Теперь без регистрации

ТВОРИ!
УЧАСТВУЙ!
ПОБЕЖДАЙ!

Центр организации и проведения
Международных и Всероссийских
конкурсов г. Москва
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64913 от 16.02.2016

sandwich-btn
Возрастная категория 0+

Всего добавлено
работ:

131058
  • Конкурсы
  • Викторины
  • Публикации
  • Конференции
  • Обмен опытом
  • ФГОС тесты
  • Олимпиады
  • Педагог-эксперт
  • Выбрать раздел

    Как отправить доклад:

    • 1. Клик н кнопку «Разместить доклад» (кнопка выше)
    • 2. Заполнить заявку, загрузив доклад.
    • 3. Клик по кнопке «Отправить». Система переведёт вас на страницу оплаты.
    • 4. Оплатите взнос – 250 р. - 150 р.
    • 5. После оплаты вы сразу увидите сообщение об успешной отправке заявки.
    • 6. Доклад отправляется на проверку.
    • 7. Скачать свидетельство вы можете в день подачи заявки в разделе сайта «результаты».
    • 8. Если у вас возникли вопросы, пишите на почту tvori.uchastvui@yandex.ru

    Посмотреть свидетельство:

    Сертификат

    Публикация работ производится БЕСПЛАТНО.

    Стоимость свидетельства о публикации в электронном виде – 250 р.

    "Русские колокола и колокольчики"

    Дата публикации: 16.02.19

    Автор:
    Тарабрина Анна Владимировна Воспитатель, МБДОУ г.Иркутска д/с№20, г. Иркутск

    Русские колокола и колокольчики.

    К колоколу на Руси с глубокой древности отношение было особенным. Часто в сказаниях и легендах колоколам приписывали неземные способности: предвидеть, предупреждать. Однако надо отметить, что заслуга создания колокола принадлежит не русскому народу. Первое появление колоколов относится к глубокой древности. История колокола насчитывает более 4000 лет. Самые ранние (XXIII—XVII век до н. э.) из найденных колоколов имели небольшие размеры, клепались из листового железа, а затем из листовой меди и бронзы и были изготовлены в Китае.

    А на Руси первые колокола появились с принятием христианства. Первое летописное упоминание о колоколах на Руси относится к 988 году, то есть во времена Крещения Руси. Вплоть до XIX века создание колоколов на Руси было заслугой иностранных мастеров. Либо мастера для отливки приезжали к нам сами, либо колокола покупались в готовом виде. О русских мастерах колокольного дела впервые упоминается в летописи под 1194 годом. В начале XII века русские литейщики имели свои мастерские в Киеве.

    На Руси долгое время, даже после появления собственной школы, пользовались "корсунскими", "немецкими" колоколами, звонившими посредством раскачивания самого колокола (качающиеся, очепные колокола). Кроме того мастера сохраняли традиции иностранных надписей на колоколах, но часто добавляли свои. Европейские мастера часто писали по латыни "Слава единому Богу". Но даже если русские заказчики отливали колокол в Европе и на изделии при этом делалась обычная латинская надпись, она, как правило, впоследствии бывала дополнена традиционной русской. Обычно приписывались на русском языке назначение колокола (например, "Бога молить, а по смерти за их души их поминать, доколе сей св. церкви Бог благоволит по вере христиан стояти") и историю его создания.

    В отличие от городов Западной Европы, в которых существовала большая скученность жителей, и потому часто издавались запреты звонить в часы отдыха, а также регламентировалось количество колоколов при каждой церкви. В России жес ее необъятными просторами и значительной удаленностью селений друг от друга была острая необходимость в таком инструменте, который мог бы быстро оповестить большое количество людей в широкой округе. Поэтому на Руси и стремились отливать крупные колокола с низким сильным звуком, который был бы слышен очень далеко. Колокольный звон, несомненно, появился как практическая вещь. Колокола были единственным музыкальным инструментом, используемым в православном богослужении. К тому же они были вообще единственным на Руси монументальным инструментом, а потому использовались очень разнообразно.

    Колокольный звон на Руси был чем-то большим, чем простое явление колокольного звона: в нём словно отразилась русская душа, русская жизнь. Не случайно нигде колокола не были так тесно связаны со всем укладом жизни, как на Руси. Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения до смерти.

    С древнейших времен колокольный звон был неотъемлемой принадлежностью русской жизни. Он звучал и в дни больших торжеств, и в малые праздники. Колоколом созывали народ на вече (для этого в Новгороде, например, существовал специальный вечевой колокол), в случае различных бедствий звали на помощь набатным или всполошным колоколом. Звоном призывали народ на защиту отечества, приветствовали возвращение полков с поля брани. Колоколами давали знак заблудившемуся путнику, это был так называемый спасительный метельный звон. Колокола устанавливались на маяках, они помогали рыбакам в туманные дни найти правильное направление. Колокольным звоном встречали высоких гостей, звонили по прибытии царя, сообщали о важных событиях. Для любого человека язык колокола означал многое. Люди могли не только выделять голос колокола, но и по характеру звука знали, о чём он говорит:

    торжественный звон – уходят войска и ополчение на битву;

    звон радостный – вернулись с победой;

    звон тяжёлый, скорбный – беда, поражение, горе, смерть.

    В церкви звон оповещал о начале и конце служб, о свадьбах и похоронах. Огромные церковные колокола именовались Божьим гласом. Колокол в старину был глашатаем. Это был глас Божий и народа.

