Теперь без регистрации

ТВОРИ!
УЧАСТВУЙ!
ПОБЕЖДАЙ!

Центр организации и проведения
Международных и Всероссийских
конкурсов г. Москва
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64913 от 16.02.2016

sandwich-btn
Возрастная категория 0+

Всего добавлено
работ:

131058
  • Конкурсы
  • Викторины
  • Публикации
  • Конференции
  • Обмен опытом
  • ФГОС тесты
  • Олимпиады
  • Педагог-эксперт
  • Выбрать тему

    Как отправить доклад:

    • 1. Клик н кнопку «Разместить доклад» (кнопка выше)
    • 2. Заполнить заявку, загрузив доклад.
    • 3. Клик по кнопке «Отправить». Система переведёт вас на страницу оплаты.
    • 4. Оплатите взнос – 250 р. - 150 р.
    • 5. После оплаты вы сразу увидите сообщение об успешной отправке заявки.
    • 6. Доклад отправляется на проверку.
    • 7. Скачать свидетельство вы можете в день подачи заявки в разделе сайта «результаты».
    • 8. Если у вас возникли вопросы, пишите на почту tvori.uchastvui@yandex.ru

    Посмотреть свидетельство:

    Сертификат

    Влияние педагогической поддержи одаренных старшеклассников в средней общеобразовательной школе № 8 г. Мирного

    Дата публикации: 26.03.21

    Автор:
    Дьяченко Елена Алексеевна,Смыцкая Елена Михайловна учитель, МАОУ "СОШ №8", Республика Саха(Якутия), г. Мирный

    Влияние педагогической поддержи одаренных старшеклассников в средней общеобразовательной школе № 8 г. Мирного

    Авторы:Смыцкая Е.М., учитель биологии.

    Дьяченко Е. А.,учитель математики

    Общество испытывает большую потребность в талантливой молодежи, решению нестандартныхситуаций. Инициативные, творческие личности составляют резерв и будущее нашего общества. Поэтому приоритетной задачей является выявление и создание условий для развития таких школьников. Единых взглядов нет, но запрос общества и государства не ослабевает. Отсюда мы видим актуальность нашего исследования.

    Нами выявлены противоречия: между педагогическими требованиями и формами обучения и воспитания подростков: между потребностью общества в талантливой молодежи и отсутствия педагогической практики.

    Цель исследования было - путем опытно-экспериментальной работы проверить условия педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных школьников.

    Практическую значимость работы определяют результаты анализа, выявлены психолого-педагогические условия осуществления педагогической поддержки личностного саморазвития, которые могут, в первую очередь, быть использованы учителями в работе с одаренными учащимися.

    Понятие «педагогическая поддержка» в современной педагогике используется широко. Его связывают с деятельностью служб, которые заинтересованы в защите прав детей. Это система различных мероприятий, проводимых в целях дифференциации по интересам. Это профессиональный вид деятельности взрослого, направленной на решение проблем личности ребенка.

    Выделение идеологами педагогики свободы (О.С. Газман, Н.Н. Михайлова), в педагогическом процессе, наряду с обучением и воспитанием, самостоятельной области – «педагогическая поддержка ребенка в образовании», направлено на гармонизацию различных процессов: социализации и индивидуализации личности. Основными средствами педагогической поддержки являются «безусловное позитивное принятие» (формулировка К. Роджерса) ребёнка педагогом, эмпатия, коммуникативная, творческая насыщенность взаимодействия. Педагог, вооруженный такой целью, осознает себя в качестве субъекта личностно-развивающей ситуации, рефлексирует себя в роли специфического носителя личностного опыта саморегуляции, предлагает этот опыт ребенку в качестве средства поддержки и решения его личностных проблем.

    Направление педагогической поддержки:

    Оказание помощи обучающимся в принятии решения и разрешения проблем:

    Поддержка обучающихся в трудной жизненной ситуации:

    Выявление и контроль обучающихся:

    Координация работы с детьми.

    Для организации педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных школьников в СОШ№8 было проведено исследование в 2018 и 2020 годах. В исследовании приняли учащиеся 8 и 10 классов.

    1 этап – выявление одаренных старшеклассников

    2 этап – реализация условий педагогической поддержки

    3 этап – анализ полученных результатов.

    Мы опирались на следующие принципы диагностики одаренных:

    1.личностно-ориентированный подход

    2. динамический подход(длительность)

    3.прогностический подход.

    Нами были использованы методики:

    • Тест Айзенка.
    • «Сложные аналогии».
    • Методика С. А. Будасси.
    • Методика диагностики интегральной самооценки личности по Т. Дембо – С.Я. Рубинштейн.
    • Методика «Автопортрет» Р. Бернса, адаптация Е.С. Романова и С.Ф. Потемкина.
    • Опросник Ч.Д. Спилбергера..
    • Личностный опросник К. Томаса.
    • Тест А. Ассингера.
    • Тест В.Х. Ряховского на исследование уровня общительности.
    • Шкала оценки потребности в достижении.

