Выбрать тему
- Основы финансовой грамотности
- Духовно-нравственное воспитание в соответствии с ФГОС
- Педагогическая инициатива
- Информационные технологии в современном образовательном процессе в условиях реализации ФГОС
- Роль современных педагогических технологий в повышении качества образования
- Экологическое воспитание как организация интегрированной деятельности
- Способы организации активного обучения в рамках ФГОС
- Научно-практическая краеведческая конференция «Моя малая Родина»
- Военно-патриотическое воспитание в школе
- Реализация ФГОС в образовательном учреждении: теория и практика
- Информационно-образовательная среда как средство и условие повышения качества образования при реализации ФГОС
- Профессиональный стандарт педагога. Формирование новой педагогической культуры.
- Использование мультимедийной техники и информационно-коммуникационных технологий во внеклассной работе на различных школьных мероприятиях.
- Конструирование современного урока
- Современный урок и внеурочная деятельность
- Педагогическое мастерство
- Современные научные исследования
- Методика проектирования и достижения образовательных результатов на современном уроке
- Инклюзивное образование – образование для всех
- Воспитание и обучение: теория, методика и практика
- Актуальные проблемы совершенствования современного образования
- Конспекты занятий
- Наследие К.Д. Ушинского
Как отправить доклад:
- 1. Клик н кнопку «Разместить доклад» (кнопка выше)
- 2. Заполнить заявку, загрузив доклад.
- 3. Клик по кнопке «Отправить». Система переведёт вас на страницу оплаты.
- 4. Оплатите взнос – 250 р. - 150 р.
- 5. После оплаты вы сразу увидите сообщение об успешной отправке заявки.
- 6. Доклад отправляется на проверку.
- 7. Скачать свидетельство вы можете в день подачи заявки в разделе сайта «результаты».
- 8. Если у вас возникли вопросы, пишите на почту tvori.uchastvui@yandex.ru
Посмотреть свидетельство:
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в ДОУ.
Дата публикации: 25.12.18
Психолого-педагогическое сопровождение
одаренных детей в ДОУ
автор: Бутакова Елена Григорьевна, педагог-психолог
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 45 «Добрая фея»,
г. Междуреченск, Кемеровская область
адрес электронной почты: mdoy45@mail.ru
телефон: рабочий 8(38475)3-37-87, сотовый 89609242711
Д.Б. Богоявленская в своих работах дает следующее определение одаренности: одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
В среднем общеобразовательном учреждении можно выделить следующие категории одаренных детей:
1) дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (выявляются уже в дошкольном имладшем школьном возрасте);
2) дети с признаками специальнойодаренности в определенной областидеятельности (выявляются дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте),(см. буклет);
3) дети, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, умственных резервов (ярко проявляют себя в старшем школьном возрасте).
Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.
Мы в своей работе придерживаемся следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.
Поэтому мы стремимся выявить потенциальные признаки одаренности и получить из них реальные результаты у максимального количества детей. Судить о возможной одаренности в той или иной сфере позволяют следующие признаки:
- легкость обучения и усвоения программного материала;
- длительная концентрация внимания, богатый словарный запас, способность к абстрактному мышлению;
- склонность к дискуссии со сверстниками и педагогами, неприятие строгих требований дисциплины;
- любознательность, изобретательность, настойчивость, цельность, высокие идеалы;
- повышенное чувство юмора, острая реакция на несправедливость и т.п.
