Теперь без регистрации

ТВОРИ!
УЧАСТВУЙ!
ПОБЕЖДАЙ!

Центр организации и проведения
Международных и Всероссийских
конкурсов г. Москва
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64913 от 16.02.2016

sandwich-btn
Возрастная категория 0+

Всего добавлено
работ:

130733
  • Конкурсы
  • Викторины
  • Публикации
  • Конференции
  • Обмен опытом
  • ФГОС тесты
  • Олимпиады
  • Педагог-эксперт
  • Выбрать раздел

    Как отправить доклад:

    • 1. Клик н кнопку «Разместить доклад» (кнопка выше)
    • 2. Заполнить заявку, загрузив доклад.
    • 3. Клик по кнопке «Отправить». Система переведёт вас на страницу оплаты.
    • 4. Оплатите взнос – 250 р. - 150 р.
    • 5. После оплаты вы сразу увидите сообщение об успешной отправке заявки.
    • 6. Доклад отправляется на проверку.
    • 7. Скачать свидетельство вы можете в день подачи заявки в разделе сайта «результаты».
    • 8. Если у вас возникли вопросы, пишите на почту tvori.uchastvui@yandex.ru

    Посмотреть свидетельство:

    Сертификат

    Публикация работ производится БЕСПЛАТНО.

    Стоимость свидетельства о публикации в электронном виде – 250 р.

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Сценическое волнение у детей в процессе концертных выступлений и методы его преодоления»

    Дата публикации: 26.09.18

    Автор:
    Гущина Валентина Константиновна Преподаватель по классу фортепиано , МБУДО Жуковская детская школа искусств, г. Жуковка Брянская область

    Проблема сценического волнения – одна из наиболее актуальных, жизненно важных для музыкантов-исполнителей. С состоянием тревожности перед концертным исполнением музыкант-исполнитель сталкивается в разные периоды своей творческой деятельности.

    Целью данной работы является показать методику подготовки ученика к публичному выступлению, полагаясь на личный опыт работы и детальное изучение проблемы стрессовых ситуаций с позиций медицинской науки.

    Задачи работы:

    Рассмотреть понятие стресса и его значимость при публичных выступлениях;

    Оптимизировать работу при подготовке ученика к выступлению;

    Показать решение проблемы с позиций собственного опыта работы с детьми.

    Актуальность

    Обязательным завершением работы над музыкальными произведениями являются публичные выступления, которые проходят в форме контрольных уроков, академических концертов, зачетов, конкурсов. Таков порядок обуче­ния в ДШИ. Независимо от того, нравится нам это или нет, на нашем веку, по-видимому, ничего не изменится. И мы должны приспосабливаться к тому, что есть.

    Нельзя забывать, что основная задача детской музыкальной школы – общее музыкальное образование. Профессиональное обучение – лишь вторая задача, и она может быть поставлена только перед частью учеников. Творческими способностями одарены все без исключения люди. Но «доза» одаренности у разных людей различна. Лишь у единиц она поистине безгранична и проявляется с поражающей силой.

    Что же такое публичное выступление для преподавателей и учеников? Для преподавателя — это возможность показать свой профессионализм: насколько хорошо он сумел научить ученика навыкам владения инструментом, как раз­вил его творческое воображение, раскрыл его природные возможности. Это момент истины - радостный и тревожный, вершина той пирамиды, которую он складывает из урока в урок, из года в год, раскрывая ребенку волшебный мир музыки.

    А что же испытывают наши дети, оставаясь один на один с инструментом? Собранность, свободу, радость? УВЫ! Прежде всего, это волнение, страх, то есть состояние стресса, и, как следствие показывают порой тусклую, неинте­ресную игру, допускают текстовые ошибки, иногда приводящие к полному провалу. Сценическому волнению подвержены все без исключения: и малы­ши, для которых выступление скорее занимательное, чем волнующее собы­тие, и имеющие опыт публичных выступлений, ученики средних и старших классов.

    Эстрадное выступление – это самый ответственный момент в жизни любого исполнителя, то, к чему мы стремимся, ради чего большинство из нас пришло в мир музыки осваивать прекрасную профессию пианиста. К тому же концертное выступление – это результат напряжённого и порой нелёгкого труда, та финишная прямая к которой мы стремимся, едва начинаем разучивать программу. Но зачастую прогнозируемое успешное выступление оборачивается провалом на сцене.

    Почему это происходит?

    Проанализировав свой личный опыт выступлений на эстраде и, наблюдая за учениками, я пришла к выводу, что провалу на сцене чаще всего способствует волнение, которое в свою очередь вызвано рядом субъективных и объективных причин. Излишнее волнение не позволяет ученику пользоваться разумом в полном объёме, что приводит к существенным потерям на сцене, и как результат этого - крах всего задуманного и наработанного за долгое время, а самое неприятное – это происходит чаще всего во время ответственного выступления, которого ждал с таким нетерпением!

