Выбрать тему
- Основы финансовой грамотности
- Духовно-нравственное воспитание в соответствии с ФГОС
- Педагогическая инициатива
- Информационные технологии в современном образовательном процессе в условиях реализации ФГОС
- Роль современных педагогических технологий в повышении качества образования
- Экологическое воспитание как организация интегрированной деятельности
- Способы организации активного обучения в рамках ФГОС
- Научно-практическая краеведческая конференция «Моя малая Родина»
- Военно-патриотическое воспитание в школе
- Реализация ФГОС в образовательном учреждении: теория и практика
- Информационно-образовательная среда как средство и условие повышения качества образования при реализации ФГОС
- Профессиональный стандарт педагога. Формирование новой педагогической культуры.
- Использование мультимедийной техники и информационно-коммуникационных технологий во внеклассной работе на различных школьных мероприятиях.
- Конструирование современного урока
- Современный урок и внеурочная деятельность
- Педагогическое мастерство
- Современные научные исследования
- Методика проектирования и достижения образовательных результатов на современном уроке
- Инклюзивное образование – образование для всех
- Воспитание и обучение: теория, методика и практика
- Актуальные проблемы совершенствования современного образования
- Конспекты занятий
- Наследие К.Д. Ушинского
Как отправить доклад:
- 1. Клик н кнопку «Разместить доклад» (кнопка выше)
- 2. Заполнить заявку, загрузив доклад.
- 3. Клик по кнопке «Отправить». Система переведёт вас на страницу оплаты.
- 4. Оплатите взнос – 250 р. - 150 р.
- 5. После оплаты вы сразу увидите сообщение об успешной отправке заявки.
- 6. Доклад отправляется на проверку.
- 7. Скачать свидетельство вы можете в день подачи заявки в разделе сайта «результаты».
- 8. Если у вас возникли вопросы, пишите на почту tvori.uchastvui@yandex.ru
Посмотреть свидетельство:
Культурфилософский потенциал литературы при формировании духовно-нравственного и интеллектуально развитого человека
Дата публикации: 26.11.19
Культурфилософский потенциаллитературы при формировании духовно-нравственного и интеллектуально развитого человека
Современная педагогическая наука и практика выбирают новую стратегию развития, связанную с воспитанием «человека культуры», цель которой - усвоениеобучающимися духовных ценностей, формирование у них «планетарного мышления» (В.И. Вернадский), постижение основных типов сознания человека, отражающих этапы его культурного развития.
Культура – «высшая степень облагороженности, одухотворенности и очеловеченности природных и социальных условий жизни и человеческих отношений, освоенная живущими и переданная последующим поколениям».
Литература – часть духовной культуры, и приобщение к искусству слова становится важным этапом в формировании ценностной сферы личности человека. Сводя многочисленные определения ценностей, данные в научной литературе, можно говорить, что ценности – это образующие единицы сознания личности, которые определяют относительно постоянные отношения человека к сферам жизни: миру, другим людям, самому себе. Эта совокупность отношений образует по существу нравственную позицию индивида, которая становится особенно прочной, когда она осознанна, когда появляются личностные ценности, рассматриваемые как осознанные общие смысловые образования.
Культурфилософский аспект является одним из важнейших в реализации проектов гуманизации и гуманитаризации образования. Сегодня культура, неуклонно перемещаясь в центр социальной жизни, начинает рассматриваться как первичное в деятельности современного человека. Она выступает, с одной стороны, эффективным фактором созидания и совершенствования нашего мира, а с другой - пробуждает в человеке личность, то есть является инструментом его самопознания и самоизменения. Культура всегда направлена на обретение человеком смысла жизни.
Быть в культуре - значит вступить в общение с прошлым и будущим, с другими культурными космосами, подняться над собственным ограниченным бытием. Усилия преподавателей должны быть направлены на преодоление пассивной культурной позиции студентов.
Кризис ценностей, мировоззренческая дезориентация лишают растущее поколение возможности сформировать прочный личностный фундамент, обрести высокий уровень самосознания как движущей силы самосозидания человека. Все это требует от каждого учебного предмета духовно-личностной направленности, когда высшей целью своей работы преподаватель видит не только сумму знаний, но и созидание культурно-нравственного и гражданского фундамента личности студента.