Характерная особенность одаренного ребенка заключается в совмещении у него свойств своего и последующего возраста, что создает двойственность и противоречивость его психологического облика. Как правило, в физическом и эмоциональном развитии одаренные дети находятся в пределах своей возрастной нормы, при этом значительно превосходя сверстников в интеллектуальном и нравственном отношении. Это их превосходство часто приводит к развитию у одаренных детей серьезных социально-психологических проблем:
- эмоциональные, личностные и иные психологические барьеры, затрудняющие проявление творческой природы одаренного ребенка;
- опережающее развитие, нетрадиционные взгляды на окружающий мир и, как следствие, отказ от подчинения общим требованиям в ДОУ;
- трудности вследствие того, что дети с ранним развитием думают значительно быстрее, чем излагают свои мысли;
- нестабильность интересов и сочетание их широты с поверхностностью знаний;
- стремление к лидерству, часто с чертами диктаторства, что приводит к проблемам межличностной коммуникации;
- иногда — заниженная самооценка, стремление «не выделяться» среди сверстников;
- несоответствие интеллектуальных, социальных и нравственных потребностей одаренного ребенка и реального содержанияпрограммы ДОУ и круга общения, что приводит к неприязни к ДОУ и сверстникам;
- повышенная чувствительность к различным раздражителям и стимулам, часто принимаемая за гиперактивность
Наличие перечисленных психологических особенностей одаренного ребенка позволяет утверждать, что таким детям необходимо комлексное психолого-педагогическое сопровождение их развития.
Цель: выявление, поддержка и развитие талантливых детей, содействие их самореализации, сохранение психологического и физического здоровья.
Задачи:
- выявление одаренных детей;
- содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия);
- развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);
- содействие социализации, формированию коммуникативных навыков;
- содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми.
Простейшая схема психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка включает в себя следующие этапы:
- Первичная диагностика методом наблюдения.
- Сбор информации у специалистов и воспитателей по виду одаренности ребенка.
- Вторичная (углубленная) диагностика посредством тестирования.
- Сбор информации у родителей методом анкетирования и беседы.
- Выработка рекомендаций для воспитателей, специалистов, родителей.
- Рекомендации по охране психологического здоровья, снятие психоэмоционального напряжения, создание комфортного психологического климата в ОУ и семье.
- Создание программ для одаренных детей.
Работа с одаренными воспитанниками включает несколько направлений:
- работа непосредственно с детьми (отбор детей с высокими способностями; выявление их психологических особенностей для обеспечения условий обучения, позволяющих максимально реализовать имеющийся потенциал на каждом возрастном этапе; психологическое сопровождение процесса обучения, в котором каждый ребенок выступает как активный субъект собственного развития, осуществляемого во взаимодействии с окружением);
- работа с педагогами (подготовка их для работы с одаренными детьми; разработка принципов, программ работы с одаренными детьми и т.д.).
- работа с семьей (консультирование, психологическое просвещение родителей и т.д.)
Нельзя забывать слова выдающегося психолога С.Л. Рубинштейна: «Общая одаренность является не только предпосылкой, но и результатом всестороннего развития личности». Задача педагогов и психологов при работе с одаренными детьми — не пассивное наблюдение за их ростом, а создание условий для формирования внутренней мотивации деятельности и системы ценностей, которые создают основу становления духовной личности.
Литература:
Бурменская, Г.В. Одаренные дети. [Текст]/Г.В.Бурменская, В.М.Слуцкий. –М.: Прогресс. 1991.
Доровской, А.И. 100 советов по развитию одаренности детей [Текст]/ А.И.Доровской. –М. Просвещение. 1997.
Доровской, А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся [Текст]/ А.И.Доровской. –М. Просвещение. 1998.
Звягинцева,Е.В. Работа с одаренными детьми в школе с углубленным изучением немецкого языка [Текст]// Е.В.Звягинцева //Одаренный ребенок. - 2009. - № 2.
Лейтс, Н.С. Раннее проявление одаренности. [Текст]/ Н.С.Лейтс // Вопросы психологии. – 1988. - № 4.
Матюшкин, П.М. Раннее выявление талантов и их развитие. [Текст]/ П.М.Матюшкин // Вопросы психологии. – 1984. - №3.
Свирская Л.В.76 рецептов правильного общения с вашим ребенком. [Текст]/ Л.В. Свирская.-М.: АСТ. 2008. -159 с.