Теперь без регистрации

ТВОРИ!
УЧАСТВУЙ!
ПОБЕЖДАЙ!

Центр организации и проведения
Международных и Всероссийских
конкурсов г. Москва
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64913 от 16.02.2016

sandwich-btn
Возрастная категория 0+

Всего добавлено
работ:

130893
  • Конкурсы
  • Викторины
  • Публикации
  • Конференции
  • Обмен опытом
  • ФГОС тесты
  • Олимпиады
  • Педагог-эксперт
  • Выбрать тему

    Как отправить доклад:

    • 1. Клик н кнопку «Разместить доклад» (кнопка выше)
    • 2. Заполнить заявку, загрузив доклад.
    • 3. Клик по кнопке «Отправить». Система переведёт вас на страницу оплаты.
    • 4. Оплатите взнос – 250 р. - 150 р.
    • 5. После оплаты вы сразу увидите сообщение об успешной отправке заявки.
    • 6. Доклад отправляется на проверку.
    • 7. Скачать свидетельство вы можете в день подачи заявки в разделе сайта «результаты».
    • 8. Если у вас возникли вопросы, пишите на почту tvori.uchastvui@yandex.ru

    Посмотреть свидетельство:

    Сертификат

    Всероссийская дистанционная научно-практическая педагогическая конференция

    Дата публикации: 30.12.18

    Автор:
    Дорохова Татьяна Александровна учитель биологии, МБОУ СОШ №13, город Новокузнецк

    Исследовательская деятельность школьников.

    «Самостоятельностьголовыучащегося- единственноепрочноеоснованиевсякогоплодотворного учения».

    К.Д.Ушинский

    Современный этап развития школьного образования выдвигает на первый план индиивидуальный подход к учащимся. Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причём знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило, они прочнее и глубже, чем сведения, которые получены путём выучивания. Чтобы научиться добывать знания, надо овладеть техникой исследовательского поиска.Как однажды заметил советский математик А. Н. Колмогоров «не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе»[8] .Следует различать научное и учебное исследование. Научное исследование – это постановка и решение объективно новой проблемы, получение объективно новых знаний.

    По мнению Кривых С.В., главной целью учебного исследования является развитие личности учащегося, а не получениеобъективно нового результата, как в «большой» науке. Входе учебного исследования учащимся приобретается функциональный навык исследования как универсального способа освоения действительности, развивается способность к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося)[5]. Исследовательский метод также призван развивать творческие склонности и способности каждого ребенка, пришедшего в школу.

    Исследовательская деятельность школьников - образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование, предполагает выполнение учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста[7]. Педагог выступает как организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции. Лернер Г.И. считает, что в курсе биологии исследовательский метод может применяться практически во всех лабораторных работах, при решении задач, при самостоятельном проведении полевых или лабораторных экспериментов, при создании исследовательских проектов. Каждая из этих форм исследовательской работы требует обязательного прохождения большей части или всех необходимых этапов исследования:

    – наблюдения фактов и явлений;
    – постановки проблем;
    – выдвижения гипотез;
    – планирования этапов исследования;
    – выявления связей данного явления или проблемы с другими;
    – формулирования и объяснения решения;
    – проверки решения;
    – практических выводов о возможном применении полученных знаний.

    Важно, что перечисленные пункты в той или иной степени касаются решения любой творческой задачи — от написания сценария фильма или пьесы по биологии до серьезного академического исследования. В самом деле, разве не должен ученик, решивший написать сценарий пьесы о фотосинтезе, выяснить, что написано по этому поводу до него, поставить проблему нового подхода к материалу, воплотить замысел в постановке, проверить реакцию читателя и зрителя. Так же шестиклассник, выясняющий степень влияния рН среды на рост и развитие растения, проходит все этапы исследования, начиная с наблюдений и заканчивая оформленным представлением результатов эксперимента в виде научной работы [6].

    Исследовательский метод обучения может быть эффективен только тогда, когда учитель выстраивает целостную систему обучения, в которой этому методу отводится значительная роль. Поэтому важно использовать его не только во внеурочное время. При организации исследовательской работы в рамках обычного урока происходит переход от трансляции непререкаемых истин к самостоятельному поиску решения проблемы учащимися. Способность к поиску может целенаправленно формироваться и развиваться у учащихся под руководством учителя на уроках при решении проблемных биологических задач исследовательского характера. Каждая задача представляет собой описание конкретной ситуации, возникшей в процессе биологического исследования и требующей своего разрешения путем логического анализа с привлечением уже известных ранее знаний в области биологии. Бессистемное применение проблемных задач малоэффективно. Необходимо применять систему задач, отвечающих следующим требованиям:

    1. Система задач должна охватывать основные проблемы науки.

