Выбрать тему
- Основы финансовой грамотности
- Духовно-нравственное воспитание в соответствии с ФГОС
- Педагогическая инициатива
- Информационные технологии в современном образовательном процессе в условиях реализации ФГОС
- Роль современных педагогических технологий в повышении качества образования
- Экологическое воспитание как организация интегрированной деятельности
- Способы организации активного обучения в рамках ФГОС
- Научно-практическая краеведческая конференция «Моя малая Родина»
- Военно-патриотическое воспитание в школе
- Реализация ФГОС в образовательном учреждении: теория и практика
- Информационно-образовательная среда как средство и условие повышения качества образования при реализации ФГОС
- Профессиональный стандарт педагога. Формирование новой педагогической культуры.
- Использование мультимедийной техники и информационно-коммуникационных технологий во внеклассной работе на различных школьных мероприятиях.
- Конструирование современного урока
- Современный урок и внеурочная деятельность
- Педагогическое мастерство
- Современные научные исследования
- Методика проектирования и достижения образовательных результатов на современном уроке
- Инклюзивное образование – образование для всех
- Воспитание и обучение: теория, методика и практика
- Актуальные проблемы совершенствования современного образования
- Конспекты занятий
- Наследие К.Д. Ушинского
Как отправить доклад:
- 1. Клик н кнопку «Разместить доклад» (кнопка выше)
- 2. Заполнить заявку, загрузив доклад.
- 3. Клик по кнопке «Отправить». Система переведёт вас на страницу оплаты.
- 4. Оплатите взнос – 250 р. - 150 р.
- 5. После оплаты вы сразу увидите сообщение об успешной отправке заявки.
- 6. Доклад отправляется на проверку.
- 7. Скачать свидетельство вы можете в день подачи заявки в разделе сайта «результаты».
- 8. Если у вас возникли вопросы, пишите на почту tvori.uchastvui@yandex.ru
Посмотреть свидетельство:
«Внедрение в образовательный процесс педагогической технологии РППС в соответствии с ФГОС ДО».
Дата публикации: 05.03.16
Доклад
Тема: «Внедрение в образовательный процесс педагогической технологии развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО».
Воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ ПГО «Чернышовский детский сад», Бондаренко И.Н.
В современном обществе система дошкольного образования проживает период серьезного обновления. Изменились не только программы и формы организации образовательной деятельности, но и существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут дети.
В связи с этим вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) ДОУ становится актуальным, что подкреплено введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, и режимных моментах.
Так как основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра. Именно поэтому повышенное внимание уделяется обновлению предметно-развивающей среды ДОУ. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами, эстетически оформленной. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы в соответствии с их потребностями и интересами.
Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Принимая во внимание интеграцию образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности.
В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
Особенно велико влияние среды на развитие детей раннего возраста. Поэтому, работая с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, мне захотелось так организовать пространство, чтобы дети не только быстрее адаптировались, привыкли спокойно и непринуждённо расставаться с мамой, а в группу заходили с радостью и интересом.
Основываясь на требования ФГОС ДО к созданию РППС среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, отследила состояние РППС в младшей группе детского сада и на участке группы (журнал контроля и оценки РППС в ДОО по программе «От рождения до школы»). Изучила РППС группы по всем направлениям развития. Провела анализ на реализацию требований ФГОС ДО к обеспечению условия содержательно-насыщенной; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной РППС. Изучила интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы посредством анкетирования родителей воспитанников также учла возраст и пол детей, нормы СанПиНа.
Составила перечень необходимых материалов и оборудования, исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
На практическом этапе организовала уголки и зоны, соответствующие требованиям и направлениям развития детей (образовательным областям) младшего дошкольного возраста.
Направление развития
| Образовательная область | Название зоны, уголков | Месяц |
Физическое развитие | Физическая культура |
| Октябрь-декабрь |
Здоровье | |||
Безопасность | |||
Познавательное развитие Речевое развитие | Познание |
| Январь-март |
Коммуникация | |||
Чтение художественной литературы | |||
Социально-коммуникативное развитие | Социализация |
| Апрель |
Труд | |||
Художественно-эстетическое развитие | Художественное творчество |
| Май-июль |
Музыка |
Организованная РППС группы соответствует возрастным особенностям и является: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной, вариативной, безопасной.
Постаралась создать необходимые условия для развития малышей: приятную, спокойную, эстетическую обстановку в группе, игровые центры оснащенные разнообразными игрушками, сделанными в том числе и своими руками.
Организовывая РППС с опорой на личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку, опиралась на следующие принципы построения:
- Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии»;
- Принцип «активности»;
- Принцип «стабильности-динамичности»;
- Принцип «комплексирования и гибкого зонирования»;
- Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
- Принцип «эстетической организации среды», сочетания при этом привычных и неординарных элементов;
- Принцип «открытости – закрытости»;
- Принцип учета «половых и возрастных различий».
Пребывание в детском саду я организовала так, что каждый получал возможность участвовать в играх, двигательных упражнениях, рисовать, лепить, обследовать свойства и качества предметов. Оборудование располагаю по периметру группы, оставляя больше места свободным для передвижения.
Таким образом, выступая в роли посредника между ребёнком и окружающей его предметной средой, я не посторонний наблюдатель, а активный участник, активный партнёр, организующий предметную среду таким образом, что она способствует лёгкой адаптации детей, и повышает эффективность образовательного процесса.
Показатели оценивая качества созданной в группе развивающей предметно-пространственной среды и степень ее влияния на детей:
- Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность.
Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.
- Низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум»), при этом спокойный голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но, тем не менее, хорошо всем слышен.
- Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.
- Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.
- Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.
Подводя итог своей работе над внедрением педагогической технологии РППС, хочу отметить её эффективность в реализации образовательных задач в различных направлениях.
- «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html, часть II, п. 2.6., 2.7., 2.8; Часть III, п. 3.3);
- Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);
- Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989 г.);
- http://nsportal.ru/page/bystryi-start#mini-site (Социальная сеть работников образования);
- http://new.edu-pedsovet.ru/?page_id=1103 (Педсовет);
- http://www.maam.ru/detskijsad (Маам).