Теперь без регистрации

ТВОРИ!
УЧАСТВУЙ!
ПОБЕЖДАЙ!

Центр организации и проведения
Международных и Всероссийских
конкурсов г. Москва
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64913 от 16.02.2016

sandwich-btn
Возрастная категория 0+

Всего добавлено
работ:

129760
  • Конкурсы
  • Викторины
  • Публикации
  • Конференции
  • Обмен опытом
  • ФГОС тесты
  • Олимпиады
  • Педагог-эксперт
  • Выбрать тему

    Как отправить доклад:

    • 1. Клик н кнопку «Разместить доклад» (кнопка выше)
    • 2. Заполнить заявку, загрузив доклад.
    • 3. Клик по кнопке «Отправить». Система переведёт вас на страницу оплаты.
    • 4. Оплатите взнос – 250 р. - 150 р.
    • 5. После оплаты вы сразу увидите сообщение об успешной отправке заявки.
    • 6. Доклад отправляется на проверку.
    • 7. Скачать свидетельство вы можете в день подачи заявки в разделе сайта «результаты».
    • 8. Если у вас возникли вопросы, пишите на почту tvori.uchastvui@yandex.ru

    Посмотреть свидетельство:

    Сертификат

    "Умственные способности и их развитие в дошкольном возрасте"

    Дата публикации: 10.03.18

    Автор:
    Курбанязова Галина Геннадиевна воспитатель, МБДОУ № 40 "Снегурочка", г. Сургут, ХМАО-Югра

    Умственные способности и их развитие в дошкольном возрасте.

    Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие – сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью.

    «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Развитие умственных способностей при этом достигается косвенным путем: в процессе усвоения знаний. Именно в этом и заключается смысл широкого распространенного понятия «развивающее обучение».

    Развивающее обучение – это направление в теории и практике образования, ориентирующееся на творческое развитие способностей ребенка.

    Под «развивающим обучением» понимают также способ организации обучения, при котором содержание, методы и формы учебного процесса ориентированы на всестороннее развитие ребенка. Развивающий эффект обучения зависит от того, какие знания сообщаются детям и какие методы обучения применяются.

    Выделяются две линии психического развития ребенка, тесно связаны между собой, и образуют в конечном счете единый, целостный процесс. Вместе с тем на любой возрастной стадии всегда существуют процессы саморазвития, обусловленные преимущественно собственной активностью ребенка, и процессы развития, в которых ведущую роль играет взрослый. Степень активности взрослого зависит от возраста детей. Для младших дошкольников взрослый является непосредственным участником, что свидетельствует о субъективной самостоятельности детей. Для детей старшего дошкольного возраста взрослый становится советчиком, партнером, ориентиром в выборе преобразующей деятельности.

    Отечественные психологи и педагоги (А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.Н. Поддьяков, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов и др.) разработали принципы, содержание и методы умственного воспитания детей дошкольного возраста, позволяющие существенно повысить развивающий эффект обучения, его влияние на развитие умственных способностей. Однако совершенствование развивающего обучения – не единственный способ воздействия на развитие этих качеств. Доказана необходимость прямого управления развитием способностей ребенка. Результаты исследований показали, что основой развития умственных способностей является овладение ребенком действиями наглядного моделирования, действий по алгоритму, экспериментированием – важнейший вид поисковой деятельности, нахождение способа разрешение проблемной ситуации, развивающие игры, логические задачи.

    Развитие ребенка происходит во взаимодействии его с окружающей предметно – пространственной и социальной средой. Окружающая среда есть средство, которое может оказать большое влияние на ребенка. Не любая среда в равной степени может способствовать развитию. Чтобы среда стала развивающей, ее нужно подготовить. Она должна содержать разнообразные предметы, вызывающие интерес и побуждающие их к спонтанной деятельности. Среда должна отвечать потребностям развития детей каждого возраста.

    Ребенок, использующий разнообразные средства познания, легко адаптируется к изменениям среды, активно и адекватно действует, обладает способами получения жизненно необходимой информации и успешно развивается как личность. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования.

    Модель – система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы – оригинала. Иначе термин «модель» трактуется в толковом словаре В. Даля: модель – это образец в малом виде.

    В настоящее время при организации учебного процесса стало широко использоваться понятие «моделирование»

    «Моделирование» (Т.И.Ерофеева):

    - деятельность, направленная на изготовление какой – либо модели;

    - создание в уме плана будущей игры, сказки, постройки, рисунка, т.е. планирование действий, осуществляется в форме образов представлений, содержащих не все детали действительности, которые ребенок хочет отобрать, а лишь ее общее строение, соотношение частей.

    В дидактике выделяются 3 вида моделей:

    - предметная модель (аналогична предмету, например плоскостная модель фигуры человека, хищной птицы);

    - предметно – схематическая (длинные и короткие ноги, знания о потребности растений и т.д.);

    - графическая – (графики, формулы, схемы, примером может быть: календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т.д.)

    Исследователи отмечают, что основы моделирования закладываются в раннем и младшем дошкольном возрасте, вырастая из замещений в игре и продуктивных видах деятельности детей. По мере развития познания дошкольников происходит существенное изменение в содержании и в структуре моделирования – модели начинают чаще использоваться в познании окружающего, выделении и установлении связи «замещаемое – замещающее». Большинство современных исследований посвящено изуче –

    нию возможности развития моделирования и использования модели в старшем дошкольном возрасте. Однако в среднем дошкольном возрасте уже существуют предпосылки развития моделирования, использования модели в познании. В этом возрасте дети лучше устанавливают связь «реальность – модель» в практической ситуации. Успешность установления связи «реальность – модель» зависит от степени сходства предмета и модели. Если модель не сохраняет черты подобия предмету, дети затрудняются установить связь.

    От администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом представленной публикации, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.