Теперь без регистрации

ТВОРИ!
УЧАСТВУЙ!
ПОБЕЖДАЙ!

Центр организации и проведения
Международных и Всероссийских
конкурсов г. Москва
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64913 от 16.02.2016

sandwich-btn
Возрастная категория 0+

Всего добавлено
работ:

131061
  • Конкурсы
  • Викторины
  • Публикации
  • Конференции
  • Обмен опытом
  • ФГОС тесты
  • Олимпиады
  • Педагог-эксперт
  • Выбрать тему

    Как отправить доклад:

    • 1. Клик н кнопку «Разместить доклад» (кнопка выше)
    • 2. Заполнить заявку, загрузив доклад.
    • 3. Клик по кнопке «Отправить». Система переведёт вас на страницу оплаты.
    • 4. Оплатите взнос – 250 р. - 150 р.
    • 5. После оплаты вы сразу увидите сообщение об успешной отправке заявки.
    • 6. Доклад отправляется на проверку.
    • 7. Скачать свидетельство вы можете в день подачи заявки в разделе сайта «результаты».
    • 8. Если у вас возникли вопросы, пишите на почту tvori.uchastvui@yandex.ru

    Посмотреть свидетельство:

    Сертификат

    Обучение математике детей с ОВЗ в начальной школе.

    Дата публикации: 24.08.19

    Автор:
    Гайдаржийская Татьяна Александровна Учитель начальных классов, МБОУ "СШ № 15", г. Смоленск

    муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    «Средняя школа №15» г. Смоленск

    Обучение математике детей с ОВЗ в начальной школе

    Выступление на заседании проблемной группы:

    Гайдаржийская Татьяна Александровна

    Смоленск

    2019

    «Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии;

    если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти;

    если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости;

    если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины,

    но, в то же время, если ребёнок растёт в терпимости,

    он учится понимать других;

    если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя;

    если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным и верить в людей ».

    В. А. Сухомлинский

    В настоящее время обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — одна из актуальных проблем современного образования. Это те дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими основной образовательной программы в полном объеме: дети с нарушением зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, имеющие задержку психического развития, а также проблемы соматического здоровья.

    Большую тревогу вызывает сегодня крайне неблагоприятное положениедетей, которые, едва переступив школьный порог, попадают в категорию неуспевающих. Как правило, неудачи в учении чаще всего вызываются несоответствием предъявляемых требований психофизиологическим особенностям детей. Основной контингент стойко неуспевающих учеников общеобразовательных школ составляют дети с задержкой психического развития.

    Нарушения в развитии познавательной деятельности и низкий уровень мотивации к обучению являются основными причинами стойкой неуспеваемости детей с ЗПР. Такие дети не могут самостоятельно организовывать свою деятельность. Испытывают трудности в планировании и вычленении ее этапов, им недоступна оценка результатов. Отмечается выраженная импульсивность, отсутствие заинтересованности. Особую трудность вызывают задания, которые необходимо выполнить по словесной инструкции. Дети, с одной стороны, испытывают повышенную утомляемость, а с другой – очень раздражительны, склонны к аффективным вспышкам и конфликтам и нередко просто перестают выполнять начатую деятельность.

    Определение «задержка психического развития» говорит о замедленном индивидуальном темпе развития ребёнка, а это значит, что в правильно организованных условиях обучения он сможет реализовать имеющиеся интеллектуальные возможности.

    Практика обучения детей с ЗПР свидетельствуют о том, что наиболее трудным учебным предметом для них как раз и является математика. Эти трудности объясняются как спецификой самого предмета, так и особенностями познавательной деятельности детей данной категории.

    Основной задачей преподавания математики заключаются в том, чтобы максимально использовать математические знания для повышения уровня общего развития детей с интеллектуальными нарушениями, осуществлять на уроках коррекцию недостатков познавательной сферы, воспитывать ряд личностных качеств, таких как терпение, работоспособность, трудолюбие, самостоятельность, самоконтроль и др.; развивать умение планировать работу, прогнозировать результат своей деятельности и доводить начатое дело до завершения.

    Изучение программного материала по математике должно быть направлено не только на усвоение определенной системы знаний, умений и навыков, но и на формирование мыслитель­ной деятельности и повышение общего развития школьников рассматриваемой категории.

