Теперь без регистрации

ТВОРИ!
УЧАСТВУЙ!
ПОБЕЖДАЙ!

Центр организации и проведения
Международных и Всероссийских
конкурсов г. Москва
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64913 от 16.02.2016

sandwich-btn
Возрастная категория 0+

Всего добавлено
работ:

130906
  • Конкурсы
  • Викторины
  • Публикации
  • Конференции
  • Обмен опытом
  • ФГОС тесты
  • Олимпиады
  • Педагог-эксперт
  • Выбрать тему

    Как отправить доклад:

    • 1. Клик н кнопку «Разместить доклад» (кнопка выше)
    • 2. Заполнить заявку, загрузив доклад.
    • 3. Клик по кнопке «Отправить». Система переведёт вас на страницу оплаты.
    • 4. Оплатите взнос – 250 р. - 150 р.
    • 5. После оплаты вы сразу увидите сообщение об успешной отправке заявки.
    • 6. Доклад отправляется на проверку.
    • 7. Скачать свидетельство вы можете в день подачи заявки в разделе сайта «результаты».
    • 8. Если у вас возникли вопросы, пишите на почту tvori.uchastvui@yandex.ru

    Посмотреть свидетельство:

    Сертификат

    Возрастные особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО

    Дата публикации: 07.12.20

    Автор:
    Любаш Ольга Михайловна старший воспитатель, МБДОУ № 102, г.Кемерово

    Любаш Ольга Михайловна

    Старший воспитатель

    МБДОУ № 102

    Возрастные особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО

    В федеральном государственномобразовательномстандарте дошкольного образования особая роль отводится проблеме развития творческого потенциала подрастающей личности. Речь идет о том, чтобы ребенок не просто усвоил программу дошкольного образовательного учреждения, но и был способен к ее творческому переосмыслению.

    В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» одним из направлений выступает развитие самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста. Именно в этом возрастном периоде закладываются основные характеристики, которые в дальнейшем будут определять творческую направленность человека.

    Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития творческих способностей. Это связано с тем, что именно в это время происходят значительные изменения в психическом развитии ребенка, совершенствуются такие познавательные процессы, как внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение. Активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности.

    В старшем дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра, которая приобретает творческий характер. Появляются игры с правилами, игры-фантазии и режиссерские игры.

    В старшем дошкольном возрасте происходит совершенствование различных продуктивных видов деятельности, таких как рисование, лепка, конструирование, аппликация, моделирование. Для их выполнения необходимо владение конкретными способами действий и сенсорными примерами. Указанные виды деятельности способствуют формированию практических умений, художественного восприятия, эстетического отношения к жизни, развитию всевозможных способностей и личности в целом.

    Совершенствуется трудовая деятельность старшего дошкольника. У ребенка появляются представления о труде и профессии взрослых, формируются некоторые трудовые умения и навыки, развиваются мотивы исполнения трудовых поручений. Дошкольник учится самостоятельно ставить цель своей деятельности, у него формируются определенные личностные качества – трудолюбие, настойчивость, целенаправленность, старательность.

    Детям старшего дошкольного возраста присуща такая особенность психического развития, как рефлексия. Она заключается в способности анализировать и осмысливать собственные действия, поступки, мотивы, мысли, соотносить их с ожиданиями авторитетных людей и моральными нормами.

    У детей проявляется творческая инициатива, склонность к фантазированию, желание отойти от шаблона и примера.

    В дошкольном возрасте у ребенка проявляются такие черты, которые позволяют характеризовать его как творческую личность. Это активность и инициативность в применении уже известных приемов работы в процессе освоения нового содержания, поиск оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований.

    Детское творчество имеет свои особенности. Они связаны с ограниченностью жизненного опыта. В первую очередь, творчество носит проективный характер, его отличает гибкость и умение легко комбинироватьи совмещать на первый взгляд несовместимые предметы. Если первый опыт творчества будет положительным, то ребенок будет и дальше развиваться в этом направлении. В противном случае ребенок может начать сомневаться в себе, перестать творить, что, в конечном счете, превратит его в пассивного наблюдателя. Поэтому так важно поддержать ребенка в его творческом развитии.