    Предлагаю рассмотреть причины, способствующие волнению ученика, и препятствующие успешному выступлению учащегося на эстраде. Рядом я даю советы из личного опыта , помогающие корректировать данную проблему.

    1) «Сырая» программа. Наверное, это самая частая проблема, которая ведёт к потерям на сцене. Что же подразумевается под этим? Недоученный текст, пьеса, пассаж, интервальный скачёк, а так же любая неотработанная мелочь, т.е. всё то, что способно непосредственно повлиять на степень волнения исполнителя. Для преодоления этой причины, и педагог, и сам ученик должны быть уверены в том, что программа полностью готова. Доведение нужных движений пальцев рук до полного и абсолютного автоматизма придаёт уверенности и является залогом успешного выступления.

    Совет: Научите ученика добросовестно относиться к выучиванию текста! Это фундамент, без которого не построить здания.

    2) Страх забыть. Чтобы избежать такой неприятности необходимо постоянно укреплять и развивать память ученика. Многие педагоги и музыканты советуют остерегаться «механической» памяти, т.к. материал выучивается только пальцами и в волнительной ситуации такой метод даёт сбой, вплоть до провалов памяти.

    Отличный способ избежать такой неприятности - хорошо понимать форму произведения, и вместе с этим научиться играть с разных мест, а так же фрагментами, заниматься не только с нотами, но и без них, а так же учиться исполнять некоторые фрагменты с закрытыми глазами.

    Я лично не совсем против «механической» памяти, считаю, что в экстремальных ситуациях (к которым можно отнести выступление на эстраде) она очень часто выручает. У меня были такие выступления, когда увлёкшись эмоциями, творческим порывом я, казалось, на мгновение забывала текст, и вот тут на выручку приходила она - всеми обруганная механическая память.Но это приемлемо только в том случае, если вы пользуетесь всеми видами памяти, а не надеетесь на какую-либо одну, и, возвращаясь к первой проблеме, напомню - текст должен быть выучен на славу!

    Совет: развивайте все виды памяти ученика разными известными способами! Можно воспользоваться методикой запоминания текста, предложенной польским пианистом И.Гофманом, суть, которой заключается в мысленном, беззвучном «проигрывании» сочинения сначала по нотам, затем - не глядя в них. Если таким образом вашему ученику удаётся поиграть произведение с начала до конца, то страха забыть, как правило, больше не возникает.

    Можно предложить заниматься (и разыгрываться) на крышке инструмента или на столе (некоторая вольная трактовка метода Гофмана- когда приходится полностью концентрироваться на тексте внутри себя, без слуховой поддержки, что поначалу казалось невозможным , но постепенно становясь обычным делом, давало прекрасные результаты). Этот способ часто подвергается критике и вызывает много дискуссий, но мне лично он очень помогал в те моменты, когда был дефицит классов и инструментов или в дальних поездках на конкурсы, когда находясь в поезде, я не имела возможности заниматься на инструменте. Нужно заметить, что благодаря этой методике у меня никогда не возникало проблем с текстом.

    3) «Неправильная» программа. Ещё одна причина может корениться в неправильно подобранной программе. Для публичного показа следует подбирать произведения, способные раскрыть индивидуальность ученика, показать его сильные стороны, т.к. слабые стороны обязательно обнаружатся на сцене. Так же «неправильность» программы может касаться и её понимания (как говорится - ученик ещё не дорос до неё) и отношения к ней.

    Весьма необходимо, чтобы ученику нравилась его программа. Хорошо исполнить произведение можно лишь в том случае, когда ты относишься к нему с любовью и трепетом. Предсказуем и такой факт - к пьесе, к которой у ребёнка не возникло симпатии и отношение будет не серьёзным.

    Совет: Пусть программа будет победой Вашего ученика, а не провалом! Выбирайте те произведения, которые нравятся ученику в художественном смысле, Вам - в педагогическом, и удовлетворяют вас обоих с точки зрения исполняемости на эстраде.

    4) Нерегулярность выступлений. Ничего так не придаёт неуверенности в своих силах и не разрушает сценическую стабильность, как нерегулярность выступлений. Обязательно нужно стараться увеличить число выступлений, особенно, если ученик исполняет сложную программу как технически, так и художественно, или долго не выступал (в этом случае следует предварительно обыграть программу в более комфортной обстановке).

    Совет: Выставляйте всех учеников на концертах малого и большого значения, не зависимо от уровня развития учащегося. Для слабых учеников (а им выступления нужны в первую очередь!) будьте музыкальным продюсером: организуйте мероприятия, на которых он может выступить: классные часы, родительские собрания класса, выступления перед одноклассниками в СОШ и т.д.

    От администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом представленной публикации, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.

    Скачать публикацию Скачали: 214 раз(а)