    Обучение математике целесообразно начинать с расши­рения практического опыта действий детей с разнооб­разными предметными множествами, что постепенно будет формировать первоначальные мате­матические знания: понятие натурального числа и пра­вил выполнения арифметических действий. Необходимо использование нагляд­ных и практических методов. На основе наблюдений и выполнения различных действий с предметами учащие­ся учатся проводить анализ, делать обобщение, у них формируются навыки самостоятельного выполнения заданий, воспитывается умение планировать свою дея­тельность, осуществлять самоконтроль в ходе выполне­ния заданий. Доступная организация практической деятельнос­ти способствует снижению умственному переутомле­нию.

    Це­лесообразно предлагать материал небольшими дозами, постепенно усложнять задания, увеличивать количест­во тренировочных упражнений. Учитывая особенности развития памяти учащихся данной категории, на каж­дом уроке должны присутствовать упражнения для за­крепления и повторения ранее изученного материала.

    Са­мостоятельная работа должна быть организована так, чтобы учащийся смог справить­ся не менее чем с третьей частью задания. Тем самым со­здается «ситуация успеха», что способствует формированию интереса к предмету.

    Учащимся с задержкой психического развития трудно дается понимание пространственных отношений. Нужно обратить особое внимание на процесс формирования представлений об ориенти­ровке в пространстве по основным пространственным направлениям (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз и т. д.).

    Большое значение имеет выработка уме­ния ориентироваться на листе тетради, альбома. С этой целью детям необходимо предлагать задания, выполне­ние которых будет производиться на клетчатой бумаге. Это работы графического характера: вычерчивание ор­намента по образцу, достраивание фигуры, работа с го­товым рисунком и т.д. При этом даются четкие ука­зания учащимся.

    Учитывая плохую координацию движений и слабо развитую мелкую моторику детей, поступающих в школу, целесообразно как можно раньше включать упражнения графического характера, штриховку в раз­ных направлениях, обведение контуров предметов по точкам, письмо элементов цифр, раскрашивание.

    На индивидуальных и групповых занятиях для коррекции мелкой моторики кистей и пальцев рук сле­дует проводить пальцевую гимнастику, разминание пластилина и глины, нанизывание пуговиц и бусин на нити, широко использовать работу со счетными палоч­ками, конструирование.

    Особое внимание необходимо уделять такому раз­делу программы, как решение задач. Решение задач способствует становлению логического мышления. Главная цель — научить выяснять в каж­дой задаче ее математическую сущность, видеть за раз­личными словесными выражениями и в разных опи­санных в задачах ситуациях их математическое содер­жание, научить каждого ученика анализировать задачу. С первых дней обучения необходимо добиваться, чтобы учащиеся сами объясняли свое решение, учи­лись рассуждать, делать выводы и умозаключения, что будет способствовать развитию их мышления.

    Работа с детьми с задержкой психического развития направлена не только на усвоение определенных разделов программы, но и на формирование мыслительной деятельности, а также на повышение общего развития и изменение личности учащихся.

    Каждое задание, предлагаемое учащимся, преследует не только одну цель, т.к. все познавательные процессы существуют не отдельно и обособленно, а представляют собой единую систему и, как следствие, развиваются в комплексе, а также с целью стимули­рования познавательной активности учащихся.

    Учащиеся с задержкой психи­ческого развития затрудняются в использовании мате­матических терминов в своей речи, поэтому нужно особо следить за речью учащихся. Важно, чтобы учащиеся умели показать и объяснить все, что и как они делают, решают, выполняют по­строения и т.д. Параллельное формирование математи­ческих представлений и развитие речи способствует развитию продуктивной мыслительной деятельности учащихся, способствует формированию навыков кон­троля и самоконтроля.

    На уроках математики учителю в своей работе с детьми с ЗПР необходимо заинтересовать; подготовить к действию; а затем сообщить что-нибудь новое. Для учителя главная трудность на уроке состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные возможности детей с ОВЗ с необходимостью выполнения образовательного стандарта.

    Для этого учителю на каждом уроке необходимо:

    - уметь планировать формирование познавательного интереса на уроке;

    - интерес к занятиям поддерживать, используя красочный дидактический материал, вводя в занятия игровые моменты;

    - подбирать индивидуальный подход к каждому ребенку;

    - учитывать при отборе учебного материала интересы и потребности учащихся;

    - включать в учебный материал занимательные факты;

    - подбирать систему самостоятельных работ на развитие внимания; усложнять самостоятельные задания в ходе урока;

    - использовать разнообразные формы поощрения;

    - создавать положительное отношение к уроку;

    - разнообразить формы домашних заданий.

    Дети будут ждать от учителя не только учебной информации, но и эмоционального сопереживания, доброжелательности, внимания, душевного участия во всех их жизненных ситуациях.