Теперь без регистрации

ТВОРИ!
УЧАСТВУЙ!
ПОБЕЖДАЙ!

Центр организации и проведения
Международных и Всероссийских
конкурсов г. Москва
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64913 от 16.02.2016

sandwich-btn
Возрастная категория 0+

Всего добавлено
работ:

129772
  • Конкурсы
  • Викторины
  • Публикации
  • Конференции
  • Обмен опытом
  • ФГОС тесты
  • Олимпиады
  • Педагог-эксперт
  • Выбрать тему

    Как отправить доклад:

    • 1. Клик н кнопку «Разместить доклад» (кнопка выше)
    • 2. Заполнить заявку, загрузив доклад.
    • 3. Клик по кнопке «Отправить». Система переведёт вас на страницу оплаты.
    • 4. Оплатите взнос – 250 р. - 150 р.
    • 5. После оплаты вы сразу увидите сообщение об успешной отправке заявки.
    • 6. Доклад отправляется на проверку.
    • 7. Скачать свидетельство вы можете в день подачи заявки в разделе сайта «результаты».
    • 8. Если у вас возникли вопросы, пишите на почту tvori.uchastvui@yandex.ru

    Посмотреть свидетельство:

    Сертификат

    Искусство аккомпанемента как предмет обучения

    Дата публикации: 22.01.19

    Автор:
    Иванова Светлана Ивановна Преподаватель, ГБУ ДО НАО "Детская школа искусств", г. Нарьян-Мар, Ненецкий АО

    Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Ненецкого автономного округа

    «Детская школа искусств»

    Доклад «Искусство аккомпанемента как предмет обучения»

    Составитель: Иванова Светлана Ивановна

    • Введение

    Современная педагогическая практика обуславливает создание новых и еще более эффективных форм и методов комплексного музыкального развития учащихся. Все разнообразные по содержанию формы учебной деятельности направлены на всестороннее развитие творческой индивидуальности учащихся, нацелены на воспитание в будущем исполнителя не узкого специалиста, а «целостного» музыканта, обладающего знанием разных технологий – исполнительской, педагогической и музыковедческой.

    В настоящее время очень актуальна проблема разностороннего воспитания ребенка. Музыка является самым универсальным средством эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир ребенка. Он становится чутким к красоте, совершенствуется его мышление, расширяется его музыкальный кругозор. Целью обучения детей в музыкальной школе является подготовка не только будущих исполнителей-профессионалов, но и музыкантов-любителей, которые обладают навыками музыкального творчества, могут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение любого жанра, свободно владеть инструментом, аккомпанировать.

    «Концертмейстерский класс» - одна из дисциплин в системе специального обучения в музыкальных образовательных учреждениях среднего и высшего звена. Но можно с уверенностью говорить о том, что постижение основ концертмейстерского мастерстваначинается значительно раньше, иногда с первых шагов освоения инструмента, когда мудрый и дальновидный педагог приучает малыша «создавать» вместе музыкальные картины (причем ребенку отводятся самые простейшие функции), доставляя тем самым ученику удовольствие от сотворчества и демонстрируя ему первый опыт исполнительской ответственности.

    Ученик, принимая участие в коллективном музыкальном творчестве, совершенствует способность управлять эмоциями, которые, становясь более осмысленными, начинают подчиняться мышлению. Благодаря этому ребенок учится соотносить результаты своей деятельности с результатами других, формируя, таким образом, «волевое поведение».Вступая в партнерские взаимоотношения, которые являются непременным условием успешного совместного исполнения музыкального произведения, ученики вовлекаются в процесс, где временно теряет значимость разница в возрасте, способностях и имеющихся навыках, что создает единое психоэмоциональное поле, позволяющее откорректировать некоторые поведенческие отклонения, а также, в определенной степени, воспитать толерантность. Совместное «существование» в музыке уменьшает проявление эстрадного волнения, частично снимает эмоциональное напряжение и естественно формирует чувство личной и взаимной ответственности.