    Ребенку необходимо помочь развивать ту деятельность, которой он занимается. Сам он еще не в состоянии найти эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них. В таком случае его творчество не сможет в дальнейшем развиваться. А ведь наличие творческих способностей в жизни каждого человека играет очень важную роль.

    Одним из направлений развития творческих способностей старших дошкольников выступает развитие воображения (психический процесс, благодаря которому создаются такие образы, которые человек ранее никогда не воспринимал). Воображение развивается во время игровой деятельности,когда дошкольник воображает предметы, которыми играет (обычный пуфик может быть столом, стулом, чемоданом, ступенькой и т.д.).

    Можно выделить следующие особенности развития творческих способностей старшего детей дошкольного возраста:

    - своеобразие развития эмоциональной сферы детей. В процессе развития эмоции дошкольников постепенно становятся более сложными, глубокими и устойчивыми. Ребенок понемногу учится управлять своим поведением не только с позиции эмоциональных побуждений, но и в соответствии с сознательно поставленными задачами. Степень эмоциональности ребенка определяет силу и интенсивность его воображения;

    - опора воображения на восприятие. Развитие воображения в дошкольном возрасте происходит за счет совершенствования воссоздающего воображения, все более правильного и полного отражения действительности;

    - уровень сенсорного развития ребенка отличается малой дифференцированностью восприятия: дети способны выделить только наиболее яркие, характерные свойства;

    - творческие способности постоянно развиваются, они не являются чем-то раз и навсегда заданным;

    - развитие творческих способностей напрямую зависит от окружения, в котором находится ребенок. У большинства детей творческие способности начинают развиваться только в результате систематической поддержки со стороны взрослых.

    Формированию у старших дошкольников творческих способностей способствует многообразие организуемых занятий, а также то обстоятельство, что дети проводятвдошкольном учреждении длительное время.

    Развитие творческих способностей детей происходит лишь при соблюдении ряда условий, к которым относится раннее начало творческого развития, разнообразие видов деятельности, создание благоприятной предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении, поддержание постоянного интереса к творческой деятельности.

    Формирование творческих способностей старших дошкольников требует выполнения определенных принципов:

    - свободы выбора: для того, чтобы ребенок всегда имел возможность выбора, необходимо предоставлять ему разнообразный дидактический материал, изобразительные средства, дающие ребенку возможность сделать свой выбор, например, в изготовлении поделки – из какого материала, в какой технике, какую модель и т.д.;

    - принцип открытости, который предполагает не только обучение, но и воспитание стремления к знаниям и саморазвитию; использование таких задач, которые имеют разные пути решения;

    - деятельностный подход, который подразумевает освоение дошкольниками знаний, умений и навыков; педагог готовит для каждого ребенка свой комплект для опыта, обследования предмета, какой-либо деятельности и т.д.;

    - принцип обратной связи, предполагающий постоянное и пристальное наблюдение за настроением и самочувствием ребенка, мониторинг уровня развития дошкольников, диагностику индивидуальных особенностей и творческих способностей.

    Опыт творчества не складывается сам собой, его необходимо целенаправленно формировать во взаимодействии взрослого с детьми. Он появляется при столкновении ребенка с новыми проблемами, с которыми ранее он не сталкивался и не решал. В подобных ситуациях происходит перенос известных способов деятельности в новые, неизвестные условия, которые требуют их изменения.

    Создание условий, которые способствуют формированию творческих способностей детей дошкольного возраста, выступаетодним из факторов их творческого развития.

    Первым условием успешного развития творческих способностей ребенка выступает его физическое и интеллектуальное развитие. По мере взросления ребенка необходимо физически развивать, обучать чтению, счету, знакомить его с раннего возраста с различными инструментами и материалами.

    Вторым важным условием развития творческих способностей детей дошкольного возраста является создание предметно-развивающей среды. Необходимо, по мере возможности, с раннего возраста погрузить ребенка в такую развивающую обстановку, которая содействовала бы разнообразной творческой деятельности и способствовала бы оптимальному развитию в ребенке именно тех способностей, который в настоящий момент наиболее актуальны.

