Теперь без регистрации

ТВОРИ!
УЧАСТВУЙ!
ПОБЕЖДАЙ!

Центр организации и проведения
Международных и Всероссийских
конкурсов г. Москва
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64913 от 16.02.2016

sandwich-btn
Возрастная категория 0+

Всего добавлено
работ:

130920
  • Конкурсы
  • Викторины
  • Публикации
  • Конференции
  • Обмен опытом
  • ФГОС тесты
  • Олимпиады
  • Педагог-эксперт
  • Выбрать тему

    Как отправить доклад:

    • 1. Клик н кнопку «Разместить доклад» (кнопка выше)
    • 2. Заполнить заявку, загрузив доклад.
    • 3. Клик по кнопке «Отправить». Система переведёт вас на страницу оплаты.
    • 4. Оплатите взнос – 250 р. - 150 р.
    • 5. После оплаты вы сразу увидите сообщение об успешной отправке заявки.
    • 6. Доклад отправляется на проверку.
    • 7. Скачать свидетельство вы можете в день подачи заявки в разделе сайта «результаты».
    • 8. Если у вас возникли вопросы, пишите на почту tvori.uchastvui@yandex.ru

    Посмотреть свидетельство:

    Сертификат

    «Формирование у детей дошкольного возраста положительного отношения к окружающему миру через ознакомление с родным городом»

    Дата публикации: 07.11.18

    Автор:
    Насибуллина Винера Галиевна Воспитатель, МБДОУ Детский сад №210, г. Уфа

    Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста положительного отношения к окружающему миру через ознакомление с родным городом»

    В статье представлен опыт работы по гражданско - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, способствующий воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.


    «Ты вспомнишь не страну большую,
    которую изъездил и узнал.
    Ты вспомнишь Родину такую,
    какой её ты в детстве увидал».

    К.Симонов

    Любовь к стране начинается с любви к своему городу. Знания об истории родного города дают дошкольникам возможность активного взаимодействия с окружающим миром. Проводя диагностику по родному краю, выявилось, что знания детей непосредственно о городе, в котором мы живем, недостаточны, что привело к мысли разработать цикл занятий и мероприятий по ознакомлению детей с родным городом. Мы решили, что дети и их родители могут узнать много нового и интересного об Уфе. Именно поэтому, одной из направлений нравственно — духовного патриотического воспитания в детском саду является ознакомление дошкольников с родным городом. Для обогащения краеведческих представлений дошкольников перед педагогом стоят следующие задачи:

    - познакомить детей с историей и современностью города;

    - сформировать у детей представление о родной природе, различных сторонах жизни родного города, его жителей;

    - развивать стремление знать свой город;

    - способствовать развитию патриотического отношения к малой родине, уважения к культурному прошлому средствами эстетического воспитания.

    Планомерная работа в этом направлении начинается со средней группы детского сада, так как в этом возрасте у детей развивается наглядно-образное мышление и зрительная память. В содержание этой работы входит:

    1. Понятия «город», «село», «деревня».

    2. Название улиц и микрорайона, где живут дети.

    3. Природа родного города.

    4. Знакомство с достопримечательностями города.

    5. Труд людей по благоустройству города (посадка деревьев, строительство новых домов, магазинов и т. д.).

    В старшем дошкольном возрасте содержание работы расширяется. Добавляется:

    1. Герб родного города, значение символики.

    2. История возникновения города.

    3. Предприятия города.

    4. Памятные места и достопримечательности в городе.

    5. Знаменитые люди нашего города.

    Ознакомление ведётся в рамках непосредственно образовательной деятельности и закрепляется в повседневной жизни детского сада.

    Целью работы является создание системы работы, предметно-развивающей среды в детском саду, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей. В рамках данной темы:

    − Проведена диагностика по выявлению знаний дошкольников о родном городе.

    − Разработан проект «С чего начинается моя Родина» (для детей дошкольного возраста), цель которого − воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей, представлений об окружающем мире, умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни.

    − Составлены перспективные планы работы (на все возрастные группы).

    − Разработаны конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с малой родиной; городом (улицами, площадями, достопримечательностями); основными профессиями города Уфы; растительным и животным миром республики Башкортостан; государственной символикой.

    − Оформлены фотоальбомы: «Город мой − любимейший на свете», «Эти разные профессии», альбом ко дню города Уфы, «Зеленый мир рядом с нами», «Животные Башкирии», «Природа республики Башкортостан», «Мой любимый детский сад».

    − Разработан и систематизирован консультационный материал для родителей и педагогов ДОУ.

    В работе активно используются дидактические игры («Расскажи обо мне», «Узнай по описанию», «Пчёлы», «Все работы хороши», «Улицы моего детства», экологического содержания, по правилам дорожного движения), которые помогают не только закрепить полученные знания о городе, но и узнать много нового. Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Прогулка в парке», «Районная поликлиника», «Путешествие по городу». Разработала мультимедийные презентации: «Наш любимый город Уфа», «Времена года в Уфе», «Парк Победы», «Парк культуры и отдыха Первомайский»

    Большое внимание уделялось созданию развивающей среды в группе, которая способствует познавательному развитию ребёнка, обогащению и закреплению его знаний о родном городе. Предметно-развивающая среда группы оснащена и постоянно дополняется и обновляется. Оформлены папки по истории, культуре нашего города. Собраны описания уфимских достопримечательностей, архитектурных и исторических памятников, имеются предметы народно-прикладного искусства башкирского народа, предметы быта, карты Уфы.

