Теперь без регистрации

ТВОРИ!
УЧАСТВУЙ!
ПОБЕЖДАЙ!

Центр организации и проведения
Международных и Всероссийских
конкурсов г. Москва
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64913 от 16.02.2016

sandwich-btn
Возрастная категория 0+

Всего добавлено
работ:

130719
  • Конкурсы
  • Викторины
  • Публикации
  • Конференции
  • Обмен опытом
  • ФГОС тесты
  • Олимпиады
  • Педагог-эксперт
  • Выбрать тему

    Как отправить доклад:

    • 1. Клик н кнопку «Разместить доклад» (кнопка выше)
    • 2. Заполнить заявку, загрузив доклад.
    • 3. Клик по кнопке «Отправить». Система переведёт вас на страницу оплаты.
    • 4. Оплатите взнос – 250 р. - 150 р.
    • 5. После оплаты вы сразу увидите сообщение об успешной отправке заявки.
    • 6. Доклад отправляется на проверку.
    • 7. Скачать свидетельство вы можете в день подачи заявки в разделе сайта «результаты».
    • 8. Если у вас возникли вопросы, пишите на почту tvori.uchastvui@yandex.ru

    Посмотреть свидетельство:

    Сертификат

    Развитие навыков фонематического анализа при обучении детей грамоте

    Дата публикации: 03.05.17

    Автор:
    Яскевич Мария Владимировна учитель-логопед, ГБДОУ №196 компенсирующего вида Кировского района г.Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №196 компенсирующего вида Кировского р-на Санкт-Петербурга

    Статья: «Развитие навыков фонематического анализа при обучении детей грамоте»

    подготовила

    учитель-логопед

    Яскевич Мария Владимировна

    г. Санкт-Петербург

    2017

    Поступление в школу является для ребёнка переломным моментом в его жизни и формировании его личности. С переходом к систематическому обучению в школе завершается дошкольное детство ребёнка и начинается период школьного возраста.

    Поэтому в современных условиях особое значение приобретает вопрос о подготовке дошкольников к школе в целом, но и, в частности, обучение грамоте, как предпосылке обучению чтению.

    Обучение грамоте, то есть, первоначальным навыкам чтения, являются сложной задачей, так как требует особого, тщательного подхода к ребёнку, обязывает взрослого в доступной для малыша форме донести необходимую суть, именно самое важное так, чтобы это было доступно сознанию ребёнка и должно предстать перед ним как предмет его познания.

    Обучение грамоте связано со всем дальнейшим усвоением языка и представляет собой лишь первоначальный этап. Поэтому методика обучения грамоте должна рассматриваться не только с точки зрения непосредственных результатов, но и в перспективе дальнейшего усвоения языка.

    История методики обучения чтению, со всей остротой поставившая вопрос о необходимости знакомства детей со звуковой материей языка, и привела к возникновению аналитико-синтетического метода, при котором ребёнок проделывает путь от букв к звуковым значениям, а, наоборот, от звуковых значений и их систем к буквам.

    Здесь необходимо подчеркнуть, что наиболее важным моментом во всём аналитико-синтетическом или звуковом методе и является работа со словом, а точнее, работа с фонематическим составом слова, так как именно это позволяет достигать на начальном этапе обучению чтению главную задачу – знакомить со звуковой действительностью языка.

    От того, как ребёнок в дошкольном возрасте овладеет умением анализировать звуковой состав слова, и будет зависеть всё последующее усвоение представлений о языке в целом.

    Таким образом, работать по развитию навыков фонематического анализа - важная задача в современных условиях, так как она рассматривается как необходимая предпосылка для обучения детей чтению по аналитико-синтетическому методу.

    Формирование навыка чтения находится в тесной связи и взаимообусловленности от уровня развития устной речи. В последнее время возрастает количество детей с расстройствами речи, а среди речевых расстройств всё чаще встречается ОНР.

    На сегодняшний день в логопедии является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Значит, у категории детей с нарушением речи снижаются возможности полноценного овладения навыком, а, значит, и навыками письма и чтения. Речь идёт о детях с общим недоразвитием речи.

    Дети с ОНР – особая категория дошкольников с отставанием в становлении и формировании всех компонентов речевой системы, относящиеся к её звуковой и смысловой стороне (фонетико-фонематической, лексико-грамматической). Нарушение фонематического анализа также входит в структуру речевого дефекта детей рассматриваемой категории. Поэтому у детей с О.Н.Р. недостаточные предпосылки для полноценного овладения чтением и письмом, что повышает вероятность возникновения дисграфии и дислексии.

    Это происходит из-за того, что у ребёнка нет чётких представлений о том, из каких звукобуквенных элементов состоит слово, поэтому у него с трудом формируются обобщённые звуко-слоговые образцы. Вследствие этого он не может объединять звуки в слоги по аналогии с уже усвоенными более лёгкими слогами и узнавать их.

    Чем более бедны представления детей о звуковом составе слова, тем сильнее обнаруживаются недостатки чтения, так как проявляется зависимость между узнаванием слога или слова и различением звуков, входящих в их состав.

    Отсутствие чёткого звукового образа слова затрудняет формирование чёткого зрительного образа этого слова в процессе чтения. Для правильного зрительного восприятия и узнавания слога или слова при чтении необходимо, чтобы звуковой состав их был достаточно чёток и чтобы ребёнок умел их правильно произносить.

    Таким образом, работа по формированию у дошкольников с о.н.р. навыков звукового анализа слов – важная задача в современных условиях, так как она рассматривается не только как необходимая предпосылка для обучения детей чтению, но и как работа по профилактике нарушений чтения и письма.

    Поскольку чтение невозможно без умения сливать отдельные звуки в синтетические группы, то чтение должно базироваться, начинаться с изучения процесса анализа звукового состава слова. От того, как ребёнку будет открыто строение звуковой формы слова, то есть звуковая действительность языка, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии.

    Так как обучение грамоте связано со всем дальнейшем усвоением языка и представляет собой лишь первоначальный этап, поэтому методика обучения грамоте должна рассматриваться не только с точки зрения непосредственных практических результатов, но и в перспективе дальнейшего усвоения языка.

    Конечной задачей чтения является понимание. В принципе понимания письменной речи происходит так же, как и понимание устной, то есть на основе звуковой формы слова. Центральное значение точной, правильной звуковой формы для понимания читаемого слова видно из того простого и хорошего известного факта, что достаточно любой неточности при воссоздании звуковой формы, на основе графических знаков – и слово не понимается. Хорошо может читать тот, кто умеет правильно воссоздавать звуковую форму не только знакомого, но и любого незнакомого слова.

    Первоочередная задача обучения грамоте состоит в том, чтобы открыть ребёнку звуковую форму слова, познакомить его со звуковым строением слов как основных единиц языка, со звуковой материей языка – его звуками.

    Рациональное обучение детей чтению в русском языке построено по звукобуквенному принципу и требует в качестве предпосылки умение производить звуковой анализ слова и умения расчленять слово на составляющие его звуки и устанавливать порядок звуков в слове, то есть анализа звуковой структуры слова. Такое умение у детей приходится формировать, так как большинство поступающих в школу этим умением не владеют.

    Для овладения грамотой необходимо, чтобы ребёнок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но – и это главное – имел чёткое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать звуковой состав слов.

    Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. Вместе с тем обучение грамоте выступает как один из важнейших этапов развития сознания звуковой стороны языка. Опираясь на весь предшествующий путь фонематического развития, обучение грамоте является вместе с тем более высоким этапом в этом развитии.

    От администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом представленной публикации, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.