Скачать дипломы можно в личном кабинете после 20:00 МСК

ТВОРИ!
УЧАСТВУЙ!
ПОБЕЖДАЙ!

Центр организации и проведения
Международных и Всероссийских
конкурсов г. Москва
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64913 от 16.02.2016

Всего добавлено
работ:

37421
  • Конкурсы
  • Викторины
  • Публикации
  • Конференции
  • Обмен опытом
  • ФГОС тесты
  • Педагог-эксперт
  • Выбрать раздел

    Для того, чтобы разместить публикацию необходимо:

    • - Зарегистрироваться или авторизоваться на сайте
    • - Перейти на страницу подачи публикации
    • - Внимательно заполните все поля. Данные из заявки будут использованы для формирования свидетельства.
    • - Если свидетельство не нужно, то в поле «Данные онлайн оплаты» введите – «Без свидетельства»
    • - Если свидетельство необходимо, то оплатите организационный взнос (250р).
    • - Прикрепите файл с публикацией к заявке.
    • - После проверки в течении 1 рабочего дня Вы получите уведомление о возможности скачать свидетельство о публикации в личном кабинете.

    Условия публикации:

    1. Материал должен соответствовать заявленной тематике для размещения в соответствующие разделы по категориям образования:

    • Дошкольное
    • Начальное общее
    • Основное общее
    • Среднее (полное) общее
    • Среднее профессиональное
    • Высшее
    • Дополнительное

    2. К публикации не принимается материал, который был ранее опубликован в Интернете другим автором.

    3. Допускается публикация материала, опубликованного Вами ранее на других педагогических сайтах.

    Посмотреть свидетельство:

    Сертификат

    Публикация работ производится БЕСПЛАТНО.

    Стоимость свидетельства о публикации в электронном виде – 250 р.

    ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    Дата публикации: 30.05.18

    Автор:
    Колоколова Екатерина Константиновна студентка магистратуры, учитель-дефектолог, КГПУ им. В.П. Астафьева; МБУ ЦППМиСП №1 "Развитие", Г. Красноярск

    ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности. 3

    Творческое воображение детей с ЗПР рассматривается учеными в комплексе с психическими процессами. В работах Т. А. Власовой и М. С. Певзнер указывается на недостаточность сенсорной координации, отмечается общая моторная неловкость, импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость детей с задержкой психического развития.1 В. В. Лебединская отмечает, что ЗПР характеризуется замедлением темпа психического развития. В структуре дефекта задержка психического развития имеет специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.4 Исходя из вышенаписанного, хочется отметить, что проблема развития творческого воображения у детей с ЗПР является одной из актуальных и сложных. Изучение психологических показателей творческого воображения детей с ЗПР позволит существенно расширить общую характеристику психического развития детей данной категории и определить оптимальные пути коррекции и их социальной адаптации.5 Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Воображение эффективнее всего развивается в деятельности, поэтому важно включить воспитанников в предметно-практическую деятельность, соответствующую возрасту. Это должна быть прежде всего развивающая игра. Творческая деятельность ребенка должна быть положительно мотивирована, носить личностный смысл, чтобы ее результат был высоким.

    В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики.7 Это обусловлено тем, что увеличивается количество детей с проблемами в развитии, а вопросы раннего выявления и коррекции недостатков развития остаются недостаточно разработанными.

    Типичные для детей с задержкой психического развития особенности в эмоциональном развитии:

    1) неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности. Психологической причиной этого является низкий уровень произвольной психической активности;

    2) проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов;

    3) появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям.2

    Также детям с задержкой психического развития присущи симптомы органического инфантилизма: отсутствие ярких эмоций, низкий уровень аффективно-потребностной сферы, повышенная утомляемость, бедность психических процессов, гиперактивность.

    Развитие ребенка с ЗПР протекает по тем же закономерностям, что и развитие ребенка с нормой интеллекта. Но вместе с тем оно характеризуется своеобразием, которое обусловлено дефектом. Театрализованная деятельность для детей с ЗПР играет важную роль, она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов.6

    Ожидаемые результаты и возможные методы их измерения.

    Проект проходил апробацию на базе Центра психолого-педагогической медицинской и социальной помощи. Суть Центра заключается в оказании своевременной квалифицированной психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, несовершеннолетним обучающимся;

    - оказания помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся;

    - осуществления функций психолого-медико-педагогической комиссии;

    - осуществления сопровождения инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

    Суть проекта заключается в том, что предполагается проводить в центре театрализованные занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР с целью развития их творческого воображения.

    С помощью данного проекта ожидается развитие эмоциональной сферы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. В исследовании участвовало 7 детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

    Перед реализацией проекта проводилось предпроектное исследование детей с целью выявления состояния и степени развития у них творческого воображения. Проектом предусматривается определение эффективности проекта по следующим методикам.

    1. Методика «Дорисовывание фигур».