    - в книжном уголке – размещены коллекции открыток и фотографий «Наша Уфа», книжки-самоделки – «Улицы нашего города», «Памятные места Уфы», подобраны стихотворения, в которых упоминается название города.

    - в изоуголке – размещены репродукции пейзажей, натюрмортов, связанных с родным городом.

    - в уголке дорожного движения – макет одной из улиц нашего города.

    - в игровом уголке имеются необходимые атрибуты для организации и проведения сюжетно-ролевых игр, многообразие настольно-печатных и дидактических игр по ознакомлению с родным городом.

    Одна из задач в воспитании любви к своему родному городу, к своей Родине состоит в том, чтобы сделать процесс воспитания и познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка. Это дело не сможет в полной степени стать успешным без привлечения родителей, и их активного в нем участия. Известно, для того, чтобы воспитательная работа дала результаты необходимо объединить педагогов и родителей. Работа с родителями строится на принципах преемственности семьи и детского сада.

    Цель работы с родителями: повышение активности родителей в воспитании у ребенка любви к родной республике, родному городу. Задачи:

    • Побудить интерес со стороны родителей к истории, культуре, традициям, характеризующим национальный колорит нашего города Уфы.
    • Формировать у родителей ответственность за воспитание у детей любви к истории, культуре, природе родного города
    • Способствовать активному участию родителей в жизни детского сада
    • Способствовать раскрытию творческих способностей в семье.

    Раскрывая тему «Растения, деревья», мы просили родителей посетить Ботанический сад, «Лимонарий» вместе с детьми.

    Мы составили гербарий, рассматривали атлас растений Башкортостана и т.д.

    Тему «Животные» и «Птицы» закрепляли в местном заповеднике, покормили лебедей в парке Аксакова.

    Изучая тему «День Победы» родители с детьми совершили экскурсию в парк Победы с посещением музея Боевой Славы. Возложили цветы к Вечному огню, рассмотрели танки, пушки, послушали рассказ о создании памятника в парке А.Матросову и М.Губайдуллину.

    Проводя систематическую работу по ознакомлению с родным городом, мы с детьми узнали много нового об Уфе. Родители с детьми с удовольствием посетили многие интересные и значимые места нашего города: Монумент Дружбы, памятник Салавату Юлаеву.

    Также наши дети неоднократно бывали в «Театре кукол», посетили спектакль в Башкирском театре оперы и балета.

    К нам в детский сад приезжали со своими выступлениями артисты Башкирской государственной филармонии.

    Зимой родители с детьми посещали площади города, где были построены снежные постройки, катались с ледяных горок.

    Знакомя детей с ближайшим окружением, например: с достопримечательностями города, совершая прогулки по улицам города, посещая музеи, учим составлять рассказы-описания по образцу, по предложенному плану.

    Знакомя детей с произведениями устного народного творчества, произведениями башкирских писателей, совершенствуем навык пересказа, учим эмоциональному восприятию сказок, умению характеризовать нравственные качества героев.

    Все наши экскурсии и прогулки с детьми запечатлены на фото, из которых составлен видеоматериал. Имеются видеоматериал об Уфе, которые мы используем на своих занятиях.

    Основным результатом работы по данной теме является, то, что воспитанники группы стали духовно богаче. Они много узнали о своём городе, изменили своё отношение к нему, увидели его красоту и богатство своим глазами, с уважением стали относиться к основателям, защитникам и людям, прославившим город, бережнее относиться к окружающему, чувствовать красоту природы. Так же у ребят изменилось взаимоотношения друг с другом, появились чувства коллективизма, сопереживания к людям, животным, доброжелательные отношение к окружающим. Пытаясь научить их самостоятельно решать проблемы, возникшие в жизни, мы старалась воспитать чувство настоящего горожанина, который умеет использовать свои знания на практике.

    Благодаря целенаправленной работе по ознакомлению дошкольников с родным городом у детей расширяются представления о родном городе, об историческом прошлом нашего края, о достопримечательностях Уфы и трудовых буднях жителей города. Очень важно, чтобы дети знали историю своей маленькой Родины, гордились её прошлым и настоящим.

    Библиография.

    1. Т. Комарова. Искусство как фактор воспитания любви к родному городу // Дошкольное воспитание №2, 2006, с. 3.
    2. И. Рыбакова. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Д.в. №6, 2003, с. 45.
    3. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Сост. Н.А. Арапова-Пискарева. – М., 2005.
    4. Рубцова Н.И. Использование национально-регионального компонента в образовательной работе с детьми.// Мир детства №4, 2001, с. 39.
    • Князьевская С. В., Демидова Л. В., Канапеева Э. Р. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 35-38.