    Третье условие эффективного развития творческих способностей связано с такими характерными свойствами творческого процесса, которые необходимы для развития ребенка. Дело в том, что способности развиваются тем лучше, чем чаще в своей деятельности дошкольник добирается до предела своих возможностей и постепенно поднимает этот предел все выше и выше.

    Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку самостоятельности в выборе деятельности, в продолжительности занятий, в выборе способов деятельности и т.д. Это позволяет поддерживать интерес ребенка, его эмоциональную заинтересованность.

    Пятое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку такой самостоятельности, которая не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, доброжелательную поддержку со стороны взрослых. В этом случае очень важно соблюсти баланс и не превратить свободу во всепозволительность, а помощь в подсказку.

    Для создания творческой обстановки необходимы комфортная психологическая обстановка и свободное время, поэтому шестым условием успешного развития творческих способностей является дружественная атмосфера. Взрослые обязаны создать безопасную психологическую основу для творческой деятельности ребенка.

    Важно постоянно заинтересовывать ребенка творчеством, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо к ним относиться, исключить замечания и осуждение результатов творческой деятельности.

    Знания и умения, усвоенные по образцу, не позволяют в полной мере развивать творческие способности. Если дети изготавливают на занятиях поделки из одинаковых материалов по образцу, это способствует научению важным умениям и навыкам, которые затем необходимо выводить на уровень творчества.

    Выходом в таких ситуациях является постепенная передача инициативы детям: им предлагается сначала самостоятельный выбор средств, затем темы, цели и способов ее достижения. Результатом являются разнообразные продукты детского творчества – открытки, рисунки, аппликации, конструктивные постройки и др. Дети, научившись определенному способу деятельности, получив необходимые навыки, могут уже по собственному замыслу создавать собственные уникальные продукты.

    Важнейшим условием развития творческих способностей у детей дошкольного возраста выступает личность педагога и его готовность к соответствующей организации образовательного процесса.

    Эффективное развитие творческих способностей детей возможно лишь при совместных усилиях, как со стороны воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так и со стороны семьи, родителей.

    Все виды деятельности дошкольников – двигательная, изобразительная, игровая, музыкальная, конструктивная имеют большое значение для развития творческих способностей. Их формирование в дошкольном возрасте в дальнейшем будет способствовать умению самостоятельно мыслить, проявлять инициативу в любом виде деятельности, действовать по собственному замыслу, развивать его, привлекать к своему творчеству других детей.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    • Акбаева, Д. Д. Развитие творческих способностей детей в образовательном пространстве дошкольного учреждения [Текст] / Д. Д. Акбаева // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – 2017. – № 4.
    • Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства [Текст] : учебное пособие / В. Н. Белкина. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2013. – 256 с.
    • Гребенщикова, Ю. А. Формы и методы развития творческих способностей детей дошкольного возраста / Ю. А. Гребенщикова // Актуальные вопросы модернизации российского образования [Текст] : материалы XXIII Международной научно-практической конференции. – Центр научной мысли, 2017.
    • Лебедева, С. А. Современные подходы к развитию творческих способностей детей дошкольного возраста [Текст] / С. А. Лебедева // Одаренный ребенок. – 2019. – № 2.
    • Мокеева, Т. А. Формирование творческих способностей дошкольников [Текст] / Т. А. Мокеева // Успехи современного естествознания. – 2016.– № 10.
    • Москвина, С. Л. Нетрадиционныетехники изобразительной деятельностикак средство развития творческих способностей дошкольников / С. Л. Москвина // Актуальные вопросы образования в XXI веке [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2019.
    • Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник для студ. вузов / В. С. Мухина. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.
    • Мышева, Т. П. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности [Текст] /Т. П. Мышева // Детский сад от А до Я. – 2017. – № 1.
    • Петрова, Т. И.Оразвитиитворческих способностей у дошкольников / Т. И. Петрова // Проблемы развития науки и образования: теория и практика [Текст]: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. – 2018.