    Аккомпанемент раздвигает рамки привычного педагогического процесса и всесторонне развивает творческие возможности учащихся разных способностей, прививает навыки игры в ансамбле, способствует более эмоциональному отношению к музыке, вызывает интерес к предмету, развивает специфические способности музыканта (музыкальный слух, память, ритмическое чувство, двигательно-моторные навыки), повышает уровень исполнительского мастерства. Выученные на уроках специальности произведения довольно быстро забудутся, а умение свободно читать с листа и аккомпанировать поможет учащемуся стать истинным любителем и пропагандистом музыкальной культуры.

    Процесс формирования навыков аккомпанирования включает в себя сложный комплекс задач, необходимых для совместного музицирования и начинается этот процесс с первых уроков обучения игре на фортепиано. Приобретение ансамблево-концертмейстерских навыков способствует воспитанию эмпатии, (от греч. empatheia – сопереживание), определяет более зрелый статус эмоциональной сферы, что в определенном смысле является фундаментом становления и развития личности.

    Для значительного числа выпускников ДШИ музыка, не став основной специальностью, останется их любимым увлечением, а практические навыки, приобретенные ими в процессе обучения аккомпанементу, помогут свободно музицировать в кругу семьи или других любителей музыки.

    2. Краткая история развития аккомпанемента

    Что же такое аккомпанемент? В словаре В. Даля аккомпанемент определяется как подголосок, вторение, сопровождение, подыгрывание.

    В середине XX-го века слово «аккомпанемент» приобретает более четкую формулировку — это музыкальное сопровождение, дополняющее главную мелодию, служащее гармонической и ритмической опорой солисту (певцу, инструменталисту) и углубляющее художественное содержание произведения.

    Аккомпанемент исполняется на фортепиано, гитаре, баяне, аккордеоне и т. д., а также ансамблем и оркестром. Характер и роль аккомпанемента зависят от эпохи, национальной принадлежности музыки и ее стиля. В качестве простейших форм аккомпанемента, часто сопровождающих исполнение народной песни, может рассматриваться хлопанье в ладоши или отбивание ритма ногой.

    В средневековой музыке были унисонное или октавное удвоение вокальной мелодии одним или несколькими инструментами. В XV–XVI веках аккомпанемент являлся сопровождением к вокальным полифоническим произведениям, который в художественном отношении был второстепенным.

    Говоря о формировании аккомпанемента, нельзя не сказать о типе многоголосия — гомофонии, характеризующимся разделением голосов на главный и сопровождающие (в отличие от полифонии, где все голоса равнозначны). В древней культовой музыке широко использовался этот принцип гомофонии, где основным был верхний голос, а прочие выполняли функцию аккомпанемента, близкого к аккордовому.

    С развитием гомофонно-гармонического склада в конце XVI начале XVII века аккомпанемент понимается как гармоническая опора мелодии. В это время было принято выписывать лишь нижний голос аккомпанемента, намечая гармонию с помощью цифровых обозначений (генерал-бас или цифрованный бас).

    Генерал-бас представлял собой первоначальный тип гомофонного письма в музыке. На усмотрение исполнителя, от которого требовалась фантазия, дар импровизации, предоставлялась расшифровка цифрового баса в виде аккордов, фигураций и т. п.

    Со времен Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена аккомпанемент выписывался авторами полностью. В музыке наблюдается ясность гармонии и четкость фактурных рисунков. Несведущие в музыке люди очень часто не различают понятия, которые кажутся элементарными профессионалам. Кто такой концертмейстер, и чем он отличается от хормейстера, кто такой аранжировщик и еще масса вопросов, вызывающих удивление, а иногда и неподдельное восхищение. Не будем трогать хормейстеров, а вот о профессии концертмейстера расскажем.

    Если объяснить примитивно, то это пианист, который сопровождает выступление какого-то инструменталиста или певца игрой на рояле. Слово «концертмейстер» произошло от двух слов – «концерт» и «мастер». И это совершенно точно. Мастер концерта – вот истинное определение концертмейстера.

    От администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом представленной публикации, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.