    Но существовали и небольшие колокольчики.Чуть ли не с языческих времён при выпасе скота и лошадей, особенно в лесистой местности, на шеи животным вешали колокольчики – ботала. По их резкому и далеко слышному звуку можно было отыскатьбурёнкуили лошадь, свободно пасущуюся на лесных полянах. Именно ботала стали прародителями поддужных колокольчиков.

    Нет, не случайно колокольчик (а не рожок) прижился на русских почтовых и курьерских тройках. Как средство сигнала - "уступи дорогу!" - оба были хороши. Но колокольчик, миниатюрная копия колокола, стал неотрывной частью русского быта. Более того - легендой, поэзией, фольклорным явлением. Кто ж не помнит - "Вот мчится тройка удалая... и колокольчик, дар Валдая..." - ну и так далее.

    Первые поддужные колокольчики появились в 17 веке. В то время было очень популярно ездить на тройке с колокольчиками. Тройки стали заводить себе частные владельцы, в основном богатые люди. Производство колокольчиков стало возрастать. Часто по дугу подвешивали не один, а несколько колокольчиков. Если их было два, то более крупный, низкий по звучанию, назывался в народе мужик, а меньший по размеру и тоном выше назывался бабой.Если же подвешивали сразу три, то самый крупный звучал басом, а два других выполняли роль подголосков.

    На колокольчиках отливали различные надписи: «Сдалеча весточку собою подавай»; «Езжай – поспешай, звони – утешай»; «Купи – не скупись, езди – веселись»; «Звону много – веселей дорога»; «Спешу на родину» и др.Но чаще всего на колокольчиках была надпись - «Дар Валдая».

    Колокольчики эти быстро прижились: их и слышно было далеко, и ездить с ними было веселее. Ритмичный, нежный звук радовал слух, убаюкивал, помогая преодолевать большие расстояния. Позднеедля звона начали использовать бронзовые бубенчики. Их в больших количествах, в виде гирлянд, укрепляли на кожаных ошейниках. Ошейники надевали на шею лошади, причем уже не одной, а всех трех. Бубенчики издавали не такой сильный звук, как колокольчики, так как представляли из себя -глухой полый шар с дробинкой внутри, в отличие от колокольчика, который был открыт, и имел язык большего размера по сравнению с дробинкой. Для создания приятного гармоничного звука, бубенцы использовались в неограниченном количестве, при этом они специально подбирались по размерам, по тону звука, что приводило к созданию очень созвучного ряда, который при езде производил «согласный» звон.

    Колокольчики использовались и в повседневной жизни людей. В старину русский человек всегда носил с собой персональный колокольчик. Это был такой же необходимый аксессуар, как в наше время мобильный телефон. Колокольчик значительно облегчал поиски человека, если тот терялся в лесу. Кроме того, звон бубенца, по поверью, отпугивал диких зверей и ядовитых пресмыкающихся. Испокон веков считалось, что трель колокольчика отгоняет злых духов. С помощью колокольчика лечили много хворей, например, мигрень и меланхолию. Звон колокольчика отлично пробуждает человека после бессонной ночи и отрезвляет после злоупотребления горячительными напитками.

    Издревле на Руси колокольчики занимали значительное место в народном быту. Являясь поначалу только сигнальным средством, они практически всегда сопутствовали свадьбе. По древнему обычаю, к свадьбе жених дарил невесте колокольчик. В этом случае на нём делали такую надпись: «Кого люблю – тому дарю». После свадьбы колокольчик помещался в доме на видном месте. Считалось, что его чистый звук отпугивает все семейные невзгоды. Старые и опытные люди говорили, что по нежности и звонкости такого колокольчика можно определить, крепко ли любит жених невесту. Если же по какой то причине колокольчик не был отлитк свадьбе, то онамогла и расстроиться.

    В народе колокола пользовались любовью и уважением. О них слагали легенды и сказания. Считалось, что колокольный звон прогоняет громы и молнии, град и огонь, голод и засуху, сатану и просто дурного человека.

    Подобно частушкам, прибауткам, присказкам, передавалось из поколения в поколение мастерство колокольного звона. В России славились многие звоны, но самыми знаменитыми были колокола Ростова Великого. Один из колоколов был настолько большим, что его «язык»могли раскачать только два звонаря, а его голос был слышен за двадцать вёрст.

    А в 1735 году в Москве был отлит «Царь – колокол». Весило это чудо двадцать тысяч триста двадцать семь пудов, то есть почти двести тонн. Неудивительно, что один из западных путешественников, посетивших Москву в 18 веке, писал: « Подобной величины колоколов и такой красоты нельзя найтив другом царстве во всём мире».

    Во все времена колокол являет собой особый символ, отмеряющий время бытия человека на этой земле, время будней, веселья и скорби, время бодрствования и сна, время войны и мира. Все многочисленные явления жизни, даже приметы, говорят о колоколе как носителе всех добрых начал, своеобразном обереге от злых и тёмных сил.

    Русские колокола... Можно ли представить себе какое иное творение рук человеческих, способное в самое короткое время, едва звуки их коснутся нашего слуха, встрепенуть души. Что же представляют собой колокольные звоны? Колокольные звоны – это голос Родины, народа, подлинное духовное творчество. И забыть их, выбросить из памяти людской – кощунство над памятью предков, над нашей отечественной культурой. Отдадим же должное тем, кто в трудные годы лихолетья сберёг духовные ценности, наши национальные святыни, отдадим должное и удивимся той нравственной силе и красоте, которые живут в нашем человеке.

    Музыка над городом плывёт

    Радостно, торжественно, красиво.

    Колокольный звон... Какая сила!

    Чистый звук, что за душу берёт.

    Скачать публикацию Скачали: 181 раз(а)