Теперь без регистрации

ТВОРИ!
УЧАСТВУЙ!
ПОБЕЖДАЙ!

Центр организации и проведения
Международных и Всероссийских
конкурсов г. Москва
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64913 от 16.02.2016

sandwich-btn
Возрастная категория 0+

Всего добавлено
работ:

130901
  • Конкурсы
  • Викторины
  • Публикации
  • Конференции
  • Обмен опытом
  • ФГОС тесты
  • Олимпиады
  • Педагог-эксперт
  • Выбрать тему

    Как отправить доклад:

    • 1. Клик н кнопку «Разместить доклад» (кнопка выше)
    • 2. Заполнить заявку, загрузив доклад.
    • 3. Клик по кнопке «Отправить». Система переведёт вас на страницу оплаты.
    • 4. Оплатите взнос – 250 р. - 150 р.
    • 5. После оплаты вы сразу увидите сообщение об успешной отправке заявки.
    • 6. Доклад отправляется на проверку.
    • 7. Скачать свидетельство вы можете в день подачи заявки в разделе сайта «результаты».
    • 8. Если у вас возникли вопросы, пишите на почту tvori.uchastvui@yandex.ru

    Посмотреть свидетельство:

    Сертификат

    Развитие познавательной активности учащихся через создание проблемных ситуаций на уроках математики

    Дата публикации: 21.02.20

    Автор:
    Куракина Людмила Васильевна Учитель математики, МАОУ СОШ №4, г. Новый Уренгой

    Развитие познавательной активности учащихся через создание проблемных ситуаций на уроках математики

    Знание только тогда знание,
    когда оно добыто усилием собственной
    мысли, а не памятью.

    Л.Н. Толстой

    Мы живем в очень интересное время, время перехода на новые стандарты. Кто же такой учитель в современном обществе? Учитель - это и преподаватель, и воспитатель, и тьютор, и исследователь.

    Каковы же запросы современного общества? Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

    • анализировать свои действия;
    • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
    • отличаются мобильностью;
    • способны сотрудничать.

    У Плутарха есть известная притча о работниках, которые везли тачки с камнями. Работников было трое. К ним подошёл прохожий и задал каждому и них один и тот же вопрос: «Чем ты занимаешься?» Ответ первого был таков: «Везу эту проклятую тачку». Второй, отирая пот, устало сказал: «Зарабатываю себе на хлеб». Третий воодушевлённо провозгласил: «Строю прекрасный храм!»

    Все они выполняли одну и ту же работу, но думали о ней, а следовательно, и выполняли её по-разному.

    Целью работы МАОУ СОШ № 4, где я работаю, является «Совершенствование качества образования в условиях реализации ФГОС…». Как повысить качество образования? Согласно ФГОС, каждый ученик должен проявлять “…инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни”. Однако налицо явное противоречие между необходимостью создания условий для целенаправленного формирования познавательных УУД как особого результата обучения и направленностью большинства учебных программ на формирование умений в процессе овладения конкретным содержанием. Проблема в том, как создать условия, обеспечивающие формирование познавательных УУД у учащихся, как отдельного планируемого результата обучения.

    Необходимы аргументы, средства, приемы, побуждающие школьника активно действовать на уроке, совершать открытия. Исходя из этих проблем, противоречий вытекает тема моего методического семинара - «Развитие познавательной активности учащихся через создание проблемных ситуаций на уроках математики».

    Проанализировав ситуацию в классах, где я работаю, пришла к выводу: математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с … загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.

    Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в создании необходимых условий, способствующих повышению познавательной активности учащихся на уроках математики путем внедрения технологии проблемного обучения.

    Изучением вопросов развития познавательной активности были заняты умы античных философов Гераклита, Сократа, Аристотеля. В отечественной науке проблема познавательной активности рассматривалась Л.С. Выготским , С.Л.Рубинштейном, В.А. Сухомлинским.

    Вопросами проблемного обучения занимались Сократ, Ж.Ж. Руссо, А. Дистерверг, К.Д. Ушинский, М.И. Махмутов, М.А. Данилов, И. Я. Лернер, С.Н. Скаткин.

    Технология проблемного обучения позволяет развить творческие способности, способствует формированию самостоятельного мышления, успешному освоению знаний учениками. Технология проблемного обучения является универсальной, т.е. подходящей для организации учебной деятельности на любом предметном уроке, в том числе и на уроках математики.

    Суть проблемного обучения можно выразить словами П.П. Блонского: «Обучать ребенка - значит не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но, помогать ему перерабатывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир».

    Ф.А. Дистервег считал тот метод обучения хорошим, который активизирует познавательную деятельность ученика.

    Познавательная деятельность в условиях проблемной ситуации выстроена в следующую цепочку: проблемная ситуация → проблема → поиск способов ее решения → решение проблемы. Проблема и проблемная ситуация – разные понятия. Проблема содержит проблемную ситуацию. Проблемная ситуация - осознанное затруднение, путь преодоления которого следует искать.

    Существуют различные классификации проблемных ситуаций: по мотивации содержания,по уровню проблемности, по методическим особенностям, по типу действий и др.

    Для меня как для учителя наиболее близка классификация проблемных ситуаций по методическим особенностям:

    • непреднамеренные;
    • целевые;
    • проблемное изложение;
    • эвристическая беседа;
    • проблемные демонстрации;
    • исследовательские,лабораторные работы;
    • проблемный фронтальный эксперимент;
    • мысленный проблемный эксперимент;
    • проблемные решения задач;
    • проблемные задания;
    • игровые проблемные ситуации.

    Главным условием успешности создания проблемных ситуаций является та цель, которую ставит для себя учитель. Можно указать на следующие дидактические цели создания проблемных ситуаций в процессе обучения:

    • привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы деятельности;
    • поставить его перед таким посильным познавательным затруднением, преодоление которого активизировало бы мыслительную деятельность;
    • обнажить перед учеником противоречие между возникшей у него познавательной потребностью и невозможностью удовлетворения посредством наличного запаса знаний, умений и навыков;
    • помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения, побудить ученика к активной познавательной деятельности;
    • помочь ему определить границы актуализации усвоенных ранее знаний и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.

    Можно выделить четыре наиболее характерных типа проблемных ситуаций.

    1. Проблемные ситуации чаще всего возникают тогда, когда учащиеся сталкиваются с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

    Например: Алгебра, 8 класс, тема «Решение линейных неравенств»

    В квадратном уравнении, написанном на доске, во время перемены кто-то стёр одно число: .

    Учитель не стал восстанавливать исходное уравнение и, поставил на свободное место букву и, уравнение стало выглядеть так:

    .

    Ребятам было предложено самим найти значение . Чтобы это стало возможным, сообщаю два следующих факта:

    • число натуральное;
    • уравнение имеет два различных корня.

    Вопросами о том, каковы коэффициенты и свободный член этого уравнения, от чего зависит количество корней квадратного уравнения, учитель подвёл учащихся к необходимости сначала составить дискриминант, а затем решить линейное неравенство. При выполнении этого задания сразу происходит активизация познавательной деятельности учащихся, ученики ищут различные математические возможности восстановления данного числа.

    От администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом представленной публикации, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.