    Результаты эксперимента показали, что у 63% одаренных старшеклассниковимеют высокий уровень интеллектуального развития против 27% остальных учащихся контрольной группы. Одаренные старшеклассники отличаются доминирующими когнитивными стилями мышления. Наличие достоверных результатов было подтверждено по t-критерию Стьюдента.

    Всфере личностногоразвития наблюдаются особенности. Учащихся с высокой самооценкой большена 20% среди 8-классников,среди 10-классников- на 15%.Большая группа одаренных (24%)имеют нереалистично высокую самооценку. У обычных школьников это показатель оказался в 3 раза меньше.

    Показатели нереалистично завышенной самооценки среди одаренных 8-классников выше в 3 раза, среди 10-классников –почти в 3 раза.

    Также установлена конфликтность самооценки у части одаренных старшеклассников, что проявилось в различии данных по разным методикам. По методике «Автопортрет» выявлено 26% и 33% соответственно одаренных учащихся имеют низкий уровень самооценки.

    Результаты методики Т. Дембо – С.Я. Рубинштейна показали, что лишь 33% имеют реальный уровень притязаний. 10 %одаренных 10-классниковимеют низкий уровень притязаний. Более 50% одаренных старшеклассников имеют оптимальный уровень развития целеполагания. Эти показатели растут от 8 к 10 классу.

    В результате исследования выявленынедостатки развития эмоциональной сферы.

    Большинство учащихся характеризуются как уравновешенные, собранные, в то же время 21 % характеризуются высоким уровнемситуативной тревожности, которая переходит в личностную. Значит в экстремальной ситуации этот показатель может сыграть отрицательную роль, снижая результаты деятельности.

    Также выявлены недостатки развития коммуникативной сферы. Большинство старшеклассников с уровнем общительности ниже среднего и низким(42 % у 8-классников и 31 % у 10-классников). Эти испытуемые замкнуты, неразговорчивы. Этиданные подтверждают имеющиеся в литературе.

    Доминирующим типом реагирования в конфликтных ситуациях является соперничество -38% и 34% соответственно.

    На втором месте стоит приспособление. 27% у 8-класников и 28% у 10-классников.

    На третьем –сотрудничество.15% и 18%.

    По методике А. Ассингера вторую по численности группу представляют учащиеся с высокимуровнем агрессивности.36% 8-классники и 28% 10-классники. Самую малочисленную представляют учащиеся с низким уровнем агрессивности.15 % 8-классники и 21 % 10-классники. Они миролюбивы, несамоуверенны, в противоположность первым.

    Таким образом, наши исследования подтвердили, что одаренные старшеклассники испытывают дисгармонию личностного развития. Обнаружены разрывы между когнитивной и эмоциональной, коммуникативной сферами личности. Хотя большинство показали высокий уровень развития интеллектуальной сферы, но в то же время у них высокая самооценка. Исследования показали, что учащиеся излишне самоуверенны.

    Почти у трети не сформирован механизм целеполагания. Постоянные олимпиады, конкурсы откладывают отпечаток на особенности реакции в конфликтных ситуациях. Большинство учащихся испытывают проблемы в общении. Это настораживает, потому что снижает такие качества ,как сотрудничество, взаимопомощь, толерантность. Все это доказывает, что педагогическая поддержка необходима.

    Школьным психологоми учителями была разработана программа по работе с одаренными учащимися.Был составлен элективный курс, проведено много различных дискуссий, тренингов. Все было направлено на решение проблем, которые проявились в результате нашего исследования. Сейчас результаты другие:

    Снизилось число старшеклассников с высокой самооценкой.( с 22,95 до 12,8%).

    Увеличилось число с высокой адекватной самооценкой.( на 6,7%)

    Эффективность работы доказывает повышение числа группы с адекватной самооценкой. Она увеличилась на6%.(таблица 8)

    Увеличилось число учащихся с реальным уровнем притязаний на 11 % . Число с адекватнымуровнем притязаний увеличилось на 11 %.

    Произошло развитие уровняцелеполагания на 5 %.

    Увеличилосьчисло старшеклассников, готовых к сотрудничеству (6%).

    Увеличился уровень общительности(11%).

    Показатель агрессивности снизился. С 36% на 22 %.На 9% повысился средний уровень.

    Все наши исследования доказывают эффективность педагогической поддержки одаренных школьников.

    Выявив проблемы у одаренных старшеклассников и решив их – в школеповысилась эффективность работы с одаренными школьниками и педагогическая поддержка.

    Список литературы

    1. Аксиньева М. А. Организацияпедагогической поддержки старшеклассников в среднем профессиональном учреждении. Спецвыпуск. Педагогика.-Ростов н/Д:РГПУ,2006.

    2.Кочетов А. И.Организация самовоспитания школьников: книга для учителя/-Минск:1990.

    3. Богоявленская Д.Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы [Текст]/Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская. – М.: Просвещение, 2005

    4. Матвеева, Р. Ориентир классного руководителя – саморазвитие школьника [Текст] /Р.Матвеева// Народное образование.-2000.-№3.-

    5. Панов В.И. Некоторые теоретические и практические аспекты одаренности [Текст]/В.И. Панов// Прикладная психология. – 1998.