Выбрать тему
- Основы финансовой грамотности
- Духовно-нравственное воспитание в соответствии с ФГОС
- Педагогическая инициатива
- Информационные технологии в современном образовательном процессе в условиях реализации ФГОС
- Роль современных педагогических технологий в повышении качества образования
- Экологическое воспитание как организация интегрированной деятельности
- Способы организации активного обучения в рамках ФГОС
- Научно-практическая краеведческая конференция «Моя малая Родина»
- Военно-патриотическое воспитание в школе
- Реализация ФГОС в образовательном учреждении: теория и практика
- Информационно-образовательная среда как средство и условие повышения качества образования при реализации ФГОС
- Профессиональный стандарт педагога. Формирование новой педагогической культуры.
- Использование мультимедийной техники и информационно-коммуникационных технологий во внеклассной работе на различных школьных мероприятиях.
- Конструирование современного урока
- Современный урок и внеурочная деятельность
- Педагогическое мастерство
- Современные научные исследования
- Методика проектирования и достижения образовательных результатов на современном уроке
- Инклюзивное образование – образование для всех
- Воспитание и обучение: теория, методика и практика
- Актуальные проблемы совершенствования современного образования
- Конспекты занятий
- Наследие К.Д. Ушинского
Как отправить доклад:
- 1. Клик н кнопку «Разместить доклад» (кнопка выше)
- 2. Заполнить заявку, загрузив доклад.
- 3. Клик по кнопке «Отправить». Система переведёт вас на страницу оплаты.
- 4. Оплатите взнос – 250 р. - 150 р.
- 5. После оплаты вы сразу увидите сообщение об успешной отправке заявки.
- 6. Доклад отправляется на проверку.
- 7. Скачать свидетельство вы можете в день подачи заявки в разделе сайта «результаты».
- 8. Если у вас возникли вопросы, пишите на почту tvori.uchastvui@yandex.ru
Посмотреть свидетельство:
Влияние педагогической поддержи одаренных старшеклассников в средней общеобразовательной школе № 8 г. Мирного
Дата публикации: 26.03.21
Влияние педагогической поддержи одаренных старшеклассников в средней общеобразовательной школе № 8 г. Мирного
Авторы:Смыцкая Е.М., учитель биологии.
Дьяченко Е. А.,учитель математики
Общество испытывает большую потребность в талантливой молодежи, решению нестандартныхситуаций. Инициативные, творческие личности составляют резерв и будущее нашего общества. Поэтому приоритетной задачей является выявление и создание условий для развития таких школьников. Единых взглядов нет, но запрос общества и государства не ослабевает. Отсюда мы видим актуальность нашего исследования.
Нами выявлены противоречия: между педагогическими требованиями и формами обучения и воспитания подростков: между потребностью общества в талантливой молодежи и отсутствия педагогической практики.
Цель исследования было - путем опытно-экспериментальной работы проверить условия педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных школьников.
Практическую значимость работы определяют результаты анализа, выявлены психолого-педагогические условия осуществления педагогической поддержки личностного саморазвития, которые могут, в первую очередь, быть использованы учителями в работе с одаренными учащимися.
Понятие «педагогическая поддержка» в современной педагогике используется широко. Его связывают с деятельностью служб, которые заинтересованы в защите прав детей. Это система различных мероприятий, проводимых в целях дифференциации по интересам. Это профессиональный вид деятельности взрослого, направленной на решение проблем личности ребенка.
Выделение идеологами педагогики свободы (О.С. Газман, Н.Н. Михайлова), в педагогическом процессе, наряду с обучением и воспитанием, самостоятельной области – «педагогическая поддержка ребенка в образовании», направлено на гармонизацию различных процессов: социализации и индивидуализации личности. Основными средствами педагогической поддержки являются «безусловное позитивное принятие» (формулировка К. Роджерса) ребёнка педагогом, эмпатия, коммуникативная, творческая насыщенность взаимодействия. Педагог, вооруженный такой целью, осознает себя в качестве субъекта личностно-развивающей ситуации, рефлексирует себя в роли специфического носителя личностного опыта саморегуляции, предлагает этот опыт ребенку в качестве средства поддержки и решения его личностных проблем.
Направление педагогической поддержки:
Оказание помощи обучающимся в принятии решения и разрешения проблем:
Поддержка обучающихся в трудной жизненной ситуации:
Выявление и контроль обучающихся:
Координация работы с детьми.
Для организации педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных школьников в СОШ№8 было проведено исследование в 2018 и 2020 годах. В исследовании приняли учащиеся 8 и 10 классов.
1 этап – выявление одаренных старшеклассников
2 этап – реализация условий педагогической поддержки
3 этап – анализ полученных результатов.
Мы опирались на следующие принципы диагностики одаренных:
1.личностно-ориентированный подход
2. динамический подход(длительность)
3.прогностический подход.
Нами были использованы методики:
- Тест Айзенка.
- «Сложные аналогии».
- Методика С. А. Будасси.
- Методика диагностики интегральной самооценки личности по Т. Дембо – С.Я. Рубинштейн.
- Методика «Автопортрет» Р. Бернса, адаптация Е.С. Романова и С.Ф. Потемкина.
- Опросник Ч.Д. Спилбергера..
- Личностный опросник К. Томаса.
