Теперь без регистрации

ТВОРИ!
УЧАСТВУЙ!
ПОБЕЖДАЙ!

Центр организации и проведения
Международных и Всероссийских
конкурсов г. Москва
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64913 от 16.02.2016

sandwich-btn
Возрастная категория 0+

Всего добавлено
работ:

130895
  • Конкурсы
  • Викторины
  • Публикации
  • Конференции
  • Обмен опытом
  • ФГОС тесты
  • Олимпиады
  • Педагог-эксперт
  • Выбрать тему

    Как отправить доклад:

    • 1. Клик н кнопку «Разместить доклад» (кнопка выше)
    • 2. Заполнить заявку, загрузив доклад.
    • 3. Клик по кнопке «Отправить». Система переведёт вас на страницу оплаты.
    • 4. Оплатите взнос – 250 р. - 150 р.
    • 5. После оплаты вы сразу увидите сообщение об успешной отправке заявки.
    • 6. Доклад отправляется на проверку.
    • 7. Скачать свидетельство вы можете в день подачи заявки в разделе сайта «результаты».
    • 8. Если у вас возникли вопросы, пишите на почту tvori.uchastvui@yandex.ru

    Посмотреть свидетельство:

    Сертификат

    «Применение инструкционно-технологических карт в интегрированном образовательном процессе»

    Дата публикации: 13.06.20

    Автор:
    Губина Яна Сергеевна педагог дополнительного образования, МАУ ДО "ЦДТ "Ритм" г.Перми, Пермский край

    Применение инструкционно-технологических карт в интегрированном образовательном процессе.

    В настоящее время актуальной проблемой являетсясоциализация обучающихся, создание развивающейобразовательной среды,обеспечивающей адекватные и равные условия, как обычным детям, так и детямс ОВЗ, занимающимся в одном коллективе.

    Это не инклюзивное обучение, которое предусматриваетреформирование образовательных заведений, перепланировку учебных помещений под нужды и потребности всех без исключения. Это интеграция,при которой инвалиды, люди с ОВЗ или особыми образовательными потребностями обучаются в обычных учебных заведениях и адаптируются к системе образования, которая остаётся неизменной.

    В дополнительном образовании группы детей, формирующиеся по интересам ребят и запросу родителей, часто получаются очень «пёстрыми» по составу. Особого внимания педагога требует включение в образовательный процесс детей с нарушением интеллекта.

    Необходимо учитывать, что формирование жизненных компетенций детей с ОВЗ, в том числе и с нарушением интеллекта (ЗПР) затруднено в силу особенности их познавательной деятельности. В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, такие дети не всегда в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач.

    У детей с нарушением интеллекта можно выделить:

    • неустойчивое внимание;
    • замедленную переключаемость;
    • трудность восприятия;
    • кратковременную непроизвольную память;
    • нарушение процесса запоминания;
    • недоразвитие речи;
    • тугоподвижность мыслительных процессов.

    Из вышеперечисленного видно, что учащиеся в процессе обучения испытывают различные затруднения. Организация образовательного процесса вгруппе, в которой совместно обучаютсяобычные дети, и дети с ОВЗ требует от педагога особенного подхода к организации всей работы.

    Согласно дополнительной общеобразовательной программе художественной направленностипо каждой теме запланированы практические работы, они разнообразны, что требует особой подготовки к их проведению, начиная с материальной базы до документации. При этом целесообразно применениеинструкционно-технологических карт.

    Однако готовых разработок для проведения практических работ не имеется.Поэтому назрела необходимость разработкии систематизациинакопленного материала в одно пособие «Инструкционно-технологические карты к программе ДО».

    Актуальность данного учебного пособия очевидна оно позволяет:

    • систематизировать для учащихся учебный материал, обобщить полученные знания;
    • расширять словарный запас;
    • развивать творческие способности;
    • развивать самостоятельность;
    • ориентироваться в задании и составлении плана.

    Практическая значимостьданного пособия в том, что им может воспользоваться любой, даже начинающий педагог реализующий программу по декоративно-прикладному искусству в обычном режиме, организации дистанционного обучения,а также детидля выполнения самостоятельной работы.

    Цель - разработка комплекта инктрукционно-технологических карт по практическим модулям дополнительной общеобразовательной программы «Технологии творчества» (мягкая игрушка, вязание крючком, техника изонить…)

    Задачи:

    • Ознакомится с типами и видамиинструкционно-технологических карт
    • Изучитьтребования к составлению технологических карт, в связи с внедрением ФГОС
    • Создать оптимальную форму инструкционно-технологической карты для использования в ДО (очном, интегрированном, дистанционном)

    1.Типы инструкционно-технологических карт

    Зачем нужна инструкционно-технологическая карта?

