Выбрать тему
- Основы финансовой грамотности
- Духовно-нравственное воспитание в соответствии с ФГОС
- Педагогическая инициатива
- Информационные технологии в современном образовательном процессе в условиях реализации ФГОС
- Роль современных педагогических технологий в повышении качества образования
- Экологическое воспитание как организация интегрированной деятельности
- Способы организации активного обучения в рамках ФГОС
- Научно-практическая краеведческая конференция «Моя малая Родина»
- Военно-патриотическое воспитание в школе
- Реализация ФГОС в образовательном учреждении: теория и практика
- Информационно-образовательная среда как средство и условие повышения качества образования при реализации ФГОС
- Профессиональный стандарт педагога. Формирование новой педагогической культуры.
- Использование мультимедийной техники и информационно-коммуникационных технологий во внеклассной работе на различных школьных мероприятиях.
- Конструирование современного урока
- Современный урок и внеурочная деятельность
- Педагогическое мастерство
- Современные научные исследования
- Методика проектирования и достижения образовательных результатов на современном уроке
- Инклюзивное образование – образование для всех
- Воспитание и обучение: теория, методика и практика
- Актуальные проблемы совершенствования современного образования
- Конспекты занятий
- Наследие К.Д. Ушинского
Как отправить доклад:
- 1. Клик н кнопку «Разместить доклад» (кнопка выше)
- 2. Заполнить заявку, загрузив доклад.
- 3. Клик по кнопке «Отправить». Система переведёт вас на страницу оплаты.
- 4. Оплатите взнос – 250 р. - 150 р.
- 5. После оплаты вы сразу увидите сообщение об успешной отправке заявки.
- 6. Доклад отправляется на проверку.
- 7. Скачать свидетельство вы можете в день подачи заявки в разделе сайта «результаты».
- 8. Если у вас возникли вопросы, пишите на почту tvori.uchastvui@yandex.ru
Посмотреть свидетельство:
Знакомство детей с фольклорными жанрами Петербургского композитора Сергея Слонимского
Дата публикации: 21.05.16
Доклад по теме «Педагогическая инициатива».
Выполнил(а): Чепик Эльвира Ильшатовна
«Знакомство детей с фольклорными жанрами Петербургского композитора Сергея Слонимского»
Фольклор играет особую роль в творческой жизни С.М. Слонимского. Он является необходимой стихией творчества композитора, его философией и любовью, его отношением к миру и стилем жизни. Важно, что за фольклором для композитора стоял «живой человек». С.М. Слонимский ездил в фольклорные экспедиции не для того, чтобы записать тексты или музыкальные напевы, а для того чтобы узнать каково живется людям в глубинке. Композитора интересовали характеры крестьян, их отношение к жизни и к людям.
Фольклор для С.М. Слонимского является носителем наивысших нравственных и духовных ценностей культуры. Народное творчество и народная культура являются его верой, своего рода религией.
Народное сознание настолько универсально, оно способно вобрать в себя весь богатейший опыт мировой культуры и философски, творчески воплотить его в художественных образах. Такой подход присущ С.М. Слонимскому. По этому, общение с фольклором в его живом звучании (во время экспедиций), вслушивание в народные песни и говор, проникновение в особую исполнительскую манеру пения стали для композитора не данью моде, всколыхнувшей в 50 – 60-е годы интерес к русской деревне (это деревенская проза в литературе; фольклорные, крестьянские мотивы в живописи; «новая фольклорная волна» в музыке), а выражением внутренней потребности целостного постижения всей системы духовных ценностей, созданных русским народом.
В отношении к фольклору С.М. Слонимский наследует принципы, сформированные «неофольклоризмом» - культуры 20 века и прежде всего творчеством И.Ф. Стравинского, который открыл новые пути в осознании фольклора как особой художественной системы, живущей по своим законам и во многом не зависящей от композиторского творчества. «В творчестве И.Ф. Стравинского проявился отход от сложившегося в 19 веке (начиная с М.И. Глинки) принципа европеизации русского фольклора, то есть подчинения его закономерностям (мелодическим, ритмическим, ладогармоническим) и специфике мышления, выработанным новоевропейской музыкальной культурой (мажоро-минорная система, классическое четырехголосие). И.Ф. Стравинский стремился воссоздать в музыке некие особые, присущие именно фольклору особенности (ритмические, ладовые), раскрывающие его природу как искусства устной традиции, не поддающегося или с трудом поддающегося «переносу» в условиях письменной культуры». И.Ф. Стравинский уходит от песенного цитирования, создавая собственные мелодии.
