Теперь без регистрации

ТВОРИ!
УЧАСТВУЙ!
ПОБЕЖДАЙ!

Центр организации и проведения
Международных и Всероссийских
конкурсов г. Москва
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64913 от 16.02.2016

sandwich-btn
Возрастная категория 0+

Всего добавлено
работ:

130879
  • Конкурсы
  • Викторины
  • Публикации
  • Конференции
  • Обмен опытом
  • ФГОС тесты
  • Олимпиады
  • Педагог-эксперт
  • Выбрать тему

    Как отправить доклад:

    • 1. Клик н кнопку «Разместить доклад» (кнопка выше)
    • 2. Заполнить заявку, загрузив доклад.
    • 3. Клик по кнопке «Отправить». Система переведёт вас на страницу оплаты.
    • 4. Оплатите взнос – 250 р. - 150 р.
    • 5. После оплаты вы сразу увидите сообщение об успешной отправке заявки.
    • 6. Доклад отправляется на проверку.
    • 7. Скачать свидетельство вы можете в день подачи заявки в разделе сайта «результаты».
    • 8. Если у вас возникли вопросы, пишите на почту tvori.uchastvui@yandex.ru

    Посмотреть свидетельство:

    Сертификат

    Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в ДОУ.

    Дата публикации: 25.12.18

    Автор:
    Бутакова Елена Григорьевна педагог-психолог, МБДОУ "детский сад № 45 "Добрая фея", город Междуреченск, Кемеровской области

    Психолого-педагогическое сопровождение

    одаренных детей в ДОУ

    автор: Бутакова Елена Григорьевна, педагог-психолог

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 45 «Добрая фея»,

    г. Междуреченск, Кемеровская область

    адрес электронной почты: mdoy45@mail.ru

    телефон: рабочий 8(38475)3-37-87, сотовый 89609242711

    Д.Б. Богоявленская в своих работах дает следующее определение одаренности: одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

    В среднем общеобразовательном учреждении можно выделить следующие категории одаренных детей:
    1) дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (выявляются уже в дошкольном имладшем школьном возрасте);
    2) дети с признаками специальнойодаренности в определенной областидеятельности (выявляются дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте),(см. буклет);
    3) дети, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, умственных резервов (ярко проявляют себя в старшем школьном возрасте).

    Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.

    Мы в своей работе придерживаемся следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

    Поэтому мы стремимся выявить потенциальные признаки одаренности и получить из них реальные результаты у максимального количества детей. Судить о возможной одаренности в той или иной сфере позволяют следующие признаки:

    • легкость обучения и усвоения программного материала;
    • длительная концентрация внимания, богатый словарный запас, способность к абстрактному мышлению;
    • склонность к дискуссии со сверстниками и педагогами, неприятие строгих требований дисциплины;
    • любознательность, изобретательность, настойчивость, цельность, высокие идеалы;
    • повышенное чувство юмора, острая реакция на несправедливость и т.п.

    Характерная особенность одаренного ребенка заключается в совмещении у него свойств своего и последующего возраста, что создает двойственность и противоречивость его психологического облика. Как правило, в физическом и эмоциональном развитии одаренные дети находятся в пределах своей возрастной нормы, при этом значительно превосходя сверстников в интеллектуальном и нравственном отношении. Это их превосходство часто приводит к развитию у одаренных детей серьезных социально-психологических проблем:

    • эмоциональные, личностные и иные психологические барьеры, затрудняющие проявление творческой природы одаренного ребенка;
    • опережающее развитие, нетрадиционные взгляды на окружающий мир и, как следствие, отказ от подчинения общим требованиям в ДОУ;
    • трудности вследствие того, что дети с ранним развитием думают значительно быстрее, чем излагают свои мысли;
    • нестабильность интересов и сочетание их широты с поверхностностью знаний;
    • стремление к лидерству, часто с чертами диктаторства, что приводит к проблемам межличностной коммуникации;
    • иногда — заниженная самооценка, стремление «не выделяться» среди сверстников;
    • несоответствие интеллектуальных, социальных и нравственных потребностей одаренного ребенка и реального содержанияпрограммы ДОУ и круга общения, что приводит к неприязни к ДОУ и сверстникам;
    • повышенная чувствительность к различным раздражителям и стимулам, часто принимаемая за гиперактивность

    Наличие перечисленных психологических особенностей одаренного ребенка позволяет утверждать, что таким детям необходимо комлексное психолого-педагогическое сопровождение их развития.

    Цель: выявление, поддержка и развитие талантливых детей, содействие их самореализации, сохранение психологического и физического здоровья.

    Задачи:

    • выявление одаренных детей;
    • содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия);
    • развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);
    • содействие социализации, формированию коммуникативных навыков;
    • содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми.

    Простейшая схема психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка включает в себя следующие этапы:

    • Первичная диагностика методом наблюдения.
    • Сбор информации у специалистов и воспитателей по виду одаренности ребенка.
    • Вторичная (углубленная) диагностика посредством тестирования.
    • Сбор информации у родителей методом анкетирования и беседы.
    • Выработка рекомендаций для воспитателей, специалистов, родителей.
    • Рекомендации по охране психологического здоровья, снятие психоэмоционального напряжения, создание комфортного психологического климата в ОУ и семье.
    • Создание программ для одаренных детей.

    Работа с одаренными воспитанниками включает несколько направлений:

    • работа непосредственно с детьми (отбор детей с высокими способностями; выявление их психологических особенностей для обеспечения условий обучения, позволяющих максимально реализовать имеющийся потенциал на каждом возрастном этапе; психологическое сопровождение процесса обучения, в котором каждый ребенок выступает как активный субъект собственного развития, осуществляемого во взаимодействии с окружением);
    • работа с педагогами (подготовка их для работы с одаренными детьми; разработка принципов, программ работы с одаренными детьми и т.д.).
    • работа с семьей (консультирование, психологическое просвещение родителей и т.д.)

    Нельзя забывать слова выдающегося психолога С.Л. Рубинштейна: «Общая одаренность является не только предпосылкой, но и результатом всестороннего развития личности». Задача педагогов и психологов при работе с одаренными детьми — не пассивное наблюдение за их ростом, а создание условий для формирования внутренней мотивации деятельности и системы ценностей, которые создают основу становления духовной личности.

    Литература:

    Бурменская, Г.В. Одаренные дети. [Текст]/Г.В.Бурменская, В.М.Слуцкий. –М.: Прогресс. 1991.

    Доровской, А.И. 100 советов по развитию одаренности детей [Текст]/ А.И.Доровской. –М. Просвещение. 1997.

    Доровской, А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся [Текст]/ А.И.Доровской. –М. Просвещение. 1998.

    Звягинцева,Е.В. Работа с одаренными детьми в школе с углубленным изучением немецкого языка [Текст]// Е.В.Звягинцева //Одаренный ребенок. - 2009. - № 2.

    Лейтс, Н.С. Раннее проявление одаренности. [Текст]/ Н.С.Лейтс // Вопросы психологии. – 1988. - № 4.

    Матюшкин, П.М. Раннее выявление талантов и их развитие. [Текст]/ П.М.Матюшкин // Вопросы психологии. – 1984. - №3.

    Свирская Л.В.76 рецептов правильного общения с вашим ребенком. [Текст]/ Л.В. Свирская.-М.: АСТ. 2008. -159 с.