    Инструкционно-технологическая карта - это документ, который показывает как правильно выполнять те или иные приемы при выполнении того или иного вида работы.

    Оказывается, уже в 30-х годах прошлого столетия учёные разрабатывали документы письменного инструктирования для учебных заведений. Существовал даже Центральный Институт Труда, который занимался данной проблемой.

    Письменное инструктирование намного повышает эффективность усвоения материала в профессиональных учебных заведениях, особенно, если содержит не только описания, но и рисунки или фото. Когда вся инструкционная информация заведена в таблицу и нанесена налист бумаги, появляется понятие карта.

    2.Виды карт

    В принципе, существует три вида документов письменного инструктирования для обучающихся:

    • инструкционная карта;
    • технологическая карта или технологический план;
    • инструкционно-технологическая карта.

    Надо отметить, что на уроках технологии в школе все они широко используются.

    Различные источники содержат разные рекомендации по составлению таких карт. Они содержат перечисление того, что нужно отобразить в документе письменного инструктирования – довольно много пунктов. В то же время карта должна быть как можно более простая, понятная, лаконичная и компактная.

    В связи с внедрением ФГОС нового поколения одним из важных документов является учебная инструкционно-технологическая карта, которая играет важную роль при проведении практических работ.

    В период изучения отдельных операций, когда учащиеся только начинают осваивать то или иное действие, когда у них отсутствуют умения и навыки, когда для учащихся все изучаемое является новым, непонятным, когда учащиеся нуждаются в подробных объяснениях, инструкциях, в этот период используются инструкционные карты.

    После овладения учащимися основными операциями, в период, когда они начинают выполнять простые комплексные работы, когда отрабатывают несложную технологическую последовательность трудовых операций, их соединение, но необходимость в пояснениях, инструкциях не отпала, в этот период целесообразнее всего использовать инструкционно- технологические карты.

    Инструкционно-технологическая карта – это средство организации самостоятельной работы учащихся, включающее, помимо содержания, свойственного технологической карте, указания и положения о правилах выполнения работ.

    Наибольший эффект управления процессом обучения и самостоятельности учащегося даёт такая организация применения карт, когда они имеются у каждого учащегося. Такая индивидуализация позволяет учащемуся многократно, независимо от других, обращаться к указаниям, содержащимся в инструкции, в момент необходимости в любых условиях работы.

    Имея «под рукой» инструкцию, учащийся может постоянно и осознанно контролировать и корректировать свои действия.

    Полезность использования инструкционных карт очевидна, поэтомупервоначальной задачей стала разработка практических работ, согласно программе.

    На втором этапе разработка инструкционных карт для запланированных практических работ.

    На третьем этапе апробацияинструкционно-технологических карт, редактирование их, сборка в пособие, по темам «Мягкая игрушка», «Вязание крючком», «Работа с бумагой».

    Необходимо, с одной стороны, максимально полно и правильно отобразить технологический процесс, с другой – весь материал должен быть доступен.

    Разработанныетехнологические карты включают следующие пункты:

    • инструменты, приспособления, оборудованиенеобходимое для проведения работ;
    • материалы–требуемые для выполнения работ;
    • эскиз, рисунок, фото, отражающий суть каждого этапа;
    • словесная инструкция;

    Классическая форма технологической карты - таблица, но это не очень удобно для ДО. Большой формат фото, на котором отображается наиболее важная технологическая операция в таблицу помещать неудобно. Наиболее удачна форма мастер – класса, где разноформатные фотографии этапов работы сопровождаются инструкциями – комментариями.

    Методические рекомендации по использованию инструкционно-технологических карт

    Практическая деятельность на занятиях, а особенно использование инструкционно-технологических карт является средством развития ребенка, становления социально значимых качеств личности, способствует формированию самостоятельности, планированию, трудолюбию, эстетическому вкусу, аккуратности.

    Практические работы формируют базовые учебные действия, применяемая документация помогает организовать деятельность по наглядно-предметному образцу.

    Личностные:

    • мотивировать свою деятельность;
    • формировать адекватное отношение к своим учебным достижениям.

    Регулятивные:

    • планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
    • работать по алгоритму;
    • выстраивать последовательность необходимых операций;
    • осуществлять итоговый контроль выполненной работы.

    Коммуникативные:

    • формировать речевые умения;
    • формировать умения делового взаимодействия в условиях групповой работы.