С.М. Слонимский высоко ценит отношение к фольклору композиторов других стран. Большой интерес вызывали венгерские классики Бела Барток и Золтан Кодай, польский мастер Кароль Шимановский и выдающийся чешский композитор Богуслав Мартину. Так Бела Барток привлекает его необычайной широтой знания фольклора (причем не только венгерского, но и словацкого, сербского, румынского, арабского), позволившего ему в творчестве осуществить синтез славянского и восточного элементов. Для Б. Бартока, также как и для С.М. Слонимского фольклор составлял сущность бытия.
В творчестве С.С. Прокофьева С.М. Слонимский также нашел близкие для себя приемы развития песенного материала: непрерывное развертывание, сосуществование и взаимодополнение разных тематических структур. Для формирования самобытного стиля С.М. Слонимского немалое значение имел и опыт Г.В. Свиридова, чей творческий метод многие исследователи справедливо определяют как самостоятельное творчество по законам фольклора.
В творчестве всех этих выдающихся творцов композитор ценит самобытность и глубокий внутренний драматизм. Но в своих произведениях С.М. Слонимский далек от копирования или подражания им. Сергей Михайлович в 60 – 70-е годы, проникая в глубины фольклорных традиций, активно обратился к работе с нетемперированным строем, применению ритмических долей без точных длительностей, сообщающих музыке импровизационность; использовал приемы глиссандирования, кластеров, гетерофонной техники, интонационной и ритмической вариантности (например, в произведении «Песни вольницы»).
Богаты и разнообразны жанрово-интонационные истоки фольклорных сочинений С.М. Слонимского. Они охватывают пласты древнеславянского фольклора, песни семейно-бытового и календарного циклов (плачи, причеты, заклинания, хороводные, плясовые), былинный эпос (развит в опере «Видения Иоанна Грозного»), лирические протяжные песни, скоморошьи традиции. В разработке этих крестьянских традиций С.М. Слонимский опирается на культуру северных регионов (Псковской, Новгородской областей, Урала), которую изучил в живом исполнительстве в процессе общения с ее носителями.
С.М. Слонимский часто отказывается от цитирования и нарочитой стилизации, имитирующей стиль чужой культуры. Цитатами воспользовался в сонате для фортепиано (1962 год), в основе которой лежит подлинная свадебная песня, услышанная в Пермском крае. Метод цитирования можно наблюдать и в опере «Виринея» - песня «Ты зарися, моя заря». Основным методом С.М. Слонимского является активное творческое переинтонирование разнообразных фольклорных истоков в русле собственной системы сложноладового мышления. Важно, что в работе композитора с фольклором проявляется всегда присущее ему качество: потребность в раскрепощенности, свободе творческого сознания, в выходе за пределы какой-либо одной музыкально-стилевой системы.
С.М. Слонимского отличает смелое соединение самых разнородных контрастных стилевых приемов – и авангардных, и более традиционных, а также одновременное развитие как вокально-певческих, так и инструментальных традиций русского фольклора и умение придать им в новом художественном контексте иную форму.
Любовь к фольклору, глубокое проникновение в его природу способствовали формированию мифологизированного сознания С.М. Слонимского, сочетающего условность, метафоричность, символику, присущие фольклору, и реальность, психологизм, философскую осмысленность образов. В его творчестве развивается чисто русская поэтическая образность с типичной фольклорной символикой: «белая лебедушка», «буйны ветры», зеленая дубравушка»; рождаются живые характеристики персонажей, развиваются чисто русские мотивы удали, нежной лирики, трагические судьбы русского народа.
От
администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом
представленной публикации, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.