Выбрать тему
- Основы финансовой грамотности
- Духовно-нравственное воспитание в соответствии с ФГОС
- Педагогическая инициатива
- Информационные технологии в современном образовательном процессе в условиях реализации ФГОС
- Роль современных педагогических технологий в повышении качества образования
- Экологическое воспитание как организация интегрированной деятельности
- Способы организации активного обучения в рамках ФГОС
- Научно-практическая краеведческая конференция «Моя малая Родина»
- Военно-патриотическое воспитание в школе
- Реализация ФГОС в образовательном учреждении: теория и практика
- Информационно-образовательная среда как средство и условие повышения качества образования при реализации ФГОС
- Профессиональный стандарт педагога. Формирование новой педагогической культуры.
- Использование мультимедийной техники и информационно-коммуникационных технологий во внеклассной работе на различных школьных мероприятиях.
- Конструирование современного урока
- Современный урок и внеурочная деятельность
- Педагогическое мастерство
- Современные научные исследования
- Методика проектирования и достижения образовательных результатов на современном уроке
- Инклюзивное образование – образование для всех
- Воспитание и обучение: теория, методика и практика
- Актуальные проблемы совершенствования современного образования
- Конспекты занятий
- Наследие К.Д. Ушинского
Как отправить доклад:
- 1. Клик н кнопку «Разместить доклад» (кнопка выше)
- 2. Заполнить заявку, загрузив доклад.
- 3. Клик по кнопке «Отправить». Система переведёт вас на страницу оплаты.
- 4. Оплатите взнос – 250 р. - 150 р.
- 5. После оплаты вы сразу увидите сообщение об успешной отправке заявки.
- 6. Доклад отправляется на проверку.
- 7. Скачать свидетельство вы можете в день подачи заявки в разделе сайта «результаты».
- 8. Если у вас возникли вопросы, пишите на почту tvori.uchastvui@yandex.ru
Посмотреть свидетельство:
Дуальное обучение – как элемент повышения качества профессионального образования
Дата публикации: 03.11.18
Преподаватель БЦБК ФГБОУ ВО «БрГУ»
И.В. Долотова
Дуальное обучение – как элемент повышения качества профессионального образования
Самая большая проблема развития системы профессионального образования – это повышение ее качества. Объясняется это острым дефицитом высококвалифицированных рабочих кадров.
Для решения этой проблемы ФГОС третьего поколения требует обеспечить практикоориентированный характер обучения. Работодатели в первую очередь заявляют о повышении качества профессиональной подготовки будущих специалистов. Федеральный стандарт нового поколения как раз предусматривает обучение и выпуск таких специалистов, которые в свою очередь будут способны к самореализации.
Единственная задача, которую нужно решить в системе образования – сформировать новую модель профессиональной подготовки.
Возможно ли это? По моему мнению, вполне. Думаю, что современная система дуального образования, может решить одновременно две проблемы:
- повысить качество профессионального образования;
- снизить глобальный дифицит высококвалифицированных специалистов.
Что такое дуальное образование? Дуальное образование – вид профессионального образования, при котором практическая часть подготовки проходит непосредственно на рабочем месте, а теоретическая часть – на базе образовательной организации.
Если провести параллель между теоретической и практической подготовкой студентов, то получим следующее:
- с одной стороны, студент-стажер получает необходимый ему опыт.
- с другой стороны, руководство предприятия готовит для себя квалифицированные рабочие кадры.
Но не все так легко, как кажется. Самым трудным является то, чтообразовательному учреждению тяжело перейти и перестроиться на новые цели подготовки квалифицированных специалистов.
Ежегодно наши выпускники сталкиваются с тем, что при устройстве на работу по специальности, руководителя не интересует какой «багаж знаний» у этого выпускника. Руководителя в первую очередь интересует какой у него уровень готовности для осуществления профессиональной деятельности. А в наших образовательных стандартах предполагается в основном равное соотношение теоретического и практического обучения. Поэтому возникает вопрос о необходимости модернизации системы образования.
Но у нас имеется самая глобальная проблема, которая тормозит введение дуального обучения это – предприятия. Во-первых, руководители предприятий должны выделить сотрудников-наставников для практической подготовки студентов. Как показывает опыт, наставники с большой неохотой берутся стажировать и обучать студента. Почему? Во-первых – ответственность, которую естественно, они брать на себя не хотят. Во-вторых, и по-моему мнению, это финансы. Так как наставникам стажировку и обучение студентов не оплачивают.
Для предприятия дуальное образование – это хорошая, на мой взгляд, возможность подготовить для себя кадры. Так как за время прохождения производственной практики у руководителей появляется возможность выбрать самых лучших учеников.
Рассмотрим плюсы дуального обучения.
К плюсам можно отнести: во-первых, обеспечение высокого процента трудоустройства выпускников, так как они полностью будут отвечать требованиям работодателя. Во-вторых, достигается высокая мотивация получения знаний, формируется психология будущего работника.
Для того, чтобы внедрить инновации, необходимо:
- работать в тесном контакте с предприятиями, имеющим возможность внедрения дуальной системы обучения;
- разработать совместно с работодателями рекомендации для предприятий по внедрению дуальной модели обучения;
- обеспечить создание или выделение на предприятиях ученических мест и мастерских для обучения по дуальной системе;
- ввести обязательную стажировку преподавателей специальных дисциплин на рабочем месте.
Для внедрения инноваций, кроме всего перечисленного, необходимо время.
Как и в любой системе, в дуальной модели образования есть свои преимущества и недостатки.
Преимущества системы:
- практическая часть проводится на предприятиях, а не только в лабораториях, мастерских и на полигонах образовательных организаций;
- содержание рабочих программ согласовано между образовательной организацией и работодателями;
- между образовательной организацией и предприятием развиваются тесные отношения;
- при трудоустройстве возможно немедленное применение приобретённых знаний;
- постоянное чередование обучения в образовательной организации и на предприятии способствуют лучшей мотивации, и производственный процесс сильно не прерывается;
- гарантирует ясные и однозначные описания профессии, а также унифицированный уровень подготовки.
Недостатки дуальной системы:
- с мотивацией обучения на предприятии может снижаться качество образования;
- рабочие программы не всегда согласованны с сезонной последовательностью выполняемых работ на производстве;
- образовательная организация не всегда может вовремя преподать необходимый предприятиям учебный материал;
- недостаточная готовность предприятий к обучению – следовательно, отсутствие учебных местах на производстве.
Надежность дуальной системы, объясняется тем, что она предполагает тесное сотрудничество системы образования и предприятий.
У каждого участника процесса дуальной системы обучения есть обязательства, которые должны четко выполняться.
Руководство предприятий должны:
- формировать заказы и требования к квалификациям и компетенциям;
- развивать систему наставничества;
- организовать обучения на практике;
- участвовать в оценке качества образования.
Руководство образовательных учреждений отвечают:
- за разработку новых или модернизацию существующих образовательных программ;
- за обеспечение учебного процесса;
- за взаимодействие с работодателями.
Конечно же, все участники дуальной системы обучения остаются в выигрыше, но самое главное то, что выпускники учебных заведений, будут гарантированно трудоустроены и конкурентоспособны на рынке труда.
Тесное сотрудничество и совместная зона ответственности государства, образования и работодателей, несомненно даст значимый эффект в развитии данной системы.