    2. Она должна отражать методы научного познания.

    3. В задачах должны найти свое отражение все процедуры творческой деятельности: видение проблем; умение выдвигать гипотезы; умение осуществлять перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение многофункциональности объекта; конструирование нового способа решения проблемы на основе известных способов; видение альтернативы решения.

    4. Задачи должны постепенно усложняться.

    5. Подлинно исследовательские задачи должны требовать от учащегося самостоятельного поиска информации, причем на доступном, но достаточно высоком уровне [6].

    Построение такой системы задач только отчасти можно возложить на плечи учителя. На самом деле это дело общей методики обучения биологии. Тем не менее, зная приведенные требования, учитель может накопить, отобрать и выстроить в определенной логике систему таких задач. В этом году я начала работу над формированием банка исследовательских задач по биологии.

    В книгах В.А. Бухвалова показаны алгоритмы составления биологических задач, в том числе и творческих. К каждому алгоритму приведен тип формулировки задачи.

    1. Задачи на выбор информации.

    Выберите признаки, характерные для …

    2. Задачи на исправление ошибок.

    Исправьте ошибки…

    3. Задачи на сравнение и сопоставление выводов.

    Сравните строение, функции, образ жизни и т.д.

    4. Задачи на установление взаимосвязей.

    Установите взаимосвязи между питанием и фотосинтезом; строением и образом жизни и т.д.

    5. Задачи на выявление приспособлений.

    Какие приспособления имеются уросянки, венериной мухоловки для ловли насекомых?

    Выявить приспособление рыб к текучести воды (для определения скорости и направления течения). Представьте себе: «в аквариум с плавающими рыбами опустили карандаш. Рыбы бросились прочь. То же самое проделали с теми же рыбами, предварительно одетыми в «купальные костюмы» с разрезами для глаз, жабр, плавников и рта. Рыбы при этом ничуть не испугались». Как можно объяснить такую реакцию рыб? [2]

    6. Задачи на определение значения приспособлений.

    Какое значение имеет выделение фитонцидов у растений?

    7. Задачи на выявление противоречий.

    Существует два вида муравьев, питающихся одной пищей в разное время суток. Объясните активность муравьев в разное время суток.

    8. Задачи на постановку опытов.

    Вам нужно изучить сезонные изменения численности сибирских бурундуков. Что вы должны сделать, чтобы получить представление о численности бурундуков в каждый момент исследования? Опишите план работы, укажите порядок действий при её выполнении.

    9. Задачи на выдвижение гипотез.

    Предложите гипотезы для объяснения данного факта или явления.

    Некоторые грибы в тропических лесах светятся и создают столько света, что при желании можно было бы читать. Зачем они это делают?

    10. Задачи на объяснение результатов опыта.

    С помощью очень тонких игл, приспособленных для микроманипуляции, извлекли из живой амебы ядро, не повредив цитоплазму, амеба некоторое время жила, но ее активность стала некоординированной. Так, заглатывая пищу, амеба ее выбрасывала, не переваривая, вскоре амеба погибла. В другую безъядерную, но не погибшую амебу ввели (пересадили) ядро, взятое от другой амебы, произошло полное восстановление жизнедеятельности этой амебы, вскоре амеба с пересаженным ядром ничем не отличалась от других амеб. Объясните результаты опыта.

    11. Задачи на анализ гипотезы [6].

    Согласно гипотезе Аристотеля о спонтанном зарождении, определенные «частицы» вещества содержат некое «активное начало», которое при подходящих условиях может создать живой организм. Аристотель считал, что активное начало содержится в оплодотворенном яйце, тине, солнечном свете. Выскажите Ваше мнение.

    Последовательное сочетание подобных заданий при изучении биологии побуждаетшкольников к самостоятельному поиску решения проблемы.

    Список использованной литературы

    • Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2007. – 132 с.
    • Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть III: Проблемные уроки. Научно-практическое пособие – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2006. – 288 с.
    • Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие./М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 160 с.
    • Колюченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2006. – 368 с.
    • Организация профильного обучения: Учебно-методическое пособие / Авторы – составителиС.В.Кривых, Г.Н.Шорникова, В.М Жураковская. Часть 2. Методика профильного обучения. – Новокузнецк: изд-во МОУ ДПО ИПК, 2004. – 213 с.
    • Лернер Г.И. Методы обучения, их специфика. - ИД "Первое сентября", газета "Биология" № 37, 2004.
    • Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная деятельность школьников 5-11 классы / Под ред. А.В. Леонтовича. - 2-е изд. - М.: ВАКО, 2016. - 160с. - (Современная школа: управление и воспитание).
    • Тягина И.А. Азбука исследовательской деятельности. Тюльган, 2014. - (Учебное пособие для педагогов по выполнению исследовыательских работ).