- Тест А. Ассингера.
- Тест В.Х. Ряховского на исследование уровня общительности.
- Шкала оценки потребности в достижении.
Результаты эксперимента показали, что у 63% одаренных старшеклассниковимеют высокий уровень интеллектуального развития против 27% остальных учащихся контрольной группы. Одаренные старшеклассники отличаются доминирующими когнитивными стилями мышления. Наличие достоверных результатов было подтверждено по t-критерию Стьюдента.
Всфере личностногоразвития наблюдаются особенности. Учащихся с высокой самооценкой большена 20% среди 8-классников,среди 10-классников- на 15%.Большая группа одаренных (24%)имеют нереалистично высокую самооценку. У обычных школьников это показатель оказался в 3 раза меньше.
Показатели нереалистично завышенной самооценки среди одаренных 8-классников выше в 3 раза, среди 10-классников –почти в 3 раза.
Также установлена конфликтность самооценки у части одаренных старшеклассников, что проявилось в различии данных по разным методикам. По методике «Автопортрет» выявлено 26% и 33% соответственно одаренных учащихся имеют низкий уровень самооценки.
Результаты методики Т. Дембо – С.Я. Рубинштейна показали, что лишь 33% имеют реальный уровень притязаний. 10 %одаренных 10-классниковимеют низкий уровень притязаний. Более 50% одаренных старшеклассников имеют оптимальный уровень развития целеполагания. Эти показатели растут от 8 к 10 классу.
В результате исследования выявленынедостатки развития эмоциональной сферы.
Большинство учащихся характеризуются как уравновешенные, собранные, в то же время 21 % характеризуются высоким уровнемситуативной тревожности, которая переходит в личностную. Значит в экстремальной ситуации этот показатель может сыграть отрицательную роль, снижая результаты деятельности.
Также выявлены недостатки развития коммуникативной сферы. Большинство старшеклассников с уровнем общительности ниже среднего и низким(42 % у 8-классников и 31 % у 10-классников). Эти испытуемые замкнуты, неразговорчивы. Этиданные подтверждают имеющиеся в литературе.
Доминирующим типом реагирования в конфликтных ситуациях является соперничество -38% и 34% соответственно.
На втором месте стоит приспособление. 27% у 8-класников и 28% у 10-классников.
На третьем –сотрудничество.15% и 18%.
По методике А. Ассингера вторую по численности группу представляют учащиеся с высокимуровнем агрессивности.36% 8-классники и 28% 10-классники. Самую малочисленную представляют учащиеся с низким уровнем агрессивности.15 % 8-классники и 21 % 10-классники. Они миролюбивы, несамоуверенны, в противоположность первым.
Таким образом, наши исследования подтвердили, что одаренные старшеклассники испытывают дисгармонию личностного развития. Обнаружены разрывы между когнитивной и эмоциональной, коммуникативной сферами личности. Хотя большинство показали высокий уровень развития интеллектуальной сферы, но в то же время у них высокая самооценка. Исследования показали, что учащиеся излишне самоуверенны.
Почти у трети не сформирован механизм целеполагания. Постоянные олимпиады, конкурсы откладывают отпечаток на особенности реакции в конфликтных ситуациях. Большинство учащихся испытывают проблемы в общении. Это настораживает, потому что снижает такие качества ,как сотрудничество, взаимопомощь, толерантность. Все это доказывает, что педагогическая поддержка необходима.
Школьным психологоми учителями была разработана программа по работе с одаренными учащимися.Был составлен элективный курс, проведено много различных дискуссий, тренингов. Все было направлено на решение проблем, которые проявились в результате нашего исследования. Сейчас результаты другие:
Снизилось число старшеклассников с высокой самооценкой.( с 22,95 до 12,8%).
Увеличилось число с высокой адекватной самооценкой.( на 6,7%)
Эффективность работы доказывает повышение числа группы с адекватной самооценкой. Она увеличилась на6%.(таблица 8)
Увеличилось число учащихся с реальным уровнем притязаний на 11 % . Число с адекватнымуровнем притязаний увеличилось на 11 %.
Произошло развитие уровняцелеполагания на 5 %.
Увеличилосьчисло старшеклассников, готовых к сотрудничеству (6%).
Увеличился уровень общительности(11%).
Показатель агрессивности снизился. С 36% на 22 %.На 9% повысился средний уровень.
Все наши исследования доказывают эффективность педагогической поддержки одаренных школьников.
Выявив проблемы у одаренных старшеклассников и решив их – в школеповысилась эффективность работы с одаренными школьниками и педагогическая поддержка.
Список литературы
1. Аксиньева М. А. Организацияпедагогической поддержки старшеклассников в среднем профессиональном учреждении. Спецвыпуск. Педагогика.-Ростов н/Д:РГПУ,2006.
2.Кочетов А. И.Организация самовоспитания школьников: книга для учителя/-Минск:1990.
3. Богоявленская Д.Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы [Текст]/Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская. – М.: Просвещение, 2005
4. Матвеева, Р. Ориентир классного руководителя – саморазвитие школьника [Текст] /Р.Матвеева// Народное образование.-2000.-№3.-
5. Панов В.И. Некоторые теоретические и практические аспекты одаренности [Текст]/В.И. Панов// Прикладная психология. – 1998.