Аксиологическая интерпретация культуры заключается в познании той сферы бытия, которая называется миром ценностей.
«Культура человечества движется вперед не путем перемещения в пространстве времени, а путем накопления ценностей, - отмечал Д.С. Лихачев. - Ценности не сменяют друг друга, новые не уничтожают старые, а, присоединяясь к старым, увеличивают их значимость ... Чем большими ценностями мы овладеваем, тем более утонченным и острым становится наше восприятие иных культур…Каждая из культур прошлого и иных стран становится для интеллигентного человека своей культурой…
Направленность личности студента на те или иные ценности составляют его ценностные ориентации. Они выполняют роль «стратегической линии поведения», создают определенную «ось сознания», которая уравновешивает поступки, поведение и деятельность человека. Такая ценностная «ось сознания» не возникает сама по себе, для этого необходима работа мысли и чувств, длительный процесс познания и саморазвития личности. Студент - личность не только растущая, но и ищущая свой путь познания истины. Чтобы крушения и ошибок на этом пути было меньше, ему необходима помощь преподавателя-наставника. Роль преподавателя литературы в формировании ценностных ориентаций студентов в познании мира и человека является определяющей. Литература как учебный предмет обладает в этом плане широкими возможностями.
Художественные произведения содержат в себе определенный культурный компонент, а порой и целый пласт, позволяющий приобщить студентов к материальным и духовным реалиям отечественной и мировой культуры. Особое внимание следует уделить вычленению национально-культурного компонента, который обеспечивает погружение студентов в пласты духовной культуры народа, знакомит с особенностями национального видения мира и его ключевыми ценностями. Ядром анализа произведения должно стать авторское видение мира и его эмоционально-ценностное отношение к этому миру, то есть его миропереживание. Ценностный срез произведения позволяет открыть студентам мир истинных и мнимых ценностей, подлинных идеалов и высших символов, ключевых смыслов и значений, которые послужат им жизненными ориентирами.
На современном этапе развития общества основным предназначением литературы как учебного предмета является гуманизация картины мира и толкование системы ценностей культуры. Это способствует становлению ценностного мироосвоения студентов, выбору гуманистических ценностных ориентаций в поисках смысла жизни. Культурфилософский аспект преподавания литературы предполагает практическую реализацию принципов гуманизации и гуманитаризации образования и диалога культур.
Внедрение культурологического аспекта преподавания литературы способствует плодотворному вхождению студентов в контекст культуры через реализацию основных его направлений -аксиологического, этнокультурного и нравственно-экологического, обеспечивающих формирование ценностно-мировоззренческого стержня личности студентов.
Аксиологическая направленность приобщает студентов к миру фундаментальных ("природа", "родина", "отчий дом", "семья", "человек", "труд"), нравственных ("доброта", "милосердие", "великодушие", "совесть", "память"), национальных ("воля", "правда", "лад"), высших ("добро", "красота", "истина", "духовность") ценностей, который составляет основу духовной культуры и ценностного сознания студентов.
Этнокультурная направленность культурологического аспекта способствует вхождению студентов в мир национальной культуры, корни которой находятся в ее мифологических и народных пластах. В ядре своем каждый народ остается самим собою до тех пор, пока сохраняется особенный климат, пейзаж, этнический тип, язык. Национальные картины широко представлены в программных произведениях русской классической и современной прозы. Тем самым студенты расширяют границы своего мировидения и приобщаются к ключевым ценностям и символам другой культуры. Это помогает понять особенности такого феномена, как национальный характер в свете его сильных и слабых сторон. Постижение строится не на противопоставлении с родной культурой, а на встрече с ценностями иного мировидения, самобытного и неповторимого.
Нравственно-экологическая направленность культурологического аспекта связана с формированием экологической культуры студентов, с осмыслением природы как ценности культуры. Являясь совокупностью знаний и нравственных установок, направленных на гармонизацию общества и природы, экологическая культура входит важным компонентом в состав ноосферы.
Философская проза о человеке и природе ставит перед читателем-студентом вопросы фундаментального порядка: в чем смысл жизни и назначения человека? Что есть природа? Кто я сам, живущий в этом мире? В зависимости от того, каков ответ на эти вопросы, можно судить о духе эпохи, о менталитете народа, о культуре цивилизации.
От администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом представленной публикации, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.