    Познавательные:

    • формировать умения использовать схемы;
    • формировать умения соблюдать безопасные приемы познавательно-трудовойдеятельности и созидательного труда;

    Использование инструкционно-технологических карт целесообразно привыполнении любых практических работ по декоративно – прикладному творчеству

    В инструкционных картах включенаинформация двух видов:

    Словесная:

    • описания наиболее рациональной последовательности;
    • рекомендации, правила и указания о выполнении изучаемых приемов и способов;
    • правила и критерии контроля и самоконтроля выполняемых действий;
    • правилаи способыбезопасности при выполнении действий;
    • указания о выполнения трудовых действий и применяемых средствах;

    Наглядная:

    • рисунки и схемы;
    • фото.

    Следовательно,инструкционная карта дает развернутую построчно ориентировочную основу деятельности учащихся при выполнении различных видовработ, освоении соответствующей изучаемой технологической операции, раскрывает изучаемую операцию с двух позиций: «что делать» и «как делать». Главное в инструкционной карте - «как делать» - в этом суть инструктивных указаний и пояснений к каждому элементу раздела карты - «порядок выполнения упражнений».Инструктивные указания и пояснения в картесформулированы четко, сжато, максимально доходчиво, наглядно, но в то же время полно по содержанию.

    Такая работа способствует формированию у учащихся умений самостоятельно выполнять работу не только по учебной, но и в дальнейшем по стандартной инструкции.

    Полезность предметно-операционных и инструкционных карт не обязывает педагога составлять их на каждую практическую работу.

    Учащихся необходимо обучать внимательно читать инструкционные карты, анализировать их содержание, обращаться за помощью к учителю, если что-то непонятно. Для того, чтобы сформировать у ребят установку на внимательное изучение инструкционной карты, педагог, начиная работу с данным пособием, предлагает учащимся памятку, которая вывешивается для фронтальной работы на том занятии, где это необходимо или выдаётся индивидуально для более слабого ученика, чтобы он пользовался ею, когда в этом у него будет потребность.

    Порядок работы по инструкции

    1.Внимательно прочитай инструкцию.

    2.Выясни те слова, что тебе непонятны.

    2. Спроси у учителя, если тебе что-то непонятно.

    3.По тексту определи, какое оборудование и приспособление тебе нужно.

    3. Подготовь все, что тебе нужно для проведения работы

    4.Подумай, все ли этапы указаны в тексте.

    4. Если есть пропуски или перестановки этапов, определи какие и восстанови последовательность

    5.Подумай, знаешь ли ты как выполнять работу.

    5.Если нужна помощь, спроси у учителя

    6. Выполни работу, строго соблюдая последовательность.

    Обязательно нужно отводить время на знакомство учащихся с правилами техники безопасности при работе с теми или другими инструментами, приспособлениями, бытовой техникой. Нужно отметить, что на занятии ученику приходится соблюдать не одно, а несколько правил техники безопасности, и нужно обязательно предусмотреть их сообщение или повторение, но не всех сразу, а по мере необходимости или выборочно нескольких пунктов из одного правила. В инструкционных картах раздел техника безопасности не предусматривается.

    Выполнение практических работ осуществляется как индивидуально, так и по группам. Как именно организуется работа, зависит от задачи занятия и оснащенности кабинета.

    Апробирование данного пособия показало, что:

    В результате у учащихся увеличился интерес к выполнению практических работ, улучшился психологический микроклимат на занятии.В том числе на занятиях в режиме дистанционного обучения (поотзывам родителей)

    Детям стало проще планировать свою деятельность, удерживать цель деятельности, работать по алгоритму ивыстраивать последовательность необходимых операций, а также осуществлять оценку поэтапной работы и итоговый контроль.

    Ребята научились использовать схемы и соблюдать безопасные приемы познавательно-трудовой деятельности, что пригодится им в дальнейшей жизни.

    Педагогу меньше требуется времени на подготовку к урокам, что облегчает его труд.

    Вывод: процесс апробации позволил уточнить структуру инструкционно-технологических карт, внести в них содержательные изменения и дополнения.

    Используемая литература:

    1. Сайты:

    http://vlada-hair.ru/stati/instrukcionno-texnologi...

    https://mbouk.edumsko.ru/activity/fgos/post/260607

    https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9271

    https://www.livemaster.ru/masterclasses

    https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/03/17/integratsiya-i-inklyuziya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami

    https://cdt-bor.edu.yar.ru/svedeniya_ob_obrazovatelnoy_organizatsii/obrazovanie/federalniy_gosudarstvenniy_obrazovatelniy_standart.html

    От администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом представленной публикации, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.