные песни, обработки народных мелодий, оригинальные произведения. Знание этих произведений, умение грамотно аккомпанировать любое из них, является обязательным условием подготовки коллектива к концертному выступлению.
Совместное музицирование в составе ансамбля ложкарей определяется фундаментальным принципом единства его участников в процессе выявления и претворения художественно-образной составляющей того или иного произведения: общего эмоционального строя, стилистики, темпа, динамического баланса и нюансировки, приоритетных функций различных фактурных элементов и т.д.
Применительно к организации коллективного музицирования ансамбля ложкарей, наряду с общими качествами, свойственными всем видам ансамблей, следует подчеркнуть особую роль артикуляционно-ритмической культуры звукоизвлечения, обусловленной единством трактовки различных приемов игры и их комбинаций. Предпосылкой успешной работы концертмейстера в подготовке концертного номера является формирование у участников ансамбля идентичного подхода к временным параметрам исполняемого произведения: темпу, метру и ритмической пульсации. Лишь благодаря единству этих трех понятий коллектив может достичь ансамблевой синхронности – совпадения с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков и пауз) у всех исполнителей. Любое нарушение синхронности при совместной игре разрушает эффект слитного ансамблевого звучания.
Во многом от качественного исполнения концертмейстером концертного репертуара зависит воспитание у участников коллектива общего восприятия характера и эмоционально-образного строя музыкального произведения. Максимальный темп должен выбираться с учетом специфики и смысловой емкости художественно-исполнительского материала. Единая трактовка темпа – важнейшее условие метро-ритмической синхронности ансамбля.
Взаимодействие темпа и ритма играет решающую роль в работе над произведением такого коллектива как ансамбль ложкарей, ведь совместное музицирование концертмейстера с таким творческим коллективомпри четкой метроритмической согласованности создает у слушателя неповторимое впечатление «монолитной» игры, единства художественного замысла и техники исполнения.
При начальной работе над музыкальным произведением необходимо выбирать наименьшую длительность в качестве единицы пульсации. В дальнейшем с ускорением темпа, названная единица сменяется более крупной длительностью. При этом рекомендуется время от времени возвращаться к относительно медленным темпам и к соответствующим единицам пульсации.
Совместная игра коллектива с концертмейстером предполагает наличие упорядоченной ансамблевой технологии звукоизвлечения, включающей единое ощущение не только временных параметров (от появления изолированного звука до целостной метроритмической пульсации, которая присуща данному произведению), но и всех компонентов основной характеристики звучания – штрихов, динамики. [5]
Формирование музыкального номера – это творческий процесс совместно с руководителем коллектива. Сочинение партии ложкарей, которая состоит из характерного ритмического рисунка и определенных движений рук, ног, корпуса и т.п., лучше всего проводить сразу с видеозаписью по частям произведения на цифровой носитель (веб-камера ноутбука, видеокамера и др.) под аккомпанемент. Это поможет в дальнейшем при подготовке учащихся в домашних условиях к репетициям коллектива, к более плодотворной и быстрой подготовке нового произведения к концертному выступлению.
Свободное исполнение партии аккомпанемента на концерте, не стесняющее творческую индивидуальность коллектива, требует от концертмейстера владения целым арсеналом особых художественных и технических средств при подготовке к такому выступлению. Важнейшими из них являются «дирижерская воля», изобретательность, помогающая преодолевать специфические неудобства обработок народных мелодий, умение достигать оркестровой красочности, развитого чувства ансамбля и т.д. Только в этом случае аккомпаниатор станет полноценным участником художественного ансамбля и сумеет выявить все компоненты своей партии: выразительность гармонического плана, ритмическую пульсацию, мелодические линии, регистры, тембры звучания и прочее.
Важно отметить, что по роду своей деятельности концертмейстер должен хорошо ориентироваться в особенностях ритмических рисунков, используемых при игре на ложках, рожках и т.п., иметь ясное представление о специфике игры на данных инструментах. Ему необходимо чувствовать ритм, держать темп, чутко следовать всем намерениям руководителя коллектива, помогать в их воплощении.
Заметим, что искусство современного концертмейстера не ограничивается рамками только грамотного аккомпанемента и чуткого ансамбля. Оно значительно многограннее и шире и охватывает:
- развитие и совершенствование навыков транспонирования и чтения нот с листа, в процессе которого он знакомится с богатейшими народной инструментальной музыки;
- технику переложения фортепианной фактуры для баяна (аккордеона);
- обладать навыками подбора по слуху, сочинения и импровизации;
- овладение игрой в ансамбле с творческим детским народным коллективом и умение «охватить», услышать всю музыкальную ткань произведения.
В процессе подготовки творческого школьного коллектива к выступлению концертмейстером совместно с руководителем осуществляются следующие задачи музыкального воспитания:
• Развитие музыкального восприятия метроритма;
• Ритмичное исполнение движений под музыку, умение воспринимать их в единстве;
• Умение согласовывать характер движения с характером музыки;
• Развитие воображения, художественно-творческих способностей;
• Повышение интереса учащихся к народной музыке, развитие умения эмоционально воспринимать ее;
• Расширение музыкального кругозора детей.
Результативная работа с творческим коллективом (в частности с ансамблем ложкарей) возможна только в содружестве руководителя коллектива и музыканта. И здесь можно говорить о субъективной позиции, потому что не малую роль играет психологическая совместимость, личностные качества концертмейстера и преподавателя. Для настоящего творчества нужна атмосфера дружелюбия непринужденности, взаимопонимания. Важно чтобы концертмейстер был другим и партнером. Только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы, иметь высокую результативность в исполнительской деятельности участников ансамбля.
Программирует и планирует работу преподаватель – руководитель коллектива, а концертмейстер обязан знать и программу, и план каждого года обучения, и план каждого занятия. Для качественной подготовки творческого коллектива к выступлению необходимо сотворчество руководителя ансамбля и концертмейстера во всех сферах (планирование, реализация программ учебной, концертной, конкурсной работы). От концертмейстера не зависит построение занятий, это решает преподаватель. А вот какова будет отдача, на каком эмоциональном уровне они пройдут, во многом зависит от музыканта, от подобранной и предложенной им музыки.
Репертуарный список
Для работы с творческим коллективом ансамбль ложкарей «Калинка»
МБОУ ДО «Детская школа искусств» г.Пыть-Ях
Руководитель А.М.Клещенко
Концертмейстер В.А.Киселёва
- Русская народная песня «Как под горкой» обработка А.Сударикова
- Р.н.п. «Барыня» обработка
- М.Двилянский «Русская кадриль»
- Русская плясовая
- Матросский танец «Яблочко»
- Р.н.п. «Светит месяц»
- Кадриль
- Поппури на русские народные темы
- Р.н.п. «Солдатушки, бравы ребятушки» обр. В.Брызгалина
- Казачья плясовая
- Коллаж на украинские народные темы
ЛИТЕРАТУРА
- Кубанцева, Е. И. Концертмейстерский класс: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Е. И. Кубанцева– М., 2002
- Люблинский, А. А.Теория и практика аккомпанемента. / А. А. Люблинский – Л., 1972.
- Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. – М., 1990
- Текучев, В. В. Программа курса Концертмейстерский класс. / Для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 030700 – Музыкальное образование / В. В. Текучев – Ханты-Мансийск, 2003.
- Ушенин, В.В. Школа ансамблевого музицирования баянистов (аккордеонистов): часть 1: 2-4 класс ДМШ, учебно-методическое пособие / В.Ушенин – Ростов н/Д: Феникс, 2011