    Разработана О. М. Дьяченко, представляет собой вариант методики Е. П. Торренса, направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы. В качестве материала используется один (из двух предлагаемых) комплект карточек, на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек. Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок.

    2. Методика «Сочинение сказки» О. М. Дьяченко.

    Данная методика была использована для выявления уровня развития творческого воображения. Детям предлагалась следующая инструкция: «Сочини свою сказку, которую ты никогда не слышал, никто тебе ее не рассказывал». Затем за ребенком подробно записывалось его сочинение.

    3. Методика: «Кляксы»

    Цель: Методика направлена на диагностику развития творческого воображения и фантазии.

    Задание: Попросите ребенка взять кисточку и окунуть ее в первую краску. Теперь пусть он «поставит кляксу» на правой стороне листа. Затем предложите ему сделать тоже самое с остальными цветами красок. После чего, лист складывается пополам и на левой части листа остается «отпечаток» кляксы, поставленной справа. Предложите ребенку определить на что похожи кляксы и придумать историю о тех кляксах, которые он изобразил на этом листе.

    Результаты предварительного тестирования говорят о неразвитости творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР из экспериментальной группы (рисунок 1).

    Рисунок 1 – Результаты предварительного тестирования детей экспериментальной группы

    Большой эффект в развитии коммуникационных навыков дает театрализованная деятельность. Ожидается, что в результате реализации проекта в пилотном варианте (у одной группы воспитанников) будут получены выводы о влияние театрализованной деятельности на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и рекомендации по использованию театрализованных занятий при работе с детьми данной категории, которые можно будет внедрить в повседневную педагогическую деятельность педагогов, занимающихся с дошкольниками старшего дошкольного возраста с ЗПР.

    Для развития творческого воображения у детей с ЗПР был составлен комплект театрализованных занятий. Существует множество программ по организации театральной деятельности дошкольников: “Арт-фантазия” Э.Г.Чуриловой, “Театр – творчество – дети: играем в кукольный театр” Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович, “Театрализованные занятия в детском саду” М.Д.Маханевой, «Воспитание и обучение в детском саду» М. А. Васильевой.10

    Основные мероприятия в образовательном учреждении, предусмотренные проектом, можно разделить на три блока:

    1. Предварительное тестирование детей по упомянутым выше методикам;

    2. Занятия театральной деятельностью в виде занятий в образовательном учреждении;

    3. Заключительное тестирование после блока занятий театрализованной деятельностью.

    Занятия включали в себя:11

    1.Театральная игра

    2.Ритмопластика

    3.Культура и техника речи

    4.Основы театральной

    5.Работа над спектаклем
    Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях

    6.Репетиции отдельных картин

    7.Репетиция всей постановки

    8.Премьера спектакля.

    9.Повторные показы.

    После 3,5 месяцев занятий было проведено заключительное тестирование по этим же методикам.

    Рисунок 2 – Результаты итогового тестирования детей после реализации проекта.

    Для того чтобы оценить эффективность разработанного педагогического проекта, необходимо произвести сравнение результатов предварительного и итогового тестирования (рисунок 3).

    Рисунок 3 – Сравнение результатов предварительного и итогового тестирования

    В результате проведенного тестирования было установлено, что занятия детей театрализованной деятельностью на протяжении 3,5 месяцев в рамках данного проекта способствует развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. По всем трем методикам наблюдалось увеличение значения среднего бала. Увеличение составило от 16,12 % (методика «Кляксы»), до 18,86% (методика «Дорисовывание фигур»), что является очень хорошим показателем.

    На основании полученных результатов можно рекомендовать театрализованный проект «Радуга жизни» к применению в детских дошкольных учреждениях в занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР с целью развития творческого воображения.

    Литература

    • Бондарева О. С. Особенности творческого воображения у детей с задержкой психического развития // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 697-700.
    • Горохова Т. А. Исследование взаимосвязи распределения внимания и успешности групповой деятельности младших школьников. М.:МГПИ, 1988. 320 с.
    • Власова Т. А. Дети с задержкой психического развития. М.: Наука,1984. 256 с.
    • Защиринская О.В. .Психология детей с задержкой психического развития. СПб., 2009. 320 с.
    • Лебединская К. С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. М.: Знание, 1982. 125 с.
    • Неретина Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология: учебно-методический комплекс; Моск. психолого-социальный ин-т. Москва: Флинта:МПСИ, 2008. 376 с.
    • Носкова Л.П. Соколова Н.Д. Гаврилушкина О.П. Дошкольное воспитание аномальных детей. М.: Посвещение, 2008. 420 с.
    • Щербакова, А. М. Воспитание ребенка с нарушениями развития. Москва: НЦ ЭНАС, 2002. 40 с.
    • Мультиурок. URL: https://multiurok.ru (дата обращения 09.02.2018).
    • Открытый урок. Первое сентября. URL: http://открытыйурок.рф (дата обращения 14.11.2017).
    Социальная сеть работников образования. URL:

    Скачать публикацию Скачали: 3 раз(а)