Теперь без регистрации

ТВОРИ!
УЧАСТВУЙ!
ПОБЕЖДАЙ!

Центр организации и проведения
Международных и Всероссийских
конкурсов г. Москва
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64913 от 16.02.2016

sandwich-btn
Возрастная категория 0+

Всего добавлено
работ:

130879
  • Конкурсы
  • Викторины
  • Публикации
  • Конференции
  • Обмен опытом
  • ФГОС тесты
  • Олимпиады
  • Педагог-эксперт
  • Выбрать раздел

    Как отправить доклад:

    • 1. Клик н кнопку «Разместить доклад» (кнопка выше)
    • 2. Заполнить заявку, загрузив доклад.
    • 3. Клик по кнопке «Отправить». Система переведёт вас на страницу оплаты.
    • 4. Оплатите взнос – 250 р. - 150 р.
    • 5. После оплаты вы сразу увидите сообщение об успешной отправке заявки.
    • 6. Доклад отправляется на проверку.
    • 7. Скачать свидетельство вы можете в день подачи заявки в разделе сайта «результаты».
    • 8. Если у вас возникли вопросы, пишите на почту tvori.uchastvui@yandex.ru

    Посмотреть свидетельство:

    Сертификат

    Публикация работ производится БЕСПЛАТНО.

    Стоимость свидетельства о публикации в электронном виде – 250 р.

    "Формирование и развитие музыкальной памяти"

    Дата публикации: 01.11.18

    Автор:
    Сайфутдинов Марат Нургаянович преподаватель по классу баяна, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств г. Зеленодольска Республики Татарстан», Россия Республика Татарстан г. Зеленодольск

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств г. Зеленодольска

    Республики Татарстан»

    Методическая разработка

    на тему:

    «Формирование и развитие

    музыкальной памяти»

    Выполнил:

    преподаватель

    по классу баяна

    Сайфутдинов

    Марат Нургаянович

    г. Зеленодольск2018

    В отличие от тех, кто слушает музыку, анализирует, аранжирует, сочиняет ее, музыкант-исполнитель должен запомнить музыкальный материал. Игра наизусть является высшей необходимостью музыкально-художественного исполнения произведения как учащимся ДМШ и ДШИ, так и концертирующим солистом.

    Обращает на себя внимание то, что многие методические советы на эту тему относятся к более взрослому учащемуся или студенту. Целью данной работы является желание обратить внимание преподавателей ДМШ и ДШИ на актуальность этой темы и помочь им найти для своих учеников способы рационального заучивания наизусть.

    В задачи входит:

    • Изучение и использование всех видов памяти;
    • Роль преподавателя в развитии музыкальной памяти ученика;
    • Условия (способы) развития музыкальной памяти.

    Наряду с музыкальным слухом и чувством ритма музыкальная память образует триаду основных музыкальных способностей.

    Будучи способностью сложной, музыкальная память объединяет в органическом единстве различные виды памяти:

    - образно-слуховая;

    - конструктивно-логическая;

    - двигательно-моторная;

    - зрительная.

    При этом специфика музыкальной деятельности предполагает, что в нормально развитой музыкальной памяти будет первенствовать образно-слуховой компонент. Следовательно, способность к запоминанию музыкального материала зависит от уровня развития музыкального слуха и музыкально-ритмического чувства. Тем не менее учащиеся, стоящие приблизительно на одном уровне слухового и музыкально-ритмического развития, подчас заметно отличаются друг от друга в отношении скорости, точности, прочности и объема запоминания. Указанное дает основание утверждать, что музыкальная память – особая специфическая способность.

    Подчеркнув важное значение игры наизусть, оговорив виды музыкальной памяти, ее свойства, мы подошли к очень важному вопросу: поддается ли воспитанию музыкальная память? Каковы потенциальные возможности преподавателяв развитии музыкальной памяти своего учащегося?

    В поисках ответа на этот вопрос следует обратиться к опыту разных музыкантов. По мнению Н.А.Римского-Корсакова «она (музыкальная память) ... заставляет более или менее примириться с тем, что есть у каждого субъекта от природы».[1]

    А.Д.Алексеев считает, что «педагог должен изучать свойства памяти ученика, создать благоприятные условия для его развития».[2]

    Существуют разногласия по произвольному и непроизвольному запоминанию. Например, А.Б.Гольденвейзер считал, что необходимо с детства приучать ученика специально учить на память все, что ему задается. Мнение С.Т.Рихтера по этому вопросу принципиально другое: «Лучше этого (заучивание наизусть) не делать специально... Лучше, если выучивание наизусть проходит без принуждения».[3]

    Итак, единого, однозначного решения нет и видимо быть не может. Конечный результат предопределяется своеобразием конкретной музыкально-педагогической ситуации. Например, одного ученика целесообразно ориентировать на один способ работы, другого – на иной. Главное в содержании, характере, способах осуществления той деятельности, в русле которой протекает запоминание музыки. Память нельзя увеличить посредством особых упражнений. Только регулярное, повседневное обучение музыкальному исполнительству, накопление репертуара представляет собой систематическую тренировку музыкальной памяти и, следовательно, ее развитие и совершенствование. Ученик, владеющий обширным репертуаром, имеет преимущества перед другим учеником, который, сыграв 2-3 пьесы на очередном академическом концерте, сразу забывает их. Преподавателю следует об этом помнить и способствовать повторению исполненного репертуара.

    Каковы же условия успешного запоминания?

    1. Прежде всего положительные эмоции. Яркий, образный, доступный музыкальный материал запоминается легче, быстрее. Наоборот, пьесы, которые не вызывают положительных эмоций, заучиваются долго и плохо удерживаются в памяти. Преподавателю необходимо подбирать такой репертуар, который вызывает у ребенка интерес. При этом необходимо учитывать:

    - возрастные и индивидуальные особенности ребенка;

    - степень его одаренности;

    - уровень общего развития;

    - степень музыкальной подготовки;

    - личностные качества в работе.

    2. Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо понятно. Л.Н.Оборин так писал об этом: «Не знаю, так ли уж важно, чтобы ученик старался поскорее запомнить, заучить произведение наизусть. Неизмеримо важнее, чтобы он, как исполнитель, проникся духом этого произведения, осознал всё, что хотел выразить композитор...».[4]

    3. Преподаватель, желающий что-нибудь запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств (слух, зрение, мышечные ощущения и движения) приняли участие в процессе запоминания. То есть необходимо, использовать все виды памяти и стимулировать их к активной деятельности.

    4. Продуктивность запоминания возрастает, если оно осуществляется в русле интенсивной эмоциональной, творческой, волевой деятельности ученика. Преподаватель должен способствовать этому, не допуская малосодержательного, подчас примитивного способа работы – многократного повторения одного и того же материала без конкретных слуховых или технических задач. Репертуар должен быть разнообразным и объемным. Тогда у ученика не будут притупляться эмоции, слух и творческая активность.



    [1] Цагарелли Ю.А.Психология музыкально-исполнительской деятельности. Учебное пособие. – СПб: «Композитор», 2012.

    [2] Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2015.

    [3] Лавренкина Р.Е. Игра наизусть. - г. Смоленск: 2017 г.

    [4] Цыпин Г.М. Обучение игре на музыкальном инструменте. – М.: 1984 г.


    От администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом представленной публикации, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.

    Скачать публикацию Скачали: 216 раз(а)